Р Е Ш Е Н И Е
9 февраля 2012 года г. Красноуфимск
Судья Красноуфимского городского суда Свердловской области Терехина Т.А., при секретаре Тетеревковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Мальцевой С.А. на постановление государственного инспектора по Уральскому Федеральному округу, главного специалиста-эксперта экологического контроля Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Уральскому федеральному округу Дьяковой Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, которым:
Мальцева С.А., <данные изъяты>
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора по Уральскому Федеральному округу, главного специалиста-эксперта экологического контроля Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Уральскому федеральному округу Дьяковой Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Галс» Мальцева С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, а именно в том, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой в период с 18 апреля по 7 июня 2011 года проведена проверка ООО «Галс» - предприятия природопользователя, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю на территории Свердловской области, не сдавшего в срок до 1 февраля 2011 года статистический отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2010 год.
ООО «Галс» в связи со своей производственной деятельностью осуществляет деятельность в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 2 Перечня объектов, подлежащих Федеральному государственному экологическому контролю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации «О перечне объектов, подлежащих Федеральному экологическому контролю»: объекты хозяйственной и иной деятельности, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду подлежат Федеральному экологическому контролю.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
ПриказомФедеральной службы Государственной статистики Министерства Экономического развития Российской Федерации «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» от 28.01.2011 года № 17 утверждены формы предоставления статистического отчета по форме 2-ТП (отходы), а также установлен срок предоставления отчетности – 1 февраля после отчетного периода.
Форма 2-ТП (отходы) - сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления содержит экологическую информацию о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды (информация о видах отходов, сгруппированных по классам опасности для окружающей природной среды, наличие отходов на начало отчетного периода, образование отходов за отчетный период, поступление отходов из других организаций, информация об обезвреживании отходов, передача отходов другим организациям, размещение отходов на собственных объектах, использование отходов).
В нарушение указанных требований ООО «Галс» статистический отчет формы 2-ТП (отходы) за 2010 год в установленный срок, то есть до 1 февраля 2011 года, в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу не предоставило.
Статистические исследования имеют важное общественное, народохозяйственное, оборонное значение.
Правовой основой единой государственной политики в сфере официального статистического учета являются нормы статьи 71 Конституции Российской Федерации и ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
ООО «Галс» посягнуло на право уполномоченного органа государственной власти получать от субъектов социально-экономической деятельности информацию, необходимую для статистических наблюдений и подготовки официальной статистической информации о положении дел в стране.
В соответствии с информацией представленной в Красноуфимскую межрайонную прокуратуру ООО «Галс» статистические отчеты форма 2-ТП (отходы) за 2010 год в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу представлены не своевременно ввиду смены на предприятии работника, ответственного за сдачу отчетов.
Таким образом, должностное лицо – директор ООО «Галс» Мальцева С.А. совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.5 КоАП РФ, за что ей было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «Галс» Мальцева С.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить данное постановление, указав, что в постановлении о назначении наказания государственный инспектор Дьякова Е.А. субъектом административного правонарушения признала ООО «Галс», основываясь на п. 2 Перечня объектов, подлежащих Федеральному государственному экологическому контролю, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 года № 285 «О перечне объектов подлежащих федеральному экологическому контролю». Тем не менее, трансграничным перемещением отходов в соответствии со ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» является перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства или в район, находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств, что в данном случае неприменимо.
Также в Перечне объектов, указанных в Приложении № к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю на территории Свердловской области ООО «Галс» отсутствует.
Приказом Федеральной службы Государственной статистики Министерства Экономического развития Российской Федерации «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» от 28 января 2011 года № 17 утверждены формы предоставления статистического отчета по форме 2-ТП (отходы).
В данном приказе сказано, что за нарушение порядка предоставления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную 13.19 КоАП РФ, а также ст. 3 Закона РФ от 13.05.1992 года № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности», соответственно применение статьи 8.5 КоАП РФ к правонарушению о несвоевременно предоставленной отчетности не правомочно.
В постановлении о назначении административного наказания указано на совершение правонарушения по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации). Объективная сторона указанной статьи правонарушения включает в себя несколько различных деяний: сокрытие, искажение и несвоевременное сообщение. Субъектами правонарушения являются лица, обязанные сообщать указанную в статье информацию в отношении перечисленных в ней объектов окружающей природной среды. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Однако 11 мая 2011 года директором ООО «Галс» в адрес прокуратуры было подано пояснение, что статистические формы 2-ТП (отходы) не представлены в связи со сменой ответственного за предоставление статистической формы отчетности. Зато были произведены ежеквартальные расчеты за 2010 год, соответственно осуществлены платежи. Также была произведена передача отходов производства и потребления, соответственно произведены расчеты.
При проведении проверки заявитель не был ознакомлен ни с актом проверки, ни с протоколом об административном правонарушении, что является нарушением норм процессуального права.
Дело об административном правонарушении было рассмотрено по истечении пятнадцатидневного срока.
В судебном заседании Мальцева С.А. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ не признала, настаивала на удовлетворении жалобы, обосновала свои требования доводами, изложенными в жалобе, просила отменить постановление о назначении административного наказания.
Представитель Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, жалобу Мальцевой С.А. оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав Мальцеву С.А., изучив материалы дела об административном правонарушении, не находит оснований для отмены постановления государственного инспектора по Уральскому Федеральному округу, главного специалиста-эксперта экологического контроля Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Уральскому федеральному округу Дьяковой Е.А.
В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Данное правонарушение посягает на порядок в области экологической информации.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
20 июня 2011 года Красноуфимским межрайонным прокурором Иванниковым Г.А. вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора ООО «Галс» Мальцевой С.А. по ст. 8.5 КоАП РФ за не предоставление в установленный срок статистического отчета формы 2-ТП (отходы) за 2010 год.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ являются отношения в области охраны окружающей среды, природопользования. Объективная сторона правонарушения состоит в сокрытии экологической информации, в бездействии (не предоставлении экологической информации в природоохранные органы, хотя закон обязывает предоставлять экологическую информацию), а также в несвоевременном предоставлении полной и достоверной экологической информации.
ООО «Галс» не предоставило в срок до 1 февраля 2011 года статистический отчет формы 2-ТП (отходы) в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу. Срок предоставления отчетности – 1 февраля установлен Приказом Федеральной службы государственной статистики Министерства Экономического развития Российской Федерации «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» от 28 января 2011 года № 17.
Форма 2-ТП (отходы) – сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления содержит экологическую информацию о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды (информация о видах отходов, сгруппированных по классам опасности для окружающей природной среды, наличие отходов на начало отчетного периода, образование отходов за отчетный период, поступление отходов из других организаций, информация об обезвреживании отходов, передача отходов другим организациям, размещение отходов на собственных объектах, использование отходов).
Следовательно, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу рассматривает форму 2-ТП (отходы) не как статистическую отчетность, а как документ, содержащий экологическую информацию и позволяющий осуществлять учет в области обращения с отходами.
Отчет по форме 2-ТП (отходы) является обязательным для заполнения юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами; информация, указываемая в данном отчете должна быть достоверной и полной.
Кроме того, ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, указанный отчет позволяет отследить, нарушены ли предприятием в результате хозяйственной и иной деятельности нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
В нарушение существующих требований экологическую информацию, содержащуюся в форме 2-ТП (отходы) за 2010 год в установленный срок, то есть в срок до 1 февраля 2011 года ООО «Галс» в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу не предоставило.
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль на объектах, расположенных на территории Уральского федерального округа. Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу осуществляет свои функции на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года № 400 и Положения о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору природопользования от 23.06.2011 года № 412 и руководствуется ст.ст. 22,1, 22.2, 23.29 КоАП РФ.
При этом в силу ст. 23.29 ч. 1 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.5 КоАП РФ.
Вина Мальцевой С.А. в совершении административного правонарушения подтверждается постановлением Красноуфимского межрайонного прокурора Иванникова Г.А. о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – директора ООО «Галс»; протоколом № собрания участников ООО «Галс» от ДД.ММ.ГГГГ об избрании директором ООО «Галс» Мальцевой С.А.; отчетом ООО «Галс» об образовании, использовании и размещении отходов за 2010 год; уставом ООО «Галс».
С доводами Мальцевой С.А. в той части, что субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ характеризуется умышленной формой вины, в связи с чем, в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, суд согласиться не может и не принимает их во внимание, поскольку объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ включает в себя несколько различных деяний: сокрытие, искажение и несвоевременное сообщение полной и достоверной информации. Мальцева С.А. привлечена к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, выразившееся в сокрытии и несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы. Субъективная сторона указанного правонарушения выражается и в форме неосторожности.
При этом, рассмотрение дела об административном правонарушении Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу в отношении Мальцевой С.А. с нарушение срока, установленного ст. 29.6 ч. 1 КоАП РФ, не является основанием для отмены постановления, поскольку данный срок пресекательным не является.
Таким образом, государственный инспектор по Уральскому Федеральному округу, главный специалист-эксперт экологического контроля Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Уральскому федеральному округу Дьякова Е.А. на законных основаниях и в соответствии с требованиями административного законодательства обоснованно пришла к выводу о виновности должностного лица Мальцевой С.А. в совершении административного правонарушения, при обстоятельствах, указанных в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания.
Наказание государственным инспектором по Уральскому Федеральному округу, главным специалистом-экспертом экологического контроля Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Уральскому федеральному округу Дьяковой Е.А. Мальцевой С.А. назначено в пределах, установленных законом, в минимальном размере, с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения и личности виновного, с учетом смягчающих обстоятельств и отсутствии отягчающих наказание обстоятельств.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при рассмотрении дела Дъяковой Е.А. не допущено.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора по Уральскому Федеральному округу, главного специалиста-эксперта экологического контроля Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Уральскому федеральному округу Дьяковой Е.А. законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 1 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора по Уральскому Федеральному округу, главного специалиста-эксперта экологического контроля Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Уральскому федеральному округу Дьяковой Е.А. № 182 от 22 августа 2011 года в отношении директора ООО «Галс» Мальцевой С.А., привлеченной к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Мальцевой С.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Красноуфимский городской суд в течение 10 дней.
Судья: Т.А. Терехина