09 февраля 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Башинского Д.А., Смирнова Е.А.,
по докладу судьи Башинского Д.А.,
с участием прокурора < Ф.И.О. >4,
при секретаре < Ф.И.О. >5
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования Новокубанского района по доверенности < Ф.И.О. >7 на решение Новокубанского районного суда Краснодарского края от 03 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
<...> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования <...>, < Ф.И.О. >1 о признании недействительным договора аренды <...> от <...> земельного участка площадью 1500 кв. м., с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, по смежеству с земельным участком по <...>, заключенный между администрацией муниципального образования <...> и < Ф.И.О. >1, и погашении записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве аренды < Ф.И.О. >1 на земельный участок площадью 1500 кв. м., с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: Краснодарский край, <...>, по смежеству с земельным участком по <...>, указав, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки выявлена сделка, заключенная между администрацией муниципального образования <...> и < Ф.И.О. >1, которая является ничтожной по следующим основаниям.
Так, <...> между администрацией муниципального образования <...> и < Ф.И.О. >1 заключен договор <...> аренды земельного участка из земель категории «земли населенных пунктов» с кадастровым номером <...> площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, по смежеству с земельным участком по <...>.
Основанием для заключения данного договора явилось то, что администрацией муниципального образования <...> в ходе рассмотрения заявления < Ф.И.О. >1 о предоставлении ей в аренду указанного земельного участка произведена публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка в печатном издании Официальный вестник Приложение <...> к газете «Свет маяков» от <...> <...> (11156). По результатам данной публикации иных лиц желающих получить данный участок в аренду кроме < Ф.И.О. >1 не нашлось.
Между тем, порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством в 2013 году регулировался ст. 34 Земельного кодекса РФ (в ред. <...>).
Из содержания ст. 34 Земельного кодекса РФ следует, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от <...> <...> утвержден Перечень средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений.
Согласно данному Перечню по <...> утверждено одно средство массовой информации (газета) «Свет Маяков». Тираж данной газеты составляет более 4 тысяч экземпляров, издание имеется в розничной продаже.
Вместе с тем, сообщение о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельного участка расположенного по адресу: <...>, по смежеству с земельным участком по <...>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, размещено администрацией муниципального образования <...> в целях его предоставления в аренду в издании «Официальный вестник» Приложение <...> к газете «Свет маяков» <...> (11156) от <...>, исключающей возможность ознакомления с данным сообщением широкого круга потенциальных участников торгов.
При этом, издание «Официальный вестник» Приложение <...> к газете «Свет маяков» <...> (11156) от <...> выпускалось отдельным от газеты «Свет маяков» от <...> (11156) тиражом в количестве 130 экземпляров, что значительно меньше тиража основной газеты 8607 экземпляров.
Подписчики и покупатели газеты не имели возможности ознакомиться с приложением к ней, поскольку в свободной продаже приложение отсутствовало, приложение после выпуска в свет передавалось непосредственно заказчику (администрации муниципального района).
Совокупность приведенных обстоятельств подтверждает, что администрацией муниципального образования <...> вопреки требований ст. 34 Земельного кодекса РФ сообщение о предоставлении гражданам в аренду земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, по смежеству с земельным участком по <...>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, сделано в порядке и способом, не соответствующем цели такой публикации, заведомо не позволяющим обеспечить доступность для широкого круга общественности сведений о предоставлении земельного участка в аренду.
Изложенные обстоятельства нарушают интересы неопределенного круга лиц, способных приобрести права на земельные участки в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, в конкурентных условиях.
Из анализа изложенного следует что администрацией муниципального образования <...> незаконно предоставлен < Ф.И.О. >1 указанный земельный участок.
Незаконным предоставлением анализируемого земельного участка < Ф.И.О. >1 затрагиваются права муниципального образования Прочноокопское сельское поселение <...> на использование земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе заинтересованного в привлечении к участию в торгах в целях установления более высокой арендной платы как можно большего количества участников, в связи с чем прокурор просит: признать недействительным договор аренды <...> от <...> земельного участка площадью 1500 кв. м., с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, по смежеству с земельным участком по <...>, заключенный между администрацией муниципального образования <...> и < Ф.И.О. >1; погасить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве аренды < Ф.И.О. >1 на земельный участок площадью 1500 кв. м., с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: Краснодарский край, <...>, по смежеству с земельным участком по <...>.
В судебном заседании помощник прокурора <...> < Ф.И.О. >6 иск прокурора <...> поддержала по доводам указанным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования <...> по доверенности < Ф.И.О. >7 иск не признал.
В судебном заседании ответчик < Ф.И.О. >1 иск не признала.
В судебном заседании представитель третьего лица администрации Прочноокопского сельского поселения <...> по доверенности < Ф.И.О. >8 с иском также был не согласен.
Решением Новокубанского районного суда Краснодарского края от <...> удовлетворены исковые требования прокурора <...>.
Признан недействительным договор аренды <...> от <...> земельного участка площадью 1500 кв. м., с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, по смежеству с земельным участком по <...>, заключенный между администрацией муниципального образования <...> и < Ф.И.О. >1.
Погашена запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве аренды < Ф.И.О. >1 на земельный участок площадью 1500 кв. м., с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: Краснодарский край, <...>, по смежеству с земельным участком по <...>.
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального образования <...> по доверенности < Ф.И.О. >7 просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В своих возражениях прокурор <...> < Ф.И.О. >9 просит решение районного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора < Ф.И.О. >4, просившего решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, представителя Администрации муниципального образования <...> по доверенности < Ф.И.О. >7, просившего решение суда отменить, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В судебном заседании установлено, что <...> между администрацией муниципального образования <...> и < Ф.И.О. >1 заключен договор <...> аренды земельного участка из земель категории «земли населенных пунктов» с кадастровым номером <...> площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, по смежеству с земельным участком по <...>.
Основанием для заключения данного договора явилось то, что администрацией муниципального образования <...> в ходе рассмотрения заявления < Ф.И.О. >1 о предоставлении ей в аренду указанного земельного участка произведена публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка в печатном издании Официальный вестник Приложение <...> к газете «Свет маяков» от <...> <...> (11156). По результатам данной публикации иных лиц желающих получить данный участок в аренду кроме < Ф.И.О. >1 не нашлось.
Между тем, порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством в 2013 году регулировался ст. 34 Земельного кодекса РФ (в ред. <...>).
Из содержания ст. 34 Земельного кодекса РФ следует, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Таким образом, ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ устанавливает обязанность органов местного самоуправления осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению. Из содержания данных норм также следует, что органы местного самоуправления обязаны подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от <...> <...> утвержден Перечень средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений.
Согласно данному Перечню по <...> утверждено. одно средство массовой информации (газета) «Свет Маяков». Тираж данной газеты составляет более 4 тысяч экземпляров, издание имеется в розничной продаже.
Вместе с тем, сообщение о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельного участка расположенного по адресу: <...>, Прочноокопское сельское поселение, <...>, по смежеству с земельным участком по <...>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, размещено администрацией муниципального образования <...> в целях его предоставления в аренду в издании «Официальный вестник» Приложение <...> к газете «Свет маяков» <...> (11156) от <...>, исключающей возможность ознакомления с данным сообщением широкого круга потенциальных участников торгов.
При этом, издание «Официальный вестник» Приложение <...> к газете «Свет маяков» <...>(11156) от <...> выпускалось отдельным от газеты «Свет маяков» от <...> (11156) тиражом в количестве 130 экземпляров, что значительно меньше тиража основной газеты 8607 экземпляров.
Подписчики и покупатели газеты не имели возможности ознакомиться с приложением к ней, поскольку в свободной продаже приложение отсутствовало, приложение после выпуска в свет передавалось непосредственно заказчику (администрации муниципального района).
Совокупность приведенных обстоятельств подтверждает, что администрацией муниципального образования <...> вопреки требований ст. 34 Земельного кодекса РФ сообщение о предоставлении гражданам в аренду земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> по смежеству с земельным участком по <...>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, сделано в порядке и способом, не соответствующем цели такой публикации, заведомо не позволяющим обеспечить доступность для широкого круга общественности сведений о предоставлении земельного участка в аренду.
Изложенные обстоятельства нарушают интересы неопределенного круга лиц, способных приобрести права на земельные участки в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, в конкурентных условиях.
Из анализа изложенного следует, что администрацией муниципального образования <...> незаконно предоставлен < Ф.И.О. >1 указанный земельный участок.
Незаконным предоставлением анализируемого земельного участка < Ф.И.О. >1 затрагиваются права муниципального образования Прочноокопское сельское поселение <...> на использование земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе заинтересованного в привлечении к участию в торгах в целях установления более высокой арендной платы как можно большего количества участников, в связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новокубанского районного суда Краснодарского края от 03 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального образования Новокубанского района по доверенности < Ф.И.О. >7 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: