дело № 2а-513/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея 5 апреля 2016 года
Зейский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Охотской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Амурской области к Смирнову ИВ о взыскании транспортного налога и пени,
установил:
Смирнов И.В. является плательщиком транспортного налога.
Налоговым органом административному ответчику исчислен транспортный налог за 2011 год в сумме 475 рублей, за 2012 год в сумме 1425 рублей, за 2013 год в сумме 1865 рублей.
Налогоплательщику направлены налоговые уведомления № 144614, 263546, 475759 на уплату налогов, содержащие сведения об объектах налогообложения, ставке налога, расчете суммы налога, подлежащего уплате за соответствующий налоговый период, с указанием срока уплаты налога.
20 февраля 2013 года, 9 декабря 2013 года, 13 ноября 2014 года, 5 сентября 2014 года в связи с наличием недоимки административному ответчику направлены требования № 141874, 147919, 173552, 24512 об уплате транспортного налога и пени, которые налогоплательщиком также не исполнены.
Обязанность по уплате транспортного налога и пени ответчик до настоящего времени не исполнил.
14 марта 2016 года МИФНС России № 4 по Амурской области обратилась в суд с иском, с учетом уточнения требований просит взыскать со Смирнова И.В. задолженность по транспортному налогу в сумме 3765 рублей и пени в сумме 444,78 рублей, заявив при этом ходатайство о восстановлении срока обращения в суд.
Возражений по заявленным требованиям от административного ответчика не поступило.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п. 1 и 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Пунктом 9 статьи 7 Закона РФ от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», пп. 9 и 14 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право предъявлять в суды иски о взыскании недоимки и пени в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Данное право предоставлено руководителям налоговых органов и их заместителям в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 21 марта 1991 года № 943-1.
Таким образом, административный иск подан налоговым органом - МИФНС России № 4 по Амурской области, наделенным в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, подписан уполномоченным лицом – начальником указанной инспекции.
В соответствии со ст. 51 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ).
Согласно ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этом случае налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога, которое должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ).
В силу ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 НК РФ. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 70 НК РФ.
Как видно из материалов дела и не оспаривается ответчиком, Смирнов И.В. является плательщиком транспортного налога.
Установлено, что налоговым органом административному ответчику исчислен транспортный налог за 2011 год в сумме 475 рублей, за 2012 год в сумме 1425 рублей, за 2013 год в сумме 1865 рублей, в связи с чем налогоплательщику направлены налоговые уведомления № 144614, 263546, 475759 на уплату налогов, содержащие сведения об объектах налогообложения, ставке налога, расчете суммы налога, подлежащего уплате за соответствующий налоговый период, с указанием срока уплаты налога.
20 февраля 2013 года, 9 декабря 2013 года, 13 ноября 2014 года, 5 сентября 2014 года в связи с наличием недоимки административному ответчику направлены требования № 141874, 147919, 173552, 24512 об уплате транспортного налога и пени, которые налогоплательщиком также не исполнены.
Обязанность по уплате транспортного налога и пени ответчик до настоящего времени не исполнил.14 марта 2016 года МИФНС России № 4 по Амурской области обратилась в суд с иском, с учетом уточнения требований просит взыскать со Смирнова И.В. задолженность по транспортному налогу в сумме 3765 рублей и пени в сумме 444,78 рублей, заявив при этом ходатайство о восстановлении срока обращения в суд.
Согласно п. 1 и 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 данной статьи (в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из представленных доказательств видно, что МИФНС России № 4 по Амурской области Смирнову И.В. направлены требования: № 141874 от 20 февраля 2013 года об уплате транспортного налога в сумме 475 рублей и пени в сумме 11,91 рублей со сроком исполнения - до 28 марта 2013 года; № 147919 от 9 декабря 2013 года об уплате транспортного налога в сумме 1425 рублей и пени в сумме 50,98 рублей со сроком исполнения - до 17 февраля 2014 года; № 24512 от 5 сентября 2014 года об уплате пени в сумме 48,08 рублей со сроком исполнения - до 11 ноября 2014 года; № 173552 от 13 ноября 2014 года об уплате транспортного налога в сумме 1865 рублей и пени в сумме 126,99 рублей со сроком исполнения - до 23 декабря 2014 года.
Таким образом, по состоянию на 13 ноября 2014 общая сумма транспортного налога и пени, подлежащая взысканию со Смирнова И.В., превысила 3000 рублей, в связи с чем срок для обращения в суд с иском о взыскании этой задолженности истек 13 мая 2015 года.
С данным иском истец обратился в суд 14 марта 2016 года, то есть по истечении шестимесячного срока обращения в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Согласно ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Таким образом, по смыслу закона срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Истец в обоснование заявленного им ходатайства о восстановлении пропущенного срока обращения в суд указал, что срок им пропущен, так как у налогового органа отсутствовали полные учетные данные налогоплательщика, просит признать указанную причину пропуска срока уважительной.
Каких-либо иных причин, свидетельствующих о невозможности истца обратиться в суд за разрешением спора, истцом не представлено.
Таким образом, срок обращения в суд административным истцом пропущен без уважительной причины, оснований для его восстановления не имеется.
При таких данных суд принимает решение об отказе в иске по этому основанию.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Амурской области к Смирнову ИВ о взыскании транспортного налога и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Е.В. Охотская