Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 марта 2016 <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Поповой Е.В.
при секретаре ФИО3,
с участием:
представителя административного ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №А-№/2016 по административному иску Никитин И.В. к отделу военного комиссариата <адрес> об оспаривании решения призывной комиссии,
у с т а н о в и л:
Никитин И.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии. В обоснование заявление указав, что он состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 27 лет, в связи с чем он перестал подлежать призыву на военную службу. ДД.ММ.ГГГГ по соответствующей повестке он явился в отдел военного комиссариата <адрес>. В отношении него было проведено медицинское освидетельствование, по результатам которого врачом-хирургом отдела он был освидетельствован, определена категории годности «В - ограниченно годен к военной службе». Кроме того, на момент освидетельствования он не прибывал в запасе, и соответственно не мог быть освидетельствован по графе II ст. 66 Расписания болезней. ДД.ММ.ГГГГ на заседании призывной комиссии г.о. Тольятти, ему оглашено решение, о зачислении в запас ВС РФ. С данным заключением призывной комиссии не согласен и считает его незаконным, необоснованным и нарушающим его законные права и интересы. В силу п.п. «А» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» он должен быть освобожден от призыва на военную службу, так как в установленном порядке был признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья. Обжалуемое заключение должно было быть принято на заседании призывной комиссии в его присутствии. На каком-либо заседании призывной комиссии, в том числе и ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении вопроса о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, он не присутствовал. Он присутствовал только на заседании призывной комиссии, на котором был зачислен в запас по состоянию здоровья. Таким образом, заключение принято с существенным нарушением норм права (без его присутствия) и без учета всех обстоятельств, имеющих значение (не учтено то, что он фактически не уклонялся, а постоянно являлся по соответствующим повесткам военного комиссариата, также то, что ему определена категория годности «В - ограниченно годен к военной службе»). Считает, что данные обстоятельства, указывают на существенные нарушения норм действующего законодательства о порядке призыва на военную службу и зачисления их в запас в деятельности должностных лиц отдела военного комиссариата и членов призывной комиссии. Просил признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ о признании Никитин И.В. не прошедшим военную службу не имея законных оснований.
Административный истец Никитин И.В. в судебное заседание не явился, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание административный истец не сообщил.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, а также их представители, в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
В адрес административного истца, указный в исковом заявлении направлено судебное извещение с указанием даты и времени судебного заседания назначенного на ДД.ММ.ГГГГ В материалах дела также имеется отчет об отправке /доставке sms извещения о дате и времени судебного заседания, согласно которой Никитин И.В. о дне слушания дела, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ извещен надлежащим образом, что также подтверждается телефонограммой, согласно которой Никитин И.В. о дате судебного заседания извещен, sms – уведомление получил, по возможности в судебное заседание направит представителя с доверенностью.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился. Заявлений об отложении дела в связи с невозможностью явки в судебное заседание и причинах неявки до начала судебного заседания от истца в суд не поступало.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка истца, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
С учетом изложенного, а также положений статей 10, 150, 152 КАС РФ суд приходит к выводу, что Никитин И.В. не сообщил суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок и соответствующие доказательства не представил, что свидетельствует о неуважительности его неявки и не является препятствием для проведения судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель административного ответчика - призывной комиссии г.о. Тольятти, ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась. Суду пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ Никитин И.В. состоит на воинском учете. ДД.ММ.ГГГГ при призыве на военную службу по результатам прохождения медицинских освидетельствований, Никитин И.В. был признан «Годным к военной службе с незначительными ограничениями» - категория годности «Б», но в дальнейшем пользовался отсрочкой на основании пп.«а» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по обучению) сроком до 15.07.2010г. Ввиду этого Никитин И.В. подлежал призыву осенью 2010г. 30.11.2010г. при призыве на военную службу при прохождении медицинской и призывной комиссий, Никитин И.В. был признан «Годным к военной службе с незначительными ограничениями» - категория годности «Б», но в дальнейшем снова пользовался отсрочкой на основании пп.«б» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по обучению) сроком до 2013г. Ввиду этого Никитин И.В. подлежал призыву в 2013г. В период с 2013 года по февраль 2015 года Никитин И.В. в военный комиссариат по <адрес> не прибывал, никаких документов подтверждающих наличие уважительных причин не предоставлял. Сотрудниками отдела ВКСО по <адрес> осуществлялись мероприятия по призыву Никитин И.В., а именно в юридически значимый период 2014 г., направлялся запрос в органы полиции для установления его местонахождения и вручения повестки. Ввиду этого гражданин Никитин И.В. грубо нарушал свои обязанности предусмотренные ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». 24.02.2015г., при личной явки призывника Никитин И.В. была лично вручена повестка о явке в ВК на заседание призывной комиссии. 24.04.2015г., на заседании призывной комиссии было представлено личное дело Никитин И.В. с имеющимися документами, подтверждающими факт не прохождения военной службы не имея на то законных оснований, а также отметка начальника отдела ВКСО о том, что данный гражданин снят с учета в связи с достижение 27 лет. Председателем призывной комиссии г.о. Тольятти было оглашено решение: «Признать не прошедшим в/сл по призыву не имея на то законных оснований. Зачислить в запас». Решение было лично озвучено Никитин И.В.. Считает иск не обоснованным просила в удовлетворении административного иска отказать
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, суд считает необходимым в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2). Таким законом является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которым осуществляется правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества.
В соответствии ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из содержания главы 22 КАС РФ следует, что для признания незаконными действий (бездействия) должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны.
Статьей 22 указанного Закона установлено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете, или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете, и не пребывающие в запасе. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации. При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно выписки из книги протоколов заседания призывной комиссии г.о. <адрес> №У от ДД.ММ.ГГГГ Никитин И.В. на основании пп 1.1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решением призывной комиссии признан не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований, зачислен в запас.
Никитин И.В., не согласившись с решением комиссии, обратился с настоящим иском указывая на то, что заключение комиссии было вынесено не законно без его присутствия, кроме того, после прохождения медицинского освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ он был признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу (п. 1.1 введен Федеральным законом от 02.07.2013 № 170-ФЗ).
Статьей 6 Федерального закона от 2 июля 2013 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» установлено, что данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.
В силу пункта 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.05.2014 № 465)» при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным 3 пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из анализа вышеприведенных положений следует, что при зачислении в запас необходимым условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военной службы без законных на то оснований после 01 января 2014 г.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 189 призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, осуществлялся с 01 апреля по 15 июля 2014 г.
Частью 1 статьи 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
- сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
- явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Никитин И.В. состоит на воинском учете в Отделе военного комиссариата <адрес>.
Из материалов дела следует, что призывник Никитин И.В. имел две отсрочки от прохождения военной службы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и до 2013 года на основании пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по обучению).
Из пояснений представителя призывной комиссии <адрес> следует, что в период с 2013 года по февраль 2015 года Никитин И.В. в военный комиссариат по <адрес> не прибывал, никаких документов подтверждающих наличие уважительных причин не предоставлял. Сотрудниками отдела ВКСО по <адрес> осуществлялись мероприятия по призыву Никитин И.В., а именно в юридически значимый период 2014 г., направлялся запрос в органы полиции для установления его местонахождения и вручения повестки.
Указанные обстоятельства подтверждаются обращением начальника Отдела военного комиссариата начальнику Управления МВД России по <адрес> об установлении местонахождения гражданина Никитин И.В., которому не представилось возможным вручить повестку для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении его прибытия на указанные мероприятия. А также многочисленными рапортами сотрудников военкомата и сотрудников полиции о проводимых ОРМ по проверке призывника Никитин И.В. по его домашнему адресу в вышеуказанный период времени вручить ему повестку для явки в военкомат не удалось, поскольку дверь квартиры никто не открывал.
В отдел военного комиссариата Никитин И.В. обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ после достижения им возраста 27 лет (дата достижения возраста 27 лет – ДД.ММ.ГГГГ), то есть предельного возраста призыва.
Материалы личного дела призывника не содержат доказательств наличия у Никитин И.В., предусмотренных законом оснований для отсрочки от призыва за период с 2013 г. по июнь 2014 г., либо для освобождения его от прохождения военной службы.
Доводы заявителя о том, что он должен был быть освобожден от призыва на военную службу, так как на основании медицинского освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ был признан ограниченного годным к военной службе по состоянию здоровья, судом не могут приняты во внимание, поскольку Никитин И.В. проходил военно-врачебную комиссию по определению годности к военной службе по состоянию здоровья для постановки на воинский учет военнослужащих запаса и внесении указанных сведений в карту медицинского освидетельствования граждан, пребывающих в запасе.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля врач-хирург ФИО5, проводивший осмотр Никитин И.В. при прохождении медкомиссии для зачисления в запас, пояснил, что на основании осмотра, рентгена и представленных документов в 2015 году призывнику Никитин И.В. была определена категория годности «В – ограниченно годен к военной службе», однако имелось ли данное заболевание в указанной стадии в период 2014 г. сказать трудно, судя по отрицательной динамике, остеохондроз был на стадии категории «Б». Само по себе заболевание может как прогрессировать, так и регрессировать. В данном случае, у Никитин И.В. заболевание прогрессировало, и дало категорию годности «В». Сам по себе остеохондроз не препятствует службе в армии. Все зависит от степени тяжести. Те данные, которые выявлены в 2015 году, не свидетельствуют, что в 2014 году заболевание было в указанной стадии. Может быть стадия ремиссии, стадия восстановления. В связи с обострением, утяжелением стадии заболевания, в 2015 году поставлена категория «В». Данных о том, что на момент осеннего призыва 2013 г. и весеннего призыва 2014 г. у Никитин И.В. имелось заболевание (межпозвонковый остеохондроз 2 степени), наличие которого являлось безусловным основанием для определения категории годности «В – ограниченно годен к военной службе» материалы личного дела призывника не содержат в материалы административного дела таких доказательств также не представлено.
Доводы заявителя о том, что он не присутствовал на заседании призывной комиссии при рассмотрении вопроса о признании его не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований, а участвовал в заседании на котором был зачислен в запас, не состоятельны, поскольку решение призывной комиссии о признании не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований, зачислении в запас было принято в один день ДД.ММ.ГГГГ и оглашено Никитин И.В..
Оценив изложенные обстоятельства на основании приведенных выше правовых норм, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заключение призывной комиссии г.о. <адрес> №У от ДД.ММ.ГГГГ принято в пределах компетенции, предоставленной отделу военного комиссариата <адрес> законом. Доказательств, которые свидетельствовали бы о наличии оснований, препятствующих его призыву на военную службу или ограничивающих его годность к военной службе в период с 2013 г. по ДД.ММ.ГГГГ суду не представлено.
Указанные Никитин И.В. обстоятельства не подтверждают принятия призывной комиссией неправильного решения, в связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении административного иска об оспаривании решения призывной комиссии г.о. Тольятти отказать
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст.ст. 6, 175-180, 218 КАС РФ суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Никитин И.В. к отделу военного комиссариата <адрес> об оспаривании решения призывной комиссии г.о. Тольятти – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья: