Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-10153/2015 ~ М-9776/2015 от 04.08.2015

Дело № 2-10153/15

РЕШЕНИЕ

именем российской федерации

14 сентября 2015 года                  город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Емшанова И.С.,

при секретаре Хорешко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ш. к администрации города Благовещенска о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м.,

УСТАНОВИЛ:

Ш. обратилась в Благовещенский городской суд с указанным исковым заявлением, в обоснование указав, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. *** года вынесено судебное решение о лишении родительских прав ТретьеЛицо1 В *** году она поступила в Амурский государственный университет, где обучалась до *** года, находилась на полном государственном обеспечении, проживала в общежитии. Так как она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Благовещенске (постановление № *** от *** г.), то по окончанию университета она с заявлением обратилась в администрацию города Благовещенска с просьбой о предоставлении ей жилого помещения для проживания, но получила отказ. Администрация города Благовещенска мотивирует свой отказ тем, что министерством социальной защиты населения Амурской области доведены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в размере ***.

В соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 27.05.2015г. с ЗАО «Амурстрой» заключены муниципальные контракты на приобретение 30 жилых помещений (квартир) путем участия в долевом строительстве для детей-сирот на общую сумму ***. Таким образом, администрация города Благовещенска сможет предоставить жилое помещение исключительно в порядке очередности, при условии достаточного финансирования из областного и федерального бюджетов.

Согласно п.1 статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по заявлению в письменной форме лиц, относящихся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждений, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

До настоящего времени жилое помещение не получила, постоянного места жительства и жилья в собственности/пользовании не имеет.

На основании изложенного истец просит суд обязать администрацию города Благовещенска Амурской области предоставить Ш. для проживания благоустроенное жилое помещение по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, в черте территории муниципального образования г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м.

В судебное заседание не явились: истец Ш., ответчик - представитель администрации города Благовещенска, третьи лица – представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области, представитель Министерства финансов Амурской области, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, Ш. и представитель администрации города Благовещенска просили рассмотреть дело в их отсутствие, остальные участники процесса о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.

Представитель ответчика администрации города Благовещенска в письменном отзыве возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, постановлением администрации города Благовещенска от *** г. № *** Ш. принята на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из положений ст. 4.1 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года.

Согласно материалам дела Ш. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Поскольку в настоящее время в муниципальную собственность в рамках реализации Постановления Правительства Амурской области от 16.11.2012 № 660 «Об утверждении Программы мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2013 - 2015 годы» не переданы жилые помещения, построенные и приобретенные субъектом Амурской области, в связи с чем, предоставить жилое помещение истцу в настоящее время не представляется возможным.

По состоянию на ***г. на учете состоит *** лиц, указанной категории граждан, ожидающих предоставление жилья на территории города Благовещенска.

При этом у администрации города Благовещенска в настоящее время имеются неисполненные обязательства перед иными детьми - сиротами по *** судебным актам.

Законом Амурской области от 10.12.2014 г. № 458-03 «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годы» в приложении № 25 приведено распределение субвенций бюджетам муниципальных образований на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2015 год (средства областного бюджета). Для города Благовещенска размер субвенций на эти цели в 2015г. предусмотрен в сумме ***.

Также в приложении № 40 к указанному закону Амурской области приведено распределение субвенций бюджетам муниципальных образований на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2015 год (средства федерального бюджета). Для города Благовещенска размер субвенций на эти цели в 2015г. предусмотрен в сумме ***.

С целью реализации доведенных лимитов ***г. принято Постановление администрации города Благовещенска № *** «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, приобретаемого путем участия в долевом строительстве» для проведения аукционов по приобретению жилых помещений.

*** года органом местного самоуправления было объявлено 3 аукциона на приобретение жилых помещений (квартир) путем участия в долевом строительстве для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в количестве 30 квартир (на сумму доведенных лимитов возможно было приобрести только 30 квартир).

*** года подведены итоги рассмотрения заявок на участие в аукционе. По окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана единственная заявка на участие в аукционе и соответственно заключены контракты с единственным участником.

Контрактами предусмотрено, что ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и передача объектов долевого строительства в муниципальную собственность должны состояться в *** квартале *** года.

В связи с чем, после окончания строительства и принятия в муниципальную собственность жилых помещений, построенных по контрактам, данные жилые помещения будут предоставлены детям - сиротам и лицам из их числа.

Указанная информация о проведенных аукционах администрацией города Благовещенска является открытой и размещена на официальном сайте электронной площадки России РТС тендер ***

Таким образом, администрацией города Благовещенска предпринимаются всевозможные меры для обеспечения жильем детей сирот.

Поскольку срок окончания строительства жилья установлен *** квартал *** года, соответственно, у администрации города Благовещенска в настоящее время отсутствует реальная возможность по обеспечению жилым помещением Ш.

При этом жилищные права истца не нарушены, администрацией города Благовещенска ему будет предоставлено жилое помещении в соответствии с существующим порядком и сформированным списком детей-сирот и лиц из их числа в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления.

Поскольку обеспечение жилым помещением истицы, состоящей в списке, под номером ***, ранее других сирот, будет нарушать существующий с *** года порядок обеспечения лиц данной категории жилым помещением на условиях специализированного найма, так и права и законные интересы иных сирот, вставших на учет раньше истицы, и ждущих предоставления жилья в соответствии с существующим порядком, следовательно, оснований для возложения на администрацию города Благовещенска обязанности по обеспечению Ш. жилым помещением ранее иных лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся и включенных в соответствующий список, не имеется.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением администрации города Благовещенска от *** г. № *** Ш. принята на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из материалов дела следует, что Ш. обратилась в администрацию города Благовещенска с письменным заявлением о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в рамках Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов *** года администрацией г. Благовещенска в адрес заявителя был направлен ответ, в котором было указано, что из положений статьи 4.1 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года. Истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с *** года. Министерством социальной защиты населения Амурской области доведены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям сиротам в размере ***. В соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ***г. с ЗАО «Амурстрой» заключены муниципальные контракты на приобретение 30 жилых помещений (квартир) путем участия в долевом строительстве для детей-сирот на общую сумму ***. В соответствии с проектами контрактов ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и передача объектов долевого строительства в муниципальную собственность должны состояться в IV квартале 2015 года. На оставшуюся сумму будут приобретены жилые помещения для детей-сирот на вторичном рынке жилья. Жилые помещения будут предоставляться детям-сиротам после регистрации на них права муниципальной собственности. Администрация города Благовещенска сможет предоставить жилое помещение исключительно в порядке очередности, при условии достаточного финансирования из областного и федерального бюджетов.

В рамках настоящего гражданского дела истцом ставиться вопрос о предоставлении ей жилого помещения по договору специализированного найма как лицу, поставленному на учет органом местного самоуправления по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку указанное жилое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено.

Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса о порядке реализации права на бесплатное предоставление жилого помещения отнесено к компетенции законодателя.

Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи Федерального закона от 21 декабря 1996 года 3 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Закона).

Поскольку Ш., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам специализированного найма, Ш., принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма не реализовала, на нее распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ).

По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Данная позиция согласуется с разъяснениями, содержащимися в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 июня 2011 года, из которого следует, что основанием возникновения права на предоставление жилого помещения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются юридические факты, определенные жилищным законодательством, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования.

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено и подтверждается материалами дела, что Ш. (*** года рождения) относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации города Благовещенска № *** от *** года истец признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № *** по состоянию на 18*** года Ш. недвижимого имущества в собственности не имеет.

Таким образом, с учетом того обстоятельства, что истец достигла возраста 18 лет, окончила пребывание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд приходит к выводу, что у Ш., как нуждающегося в жилом помещении, возникло, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующее в настоящее время), право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а у ответчика возникла обязанность предоставить истцу жилое благоустроенное помещение на условиях специализированного найма.

При этом суд считает необходимым отметить, что недостаточное финансирование расходов для обеспечения детей – сирот жилыми помещениями, наличие иных граждан, состоящих на регистрационном учете, при наличии у истца права на обеспечение жилым помещением, не являются основаниями для отказа в предоставлении истцу жилья в предусмотренные действующим законодательством порядке и сроки.

Следовательно, требования Ш. о возложении на администрацию города Благовещенска обязанности предоставить ей (Ш.) жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд:

РЕШИЛ:

исковое заявление Ш. - удовлетворить.

Обязать администрацию города Благовещенска предоставить Ш. жилое помещение на территории муниципального образования город Благовещенск, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято *** 2015 года.

Председательствующий                    Емшанов И.С.

2-10153/2015 ~ М-9776/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шевченко Юлия николаевна
Ответчики
Администрация г Благовещенска
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Емшанов И.С.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
04.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2015Передача материалов судье
10.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2015Судебное заседание
17.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее