Дело № 2-1309/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2013 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего: судьи Мох Е.М.,
при секретаре: Трубицыной Ю.М.,
с участием помощника Минусинского межрайонного прокурора Оловниковой Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими пунктов Устава Шошинского сельсовета Минусинского района,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, поданным в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими пунктов Устава Шошинского сельсовета Минусинского района, требование мотивировал тем, что решением Шошинского сельского Совета депутатов 13 апреля 2001г. утвержден Устав Шошинского сельсовета.
Последние изменения и дополнения в Устав Шошинского сельсовета внесены 22 мая 2012 года решением № 9-рс, которые зарегистрированы Управлением Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю 07.07.2012г.
В соответствии со статьей 43 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Аналогичная норма закона закреплена в статье 1 Устава Шошинского сельсовета.
Основным федеральным законом, который устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее №131-Ф3) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым акт субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.7 ч.1 Устава Шошинского сельсовета предусмотрено, что лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе гарантируются «пособия и компенсации при прекращении полномочий в соответствии с Законом края».
По мнению заявителя данная норма Устава противоречит действующему законодательству, является коррупциогенной, так как принята за пределами полномочий органов местного самоуправления (пп.2»д» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г № 96).
Законом Красноярского края от 20.06.2012г № 2-373 « О признании утратившими силу отдельных положений закона края « О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае» признаны утратившими силу подпункт 7 пункта 1 статьи 7 Закона края от 26 июня 2008г № 6-1832 « О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае», которыми устанавливались гарантии лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе в виде пособий и компенсаций при прекращении полномочий.
Федеральным законом № 271-ФЗ от 25.12.2012г внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003г № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому пункт 5 части 1 статьи 14.1 признан утратившим силу.
Также вопреки требованиям Федерального закона № 271-ФЗ от 25.12.2012г « О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Устав Шошинского сельского совета содержит п.5 ч.1 ст.8, который предусматривает, что к вопросам местного самоуправления относится осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года.
Данный вопрос исключен из предмета ведения поселения указанным выше Федеральным законом. Следовательно, пункт 5 ч.1 ст.8 Устава необходимо исключить.
Выявленные незаконные положения Устава Шошинского сельсовета нарушают права муниципального образования, поскольку могут привести к необоснованному расходованию бюджетных средств, что повлечет нарушение требований ст.9, ст.86, ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.251 ГПК РФ, ст.22 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации» просит признать подпункт 5 ч.1 ст.8, п.7 ч.1 ст. 23 Устава Шошинского сельского совета недействующими со дня вступления в законную силу нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, с которым оспариваемый нормативный правовой акт вошел в противоречие.
В судебном заседании прокурор Оловникова Г.А. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив аналогично изложенному в описательной части решения.
Представитель заинтересованного лица администрации Шошинского сельсовета Макаревич С.А., действующая на основании доверенности главы Шошинского сельсовета Гольм Т.Г иск прокурора признала в полном объеме.
Суд, выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает требования Минусинского межрайонного прокурора поданные в интересах муниципального образования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Шошинского сельского Совета депутатов 13 апреля 2001г. утвержден Устав Шошинского сельсовета.
Последние изменения и дополнения в Устав Шошинского сельсовета внесены 22 мая 2012 года решением № 9-рс, которые зарегистрированы Управлением Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю 07.07.2012г.
В соответствии с п.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно п. 17 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ установлено: если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Шошинский сельский Совет депутатов был полномочен на принятие решений об утверждении Устава Шошинского сельсовета и о внесении в него дополнений и изменений.
Оспариваемый Устав Шошинского сельсовета является нормативным правовым актом, регулирующим организацию и осуществление местного самоуправления на территории Шошинского сельсовета в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Вместе с тем, содержание некоторых норм Устава, а именно п.5 ч.1 ст.8 и п.7 ч.1 ст.23 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Пункт 5 ч.1 ст.8 Устава –«осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года» противоречит требованиям Федерального закона № 271 от 25.12.2012г «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» согласно которым данный вопрос исключен из ведения поселений.
Пункт 7 ч.1 ст.23 Устава – «пособия и компенсации при прекращении полномочий в соответствии с Законом края» противоречат нормам Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального Закона № 271 ФЗ от 25.12.2012 год, согласно которому п.5 ч.1 ст.14.1 признан утратившим силу. Законом Красноярского края от 20.06.2012г № 2-373 «О признании утратившими силу отдельных положений закона края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае» также признаны утратившими силу пп.7 п.1 ст.7 Закона края, которыми устанавливались гарантии в виде пособий и компенсаций при прекращении полномочий лица, замещающего муниципальные должности на постоянной основе.
В соответствии с п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
В силу положений ч.2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Принимая во внимание, что у суда нет сведений о том реализовывались ли права граждан на основании оспариваемых пунктов данного акта, суд считает необходимым оспариваемый нормативный правовой акт признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части подпункта 5 ч. 1 ст. 8, п. 7 ч. 1 ст. 23 Устава Шошинского сельсовета., со дня вступления решения суда в законную силу
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым оспариваемый нормативный правовой акт признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части п.5 ч.1 ст.8 и п.7 ч.1 ст.23 Устава Шошинского сельсовета, со дня вступления решения суда в законную силу
В соответствии с ч.3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
С учетом изложенного сообщение о принятом решении суда по вступлении в законную силу подлежит опубликованию в газете «Шошинский вестник».
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Минусинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункта 5 ч.1 ст.8, п.7 ч.1 ст.23 Устава Шошинского сельсовета.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
По вступлении решения суда в законную силу сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете «Шошинский вестник».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 28 мая 2013 года.