Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-1453/2021 от 14.05.2021

Судья Авдонина И.Н.          дело №33а-1453/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 июня 2021 года город Орел

Судья судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда О.М. Циркунова

при секретаре Фоминой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-19/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Орловской области к ФИО1 о взыскании задолженности,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Новосильского районного суда Орловской области от 19 марта 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены,

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России №5 по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании штрафа по налогу на доходы физических лиц и пени по страховым взносам.

В обоснование административного иска указывалось, что ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем с 1 июля 2013 года по 27 марта 2018 года.

В нарушение пункта 1 статьи 229 Налогового Кодекса Российской Федерации, ФИО1 несвоевременно представил в налоговый орган налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2016 год, в соответствии с которой сумма налога к уплате составила 0 руб. 00 коп. Срок предоставления налоговой декларации за 2016 года составлял 30 апреля 2017 года, фактически декларация была представлена 4 июля 2017 года.

По результатам проведения камеральной проверки, 8 декабря 2017 года ФИО1 был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 250 рублей.

В связи с неоплатой в установленный законом срок ФИО1 суммы налогов и взносов, налоговый орган выставил и направил в адрес должника требования об уплате сумм налога, пени, штрафа: от 10 февраля 2018 года № 148, от 20 июля 2018 года № 1703, от 23 декабря 2018 года № 3277.

В установленный срок налогоплательщик ФИО1 вышеуказанные требования налогового органа не исполнил. За ФИО1 образовалась задолженность в виде неуплаченных сумм пени и штрафов в общем размере 3792 рублей 39 копеек.

По заявлению административного истца 18 ноября 2020 года мировым судьей судебного участка Новосильского района Орловской области был вынесен судебный приказ №2а-1051/2020 о взыскании с ФИО1 задолженности по стразовым взносам и штрафу, который был отменен определением этого же мирового судьи от 4 декабря 2020 года, в связи с поступившими возражениями ФИО1

По изложенным основаниям административный истец просил суд взыскать с ФИО1 задолженность в сумме 3792 рублей 39 копеек, из которой: штраф по налогу на доходы физических лиц в размере 250 рублей 00 копеек; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 года в размере 1787 рублей 91 копейка; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС до 1 января 2017 года в размере 1394 рубля 66 копеек; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС с 1 января 2017 года в размере 359 рублей 82 копейки.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного.

Считает, что срок давности по взысканию с него налоговой задолженности истек. Уважительные причины, по которым налоговый орган в предусмотренный законом срок не мог обратиться в суд, в материалах дела отсутствуют.

В то время, как несоблюдение административным истцом установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

В судебное заседание ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания не явился, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания по уважительным причинам не представил, в связи с чем, судья судебной коллегии по административным делам в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного ответчика.

От Межрайонной ИФНС России №5 по Орловской области поступили письменные возражения на апелляционную жалобу ФИО1

В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России №5 по Орловской области- Прилепский С.И. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно пункту 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 данного Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 указанного Кодекса.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в частности индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

Согласно пункту 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности, фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 НК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации

в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 НК РФ.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

В соответствии с пунктом 6 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

На основании части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем с 01 июля 2013 года по 27 марта 2018 года.

В нарушение требований статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик несвоевременно представил в налоговый орган налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2016 год. Срок предоставления налоговой декларации за 2016 год составлял 30 апреля 2017 года, налоговая декларация была представлена 4 июля 2017 года.

За нарушение сроков предоставления налоговой декларации административный ответчик был привлечен налоговым органом к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 250 рублей. В установленный срок административный ответчик сумму штрафа в добровольном порядке не оплатил.

Кроме того, судом установлено, что административный ответчик ФИО1 обязан был оплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС до 1 января 2017 года и после 1 января 2017 года, и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 года.

Административный ответчик свои обязательства не исполнил, в связи с чем, налоговым органом были исчислены суммы пеней по страховым взносам, в его адрес были направлены: требование № 148 от 10 февраля 2018 года по состоянию на 10 февраля 2018 года об уплате штрафа в размере 250 рублей 00 копеек, со сроком исполнения до 5 марта 2018 года; требование № 1703 от 20 июля 2018 года об уплате страховых взносов и пени, со сроком исполнения до 23 мая 2020 года; требование № 3277 23 декабря 2018 года по состоянию на 23 декабря 2018 года об уплате страховых взносов и пени со сроком исполнения до 21 июня 2020 года (л.д. 9,11-12,14-15).

Поскольку указанные суммы штрафа и пеней административным ответчиком в установленные законом сроки не уплачены, межрайонная ИФНС №5 по Орловской области обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа, и на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка Новосильского района Орловской области от 18 ноября 2020 года № 2а-1051/2020 данная задолженность была взыскана. Однако указанный судебный приказ был отменен в соответствии со статьей 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением этого же мирового судьи от 4 декабря 2020 года.

В связи с чем, налоговым органом 13 января 2021 года подано административное исковое заявление о взыскании начисленных пеней, штрафа.

Установив по делу обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле письменных доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, исходя из того, что процедура для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями, административным истцом была соблюдена, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Орловской области административных исковых требований и взыскании с ФИО1 суммы образовавшейся задолженности в полном объеме.

Оснований не согласиться с данными выводами суда не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают сомнений в их законности и обоснованности.

Довод апелляционной жалобы административного ответчика ФИО1 о том, что налоговый орган на момент обращения в суд с заявлением о взыскании с него штрафа, пеней уже утратил право на их принудительное взыскание, в связи с пропуском установленного шестимесячного срока на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм права.

В силу части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим же пунктом.

В абзаце 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, и данный срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года №20-П, является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа.

Вместе с тем, в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа, установленных статьёй 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Из материалов дела следует, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию задолженности с административного ответчика, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика ФИО1 неуплаченных сумм штрафа и пеней. В связи с чем, подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1998 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверки при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Таким образом, факт вынесения судебного приказа свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что определением мирового судьи судебного участка Новосильского района Орловской области от 4 декабря 2020 года судебный приказ от 18 ноября 2020 года № 2а-1051/2020 года о взыскании с ФИО1 задолженности по штрафу и пеням 3 792 рубля 39 копеек, отменен по заявлению последнего. Следовательно, началом течения срока обращения в суд с настоящим иском является 4 декабря 2020 года, налоговый орган обратился в суд с настоящим иском 13 января 2021 года (согласно штампу на почтовом конверте), то есть в пределах срока обращения в суд в порядке искового производства.

Вышеизложенное свидетельствует о соблюдении налоговым органом срок обращения в суд с настоящими административными исковыми требованиями.

Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Новосильского районного суда Орловской области от 19 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья О.М. Циркунова

Судья Авдонина И.Н.          дело №33а-1453/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 июня 2021 года город Орел

Судья судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда О.М. Циркунова

при секретаре Фоминой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-19/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Орловской области к ФИО1 о взыскании задолженности,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Новосильского районного суда Орловской области от 19 марта 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены,

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России №5 по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании штрафа по налогу на доходы физических лиц и пени по страховым взносам.

В обоснование административного иска указывалось, что ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем с 1 июля 2013 года по 27 марта 2018 года.

В нарушение пункта 1 статьи 229 Налогового Кодекса Российской Федерации, ФИО1 несвоевременно представил в налоговый орган налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2016 год, в соответствии с которой сумма налога к уплате составила 0 руб. 00 коп. Срок предоставления налоговой декларации за 2016 года составлял 30 апреля 2017 года, фактически декларация была представлена 4 июля 2017 года.

По результатам проведения камеральной проверки, 8 декабря 2017 года ФИО1 был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 250 рублей.

В связи с неоплатой в установленный законом срок ФИО1 суммы налогов и взносов, налоговый орган выставил и направил в адрес должника требования об уплате сумм налога, пени, штрафа: от 10 февраля 2018 года № 148, от 20 июля 2018 года № 1703, от 23 декабря 2018 года № 3277.

В установленный срок налогоплательщик ФИО1 вышеуказанные требования налогового органа не исполнил. За ФИО1 образовалась задолженность в виде неуплаченных сумм пени и штрафов в общем размере 3792 рублей 39 копеек.

По заявлению административного истца 18 ноября 2020 года мировым судьей судебного участка Новосильского района Орловской области был вынесен судебный приказ №2а-1051/2020 о взыскании с ФИО1 задолженности по стразовым взносам и штрафу, который был отменен определением этого же мирового судьи от 4 декабря 2020 года, в связи с поступившими возражениями ФИО1

По изложенным основаниям административный истец просил суд взыскать с ФИО1 задолженность в сумме 3792 рублей 39 копеек, из которой: штраф по налогу на доходы физических лиц в размере 250 рублей 00 копеек; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 года в размере 1787 рублей 91 копейка; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС до 1 января 2017 года в размере 1394 рубля 66 копеек; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС с 1 января 2017 года в размере 359 рублей 82 копейки.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного.

Считает, что срок давности по взысканию с него налоговой задолженности истек. Уважительные причины, по которым налоговый орган в предусмотренный законом срок не мог обратиться в суд, в материалах дела отсутствуют.

В то время, как несоблюдение административным истцом установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

В судебное заседание ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания не явился, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания по уважительным причинам не представил, в связи с чем, судья судебной коллегии по административным делам в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного ответчика.

От Межрайонной ИФНС России №5 по Орловской области поступили письменные возражения на апелляционную жалобу ФИО1

В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России №5 по Орловской области- Прилепский С.И. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно пункту 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 данного Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 указанного Кодекса.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в частности индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

Согласно пункту 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности, фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 НК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации

в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 НК РФ.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

В соответствии с пунктом 6 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

На основании части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем с 01 июля 2013 года по 27 марта 2018 года.

В нарушение требований статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик несвоевременно представил в налоговый орган налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2016 год. Срок предоставления налоговой декларации за 2016 год составлял 30 апреля 2017 года, налоговая декларация была представлена 4 июля 2017 года.

За нарушение сроков предоставления налоговой декларации административный ответчик был привлечен налоговым органом к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 250 рублей. В установленный срок административный ответчик сумму штрафа в добровольном порядке не оплатил.

Кроме того, судом установлено, что административный ответчик ФИО1 обязан был оплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС до 1 января 2017 года и после 1 января 2017 года, и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 года.

Административный ответчик свои обязательства не исполнил, в связи с чем, налоговым органом были исчислены суммы пеней по страховым взносам, в его адрес были направлены: требование № 148 от 10 февраля 2018 года по состоянию на 10 февраля 2018 года об уплате штрафа в размере 250 рублей 00 копеек, со сроком исполнения до 5 марта 2018 года; требование № 1703 от 20 июля 2018 года об уплате страховых взносов и пени, со сроком исполнения до 23 мая 2020 года; требование № 3277 23 декабря 2018 года по состоянию на 23 декабря 2018 года об уплате страховых взносов и пени со сроком исполнения до 21 июня 2020 года (л.д. 9,11-12,14-15).

Поскольку указанные суммы штрафа и пеней административным ответчиком в установленные законом сроки не уплачены, межрайонная ИФНС №5 по Орловской области обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа, и на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка Новосильского района Орловской области от 18 ноября 2020 года № 2а-1051/2020 данная задолженность была взыскана. Однако указанный судебный приказ был отменен в соответствии со статьей 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением этого же мирового судьи от 4 декабря 2020 года.

В связи с чем, налоговым органом 13 января 2021 года подано административное исковое заявление о взыскании начисленных пеней, штрафа.

Установив по делу обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле письменных доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, исходя из того, что процедура для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями, административным истцом была соблюдена, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Орловской области административных исковых требований и взыскании с ФИО1 суммы образовавшейся задолженности в полном объеме.

Оснований не согласиться с данными выводами суда не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают сомнений в их законности и обоснованности.

Довод апелляционной жалобы административного ответчика ФИО1 о том, что налоговый орган на момент обращения в суд с заявлением о взыскании с него штрафа, пеней уже утратил право на их принудительное взыскание, в связи с пропуском установленного шестимесячного срока на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм права.

В силу части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим же пунктом.

В абзаце 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, и данный срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года №20-П, является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа.

Вместе с тем, в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа, установленных статьёй 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Из материалов дела следует, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию задолженности с административного ответчика, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика ФИО1 неуплаченных сумм штрафа и пеней. В связи с чем, подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1998 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверки при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Таким образом, факт вынесения судебного приказа свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что определением мирового судьи судебного участка Новосильского района Орловской области от 4 декабря 2020 года судебный приказ от 18 ноября 2020 года № 2а-1051/2020 года о взыскании с ФИО1 задолженности по штрафу и пеням 3 792 рубля 39 копеек, отменен по заявлению последнего. Следовательно, началом течения срока обращения в суд с настоящим иском является 4 декабря 2020 года, налоговый орган обратился в суд с настоящим иском 13 января 2021 года (согласно штампу на почтовом конверте), то есть в пределах срока обращения в суд в порядке искового производства.

Вышеизложенное свидетельствует о соблюдении налоговым органом срок обращения в суд с настоящими административными исковыми требованиями.

Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Новосильского районного суда Орловской области от 19 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья О.М. Циркунова

1версия для печати

33а-1453/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
МИ ФНС №5 по Орловской области
Ответчики
Кобяшев Илья Владимирович
Суд
Орловский областной суд
Судья
Циркунова Ольга Михайловна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
17.05.2021Передача дела судье
03.06.2021Судебное заседание
15.06.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее