К делу № 2-1522/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2018 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи – Зубкова Г.А.,
при секретаре судебного заседания Бешуковой С.Б.,
с участием помощника прокурора г. Майкопа Кутузовой Е.Г.,
представителя Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» - Меркушева Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г. Майкопа в защиту неопределенного круга лиц к Комитету по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Майкопа обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к Комитету по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности. В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о непринятии органом местного самоуправления мер к постановке опоры линии электропередачи на учет как бесхозяйной вещи. В ходе проверки было установлено, что на территории города Майкопа по адресу: <адрес>, расположена опоры линии электропередачи.
Данная линия опоры электропередачи на балансе в ООО «Майкопская ТЭЦ» не состоит и согласно сведениям администрации МО «Город Майкоп» указанная опора линии электропередачи не числится в реестре имущества г. Майкопа. Тем самым, указанный объект является бесхозяйным и вопреки требованиям действующего законодательства администрацией МО «Город Майкоп» действия по постановке на учет указанного бесхозяйного имущества не выполнены.
Спорный объект осуществляет электроснабжение жилых домов, то есть населения, проживающих в пределах муниципального образования г. Майкоп и не принятие мер органами местного самоуправления нарушает права жильцов многоквартирных домов на получение коммунальных услуг по электроснабжению и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
По указанным фактам 13.12.2017 г. прокуратурой города в Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» внесено представление об устранении выявленных нарушений. Однако до настоящего времени меры к устранению выявленных нарушений Комитетом по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» не принимались.
С учетом уточненных требований просил обязать Комитет по управлению имуществом МО «Город Майкоп» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество о принятии линии опоры электропередачи расположенная по адресу: <адрес>, на учет как бесхозяйную вещь.
В судебном заседании помощник прокурора г. Майкопа поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика против иска возражал, просил в его удовлетворении отказать.
Остальные участники в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования прокурора г. Майкопа обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, на территории города Майкопа по адресу: <адрес>, расположена опоры линии электропередачи, которая не состоит на балансе в ООО «Майкопская ТЭЦ» и не числится в реестре муниципального имущества МО «Город Майкоп».
Тем самым, указанный объект является бесхозяйным имуществом и вопреки требованиям действующего законодательства администрацией МО «Город Майкоп» действия по постановке на учет указанного бесхозяйного имущества не выполнены.
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых, в соответствии с пунктом 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 261-ФЗ в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по: выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учёт в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
В силу положений пунктов 4, 8 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Из анализа указанных выше норм следует, что орган местного самоуправления, как орган власти, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения электроснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимать их на учёт, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, в частности, путем заключения соответствующих договоров с сетевой организацией (договоров оказания услуг по передаче электрической энергии) и гарантирующим поставщиком (договоров энергоснабжения).
В соответствии с п. 9.19 Положения о Комитете по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" (утв. Решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 23.07.2014 года N 66-рс) организует работу по приёму в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, в соответствии с действующим законодательством, в том числе путем обращения в суд о признании права муниципальной собственности.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что спорная опора линии электропередачи имеет признаки бесхозяйного имущества, а на ответчике лежит обязанность выявлять данные объекты и совершать необходимые действия по государственной регистрации, то заявленные прокурором г. Майкопа исковые требования подлежат безусловному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Майкопа к Комитету по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество о принятии линии опоры электропередачи, расположенной по адресу: <адрес>, на учет как бесхозяйной вещи.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25.06.2018г.
Председательствующий Г.А. Зубков