Дело №12-849/2020
Р Е Ш Е Н И Е
27 ноября 2020 года г. Ульяновск
Судья Ленинского районного суда г.УльяновскаПоладова Ю.Е., при секретаре Махруткиной Я.А., с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, Чумакова И.В. - Наумовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Континент» Чумакова И.В. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым
генеральный директор ООО «Континент» Чумаков ФИО5, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области должностное лицо - генеральный директор ООО «Континент» Чумаков И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Континент» Чумаков И.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обоснование жалобы указывает, что факт совершения им административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27 КоАП РФ и его виновность должны быть подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно – протоколом об административном правонарушении, актом проверки органом государственного контроля (надзора). Однако для проверки и установления факта уклонения Чумакова от оформления трудового договора с ФИО6, государственный инспектор труда протокол об административном правонарушении не составлял. Проверку соблюдения трудового законодательства в ООО «Континент» не проводил, акт проверки не составлял. При вынесении постановления не было исследовано и не было доказано, что именно директор Чумаков является лицом, ответственным за оформление трудовых отношений при приеме гражданина на работу. Кроме того, инспектором не исследовалось обстоятельство, что фактически трудовые отношения между ООО «Континент» и ФИО7 были оформлены, последнему начислялась заработная плата, налоги и сборы, он расписывался в журнале техники безопасности как сотрудник ООО «Континент». ФИО9 был принят на работу, он отказался от внесения записи в трудовую книжку и от заключения с ним гражданско-правового договора на выполнение услуг, о чем был составлен акт, т.е. запись не была внесена по вине последнего. Данный факт инспектором не исследовался и не был учтен. В рамках административного дела инспектор объяснения с ФИО10 не отбирала. Сам ФИО8 с жалобой или заявлением в инспекцию труда не обращался, а заочное решение Ленинского районного суда, на которое ссылается инспектор в постановлении, было отменено и затем прекращено в связи с отказом от иска. Полагает, что при таких обстоятельствах, не доказан факт совершения ООО «Континент» административного правонарушения по ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, не указана дата совершения правонарушения Чумаковым и не доказана вина последнего. Просит постановление инспектора труда отменить, производство по делу прекратить. Подробно позиция указана в жалобе.
В судебном заседании представитель Чумакова- Наумова поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Представитель административного органа не явился, был извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав представителя заявителя, проверив материалы дела, и проанализировав доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Часть 4 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Согласно ст.67 Трудового Кодекса РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки ООО «Континент» были выявлены нарушения трудового законодательства, установлено, что в период с 10.10.2019 по 29.03.2020 ФИО14 осуществлял трудовую деятельность в ООО «Континент» в должности оператора котельной без заключения трудового договора. Приказ о приеме и об увольнении в отношении ФИО11 не издавались, записи в трудовую книжку о приеме и об увольнении не вносились. Рабочее место ФИО13 находилось по адресу: <адрес>, в его обязанности входило поддержание работы котельного оборудования, соблюдения температурных, газовых, энергетических и водяных режимов. График работы у ФИО12 был с 08.00ч. до 08.00ч. сутки через трое. Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 09.04.2020 установлен факт трудовых отношений между ООО «Континент» и ФИО15 за вышеуказанный период в должности оператора котельной. В связи с чемпрокуроором Ленинского района г.Ульяновска было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора ООО «Континент» Чумакова, предусмотренном ч.4 ст.5.27 КоАП РФ. По результатам проверки, на основании постановления прокурора, государственным инспектором труда в Ульяновской области было вынесено постановление в отношении генерального директора ООО «Континент» Чумакова о признании его виновным в совершении административного правонарушения, в части уклонения от оформления трудового договора, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.5.27 КоАП РФ.
Признавая Чумакова виновным в совершении вышеуказанного административного правонарушения, государственный инспектор труда исходил из положений статей 66, 67, 68 Трудового Кодекса РФ.
Вместе с тем, с вынесенным постановлением государственного инспектора труда согласиться нельзя.
В соответствии с ч.2 ст.22 Трудового Кодекса РФ работодатель обязансоблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с ч.1 ст. 357 ТрудовогоКодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вправе составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом согласно ч.1 ст. 381 Трудового Кодекса РФ неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, признаются индивидуальным трудовым спором.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами (ст.382 Трудового Кодекса РФ).
Анализ положений ст.ст. 356, 357 Трудового Кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
Материалы дела содержат данные, которые дают основания полагать о наличии между работодателем и работником ФИО17 в связи с не заключением трудового договора.
Исходя из обстоятельств, установленных по настоящему делу, и норм Трудового Кодекса Российской Федерации, разногласия, возникшие между работодателем и работником ФИО16, содержат признаки, перечисленные в ст.381 Трудового Кодекса Российской Федерации, и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке ст.382 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах выводы должностного лица о наличии в действиях Чумакова в указанной части объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, являются неправильными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в деянии, совершенном Чумаковым состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, и, как следствие, об отсутствии правовых оснований для привлечения данного лица к административной ответственности по вышеуказанной статье.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 названного Кодекса, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░№ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░18 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.4 ░░.5.27 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░