Копия
2а-3493/2023
63RS0045-01-2023-002534-95
Решение
Именем Российской Федерации
26.04.2023г. Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Щелкуновой Е.В.,
при секретаре Соболевой Е.Ю.
рассмотрев открытом в судебном заседании административное дело 2а-3493/2023 по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к Харунжину ФИО4 о взыскании недоимки по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец МИФНС России №23 по Самарской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском к ответчику Харунжину ФИО5
В обоснование иска указано, что Харунжин ФИО6. состоит на налоговом учете и в период 2014-2017гг. являлся плательщиком земельного налога в связи с наличием объекта налогообложения.
Харунжину ФИО7. направлялись налоговые уведомления, содержащие расчет налога.
В связи с наличием недоимки Харунжину ФИО8. направлялись требования об уплате недоимки, пеней. Требования не исполнены.
Административный истец просит суд взыскать с Харунжина ФИО9. недоимку на общую сумму 2 472,68 руб., в том числе по земельному налогу: за 2017 г. в размере 1767,01 руб., пени в размере 66,69 руб., за 2016 г. пени в размере 212,94 руб., за 2015 г. пени в размере 213,02 руб., за 2014 г. пени в размере 213,02 руб.
Представитель административного истца МИФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Харунжин ФИО10 в судебном заседании административный иск не признал. Указал, что освобождается от уплаты налога, поскольку является инвалидом второй группы.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате судебного разбирательства.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, исходя из содержания вышеназванных норм закона, административное исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Земельный налог относится к местным налогам, что предусмотрено ст.15 НК РФ.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения – п.1 ст. 388 Налогового кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст. 389 ГК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу ч.1 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Судом установлено, что Харунжин ФИО11. состоит на налоговом учете и в период 2014-2017гг. являлся плательщиком земельного налога в связи с наличием объекта налогообложения земельного участка с кадастровым номером №, что подтверждается сведениями ЕГРН.
Харунжину ФИО12. направлялись налоговые уведомления:
№ 80571126 от 20.10.2017г. (расчет земельного налога за 2014, 2015, 2016г., срок уплаты 12.12.2017г.);
№ 60554898 от 23.08.2018г. (расчет земельного налога за 2017г., срок уплаты 03.12.2018г.).
В связи с наличием недоимки Харунжину ФИО13 выставлялись требования:
№ 5872 от 01.02.2019г. сроком исполнения 27.03.2019г., № 13290 от 23.04.2019г. сроком исполнения 19.06.2019г.
Требование № 5872 от 01.02.2019г. сроком исполнения 27.03.2019г. направлено заказной почтой, что подтверждается ШПИ в материалах дела.
Требования не исполнены.
Сумма налога и пени по каждому из требований, включенных в административное исковое заявление, не превысила 10 000 руб.
Самое ранее выставленное в адрес налогоплательщика и включенное в административное исковое заявление требование № 5872 от 01.02.2019г. сроком исполнения 27.03.2019г., следовательно, срок подачи заявления на вынесение судебного приказа истекал 27.09.2022г.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании спорной недоимки административный истец обратился к мировой судье 27.09.2022г.
И.о. мирового судьи судебного участка № 42 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области мировым судьей судебного участка № 47 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области 30.09.2022г. в отношении Харунжина ФИО14 вынесен судебный приказ № 2а-1964/2022 о взыскании спорной недоимки.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 42 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области мировым судьей судебного участка № 47 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области от 11.10.2022г. судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника.
В суд с настоящим иском налоговая инспекция обратилась 22.03.2023г., т.е. с соблюдением ст. 48 НК РФ.
Административным истцом заявлена к взысканию недоимка по земельному налогу: за 2017 г. в размере 1767,01 руб., пени за период с 04.12.2018г. по 22.04.2019г. в размере 66,69 руб.
Расчет недоимки по налогу суд признает арифметически верным. Ответчиком расчет не оспорен. Доказательств оплаты спорной недоимки суду не представлено.
При указанных обстоятельствах требования налоговой инспекции о взыскании недоимки по земельному налогу за 2017 г. в размере 1767,01 руб. обоснованы и подлежат удовлетворению.
Расчет по пеням в размере 66,69 руб. суд не принимает, так как согласно таблице расчета пеней в материалах дела пени за период с 04.12.2018г. по 22.04.2019г. составляют сумму 66,68 руб.. Указанная сумма подлежит взыскания с административного ответчика, поскольку доказательств оплаты недоимки по налогу, пеням суду не представлено. Требования налоговой инспекции в части взыскания пеней по земельному налогу за 2017г. подлежат частичному удовлетворению в размере 66,68 руб.
Довод Харунжина ФИО15. о том, что он освобождается от уплаты налога, поскольку является инвалидом второй группы, судом отклоняется.
В соответствии с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров площади земельного участка, находящегося в собственности налогоплательщика, являющегося, в частности, пенсионером и (или) инвалидом II группы инвалидности.
Из уведомления № 60554898 от 23.08.2018г. (расчет земельного налога за 2017г., срок уплаты 03.12.2018г.) усматривается, что расчет земельного налога в отношении земельного участка с КН №, площадью 4900 кв. м., произведен с учетом положений вышеуказанной статьи.
Также налоговой инспекцией заявлена к взысканию недоимка по земельному налогу: за 2016 г. пени за период с 14.02.2018г. по 25.03.2019г. в размере 212,94 руб., за 2015 г. пени за период с 14.02.2018г. по 25.03.2019г. в размере 213,02 руб., за 2014 г. пени с 14.02.2018г. по 25.03.2019г. в размере 213,02 руб.
Суммы пеней включены в требование № 13290 от 23.04.2019г. сроком исполнения 19.06.2019г.
Принудительное взыскание задолженности в бюджет начинается с выставления должнику инспекцией требования об уплате. Направление требования является первым этапом взыскания. Вся последующая процедура принудительного исполнения налоговой обязанности может применяться только после направления требования с установленным в нем сроком для добровольного погашения возникшей недоимки. Это следует из ст. ст. 46, 47, 69 НК РФ, п. 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2009 N 1032-О-О, Постановления Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N 13592/04.
В соответствии с ч. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Поскольку выставление требования является первой стадией процедуры взыскания задолженности, при вынесении решения о взыскании за счет имущества инспекция должна иметь доказательства направления вам требования. В зависимости от способа передачи требования (п. 4 ст. 69 НК РФ) такими доказательствами, в частности, являются:
при передаче в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи - квитанция от налогоплательщика о приеме требования;
при вручении лично под расписку - подпись на обратной стороне требования;
при направлении по почте заказным письмом - опись вложения с указанием реквизитов требования, подписью должностного лица и штампом почтовой организации (а в случае отправки нескольких писем - еще и реестр заказных писем).
Если в описи вложения отсутствуют реквизиты требования, она не подтверждает факт направления налогоплательщику именно того требования, на основании которого вынесено решение о взыскании за счет имущества налогоплательщика.
Налоговой инспекцией не предоставлено доказательств направления в установленном законом порядке требования № 13290 от 23.04.2019г. в адрес должника.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что процедура взыскания была существенно нарушена, взыскание налога производится налоговым органом в нарушение положений статьи 48 Налогового кодекса РФ, в связи с чем налоговая инспекция утратила право на взыскание с Харунжина ФИО16. недоимки по земельному налогу: за 2016 г. пени за период с 14.02.2018г. по 25.03.2019г. в размере 212,94 руб., за 2015 г. пени за период с 14.02.2018г. по 25.03.2019г. в размере 213,02 руб., за 2014 г. пени с 14.02.2018г. по 25.03.2019г. в размере 213,02 руб.. Требования налоговой инспекции в данной части не подлежат удовлетворению.
Учитывая, что судом административные исковые требования удовлетворены частично, а также что административный истец в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ с ответчика Харунжина ФИО17. подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 400,00 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МИФНС России №23 по Самарской области к Харунжину ФИО18 удовлетворить частично.
Взыскать с Харунжина ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> в пользу МИФНС России №23 по Самарской области недоимку по обязательным платежам на общую сумму 1833 (одна тысяча восемьсот тридцать три) руб. 69 коп. в том числе: по земельному налогу за 2017г. в размере 1767,01 руб., пени за период с 04.12.2018г. по 22.04.2019г. в размере 66,68 руб.
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Харунжина ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с<адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб. 00 коп.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г.о. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 03.05.2023г.
Председательствующий: Е.В.Щелкунова
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Подлинный документ подшит в материалах административного дела 2а-3493/2023
63RS0045-01-2023-002534-95