№ 2-2702/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 ноября 2016 года г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи О.
представителя ответчика А., действующей на основании доверенности СФ-73/5 от --,
при секретаре судебного заседания Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
К. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области о признании решения комиссии ГУ – УПФР в г. Свободном о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, об обязании включить период работы в специальный стаж,
у с т а н о в и л:
К. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, об обязании включить период работы с 04 сентября 2012 года по 03 марта 2014 года по профессии электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий в специальный стаж, указывая на следующее.
В связи с достижением пенсионного возраста 24 августа 2016 года он обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении трудовой пенсии (так указано в иске). К заявлению приложил документы подтверждающие стаж работы, а именно: трудовую книжку, паспорт, архивные справки о стаже работы на заводе Автозапчасть, Дальэнерогосеть строй, ООО «Регион-И». 18 августа 2016 года пенсионным фондом рассмотрены вопросы реализации им пенсионных прав для назначения досрочной страховой пенсии по старости, принято решение об отказе в назначении досрочной пенсии в связи с недостаточностью стажа. Комиссия приняла решение не засчитывать в специальный стаж период работы с 04 сентября 2012 года по 03 марта 2014 года по профессии электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий.
Считает отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку оспариваемый период включен в трудовую книжку и пенсионный фонд был обязан назначить пенсию с 24 августа 2016 года, однако отказал, не имея на то оснований, чем нарушил его право на получение пенсии.
.
В связи с чем, он вынужден обратиться в суд.
В судебное заседание истец К. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения материалов дела, о причинах неявки не сообщил, не просил о рассмотрении материалов дела в его отсутствие.
Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Свободном А., в судебном заседании пояснила, что пенсионный фонд не согласен с заявленными требованиями, поскольку не представлено доказательств подтверждающих полную занятость истца в течение всего рабочего дня, а также характер выполняемой работы по указанной истцом профессии. Кроме того, работодатель согласно сведений персонифицированного учета не указывает, что работник работал по профессии, которая предусматривает льготное пенсионное обеспечение. Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Поскольку организация ООО «Регион И» находится в Иркутской области пенсионным фондом был сделан запрос на предоставление сведений подтверждающих характер работы в указанный период. Однако документов никаких не поступило. Организация ООО «Регион И» в сведениях персонифицированного учета указала, что К. работал на предприятии только в период с 04 сентября 2012 года по 30 июня 2013 года. Согласно трудовой книжки период работы с 04 сентября 2012 года по 03 марта 2014 года. Особые условия труда работодателем не указаны. Просила в иске отказать.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть материалы дела в отсутствие истца, надлежаще извещенного о времени месте рассмотрения материалов дела, не представившего сведения о причинах неявки.
Выслушав доводы представителя ответчика, изучив материалы дела, заключение эксперта, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года, применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу этого Федерального закона.
Согласно пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В соответствии с п. 16 указанного Постановления Пленума в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Согласно п. 15 постановления Пленума № 30 от 11 декабря 2012 года, суд, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), должен учитывать в какие периоды работал гражданин. В периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 27-ФЗ возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ.
Реализация застрахованными физическими лицами своего права на пенсию поставлена в зависимость от надлежащего выполнения работодателем обязанности по ведению и передаче Пенсионному фонду Российской Федерации сведений индивидуального персонифицированного учета.
Таким образом, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу закона подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года №1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
В п. 11 правил указано, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" закон вступил в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Части 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона вступили в силу с 1 января 2016 года.
Со дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Из положений подп. 2 п. 1 ст. 30 данного закона, следует, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно п. 3 ст. 30 закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п. 3 ст. 30 закона).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 №516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды с тяжелыми условиями работ.
Из материалов дела судом достоверно установлено, что 19 августа 2016 года К. обратился в пенсионный орган Согласно по вопросу назначения досрочной страховой пенсии, что подтверждается заявлением от 19 августа 2016 года.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на момент обращения истца в ГУ-УПФР в г.Свободном К., -- года рождения, достиг возраста 54 лет. Его специальный страховой стаж согласно выписки на 25 августа 2016 года составлял менее необходимых 12 лет 6 месяцев – 11 лет 1 месяц 7 дней, общий страховой стаж менее необходимых 25 лет – 24 года 11 месяцев 24 дня.
В ходе судебного заседания установлено, что пенсионный орган не включил период работы К. в ООО «Регион-И» по профессии электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий с 04 сентября 2012 года по 03 марта 2014 года. В трудовой книжке истца указанный период времени отражен работодателем.
Однако согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета работодателем сданы сведения о работе истца в указанном предприятии только за период с 04 сентября 2012 года по 30 июня 2013 года. Сведений об особых условиях труда в отношении истца не указано за весь период сданный работодателем.
Судом запрошены документы у работодателя, подтверждающие период работы истца, характер и занятость истца в оспариваемый период времени, однако согласно ответа от 02 ноября 2016 года запрашиваемых судом документов не имеется.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 01 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в разделе "XXVII. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" позицией 2290000а-19829 предусмотрены "электромонтеры - линейщики по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети".
Учитывая, что право на досрочное пенсионное обеспечение в данном случае определяется не только по наименованию должности, в которой работал истец, а занятостью на работах с тяжелыми условиями труда, т.е. зависит от характера работы, при отсутствии допустимых доказательств выполнения указанных работ у суда отсутствует основание для признания незаконным решения ответчика об отказе в назначении истцу досрочной пенсии и об обязании ответчика включить оспариваемый период работы в специальный страховой стаж.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ч. 3 ст. 14 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Между тем, из представленных в материалы дела документов не прослеживается характер работы истца, занятость в течение полного рабочего дня в указанный период работы, истцом в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не представлено.
Таким образом, в отсутствие документального подтверждения характера работы и постоянной занятости К. в спорный период исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
в удовлетворении искового заявления К. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области о признании решения комиссии ГУ – УПФР в г. Свободном о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, об обязании включить период работы в специальный стаж, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение одного месяца. Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2016 года.
Судья Свободненского
городского суда О.
№ 2-2702/2016
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ
Именем Российской Федерации
03 ноября 2016 года г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи О.
представителя ответчика А., действующей на основании доверенности СФ-73/5 от --,
при секретаре судебного заседания Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
К. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области о признании решения комиссии ГУ – УПФР в г. Свободном о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, об обязании включить период работы в специальный стаж,
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
в удовлетворении искового заявления К. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области о признании решения комиссии ГУ – УПФР в г. Свободном о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, об обязании включить период работы в специальный стаж, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение одного месяца. Мотивированное решение будет изготовлено 08 ноября 2016 года, стороны могут получить и ознакомиться с мотивированным решением 09 ноября 2016 года.
Судья Свободненского
городского суда О.