ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2013 г. |
г. Махачкала |
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Оноколова П.Ю., при секретаре, с участием военного прокурора юстиции, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего войсковой части 63354 рядового запаса ФИО4 об оспаривании командующего войсками Южного военного округа, командира войсковой части 63354 и руководителя федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части,
установил:
Гаджимурзаев обратился в суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия командующего войсками Южного военного округа (далее - командующий) и командира войсковой части 63354 (далее - командир), связанные с досрочным увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части;
- обязать командующего отменить приказы от 3 апреля 2013 г. № 55 и от 2 августа 2013 г. № 109, в части касающейся досрочного увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части;
- обязать командующего восстановить его на военной службе и в списках личного состава воинской части;
- обязать командира отменить приказ от 13 августа 2013 г. № 175, в части касающейся исключения заявителя из списков личного состава воинской части;
- обязать руководителя федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» (далее – ЕРЦ) выплатить ему денежное довольствие за период незаконного увольнения с военной службы.
В силу требований ч. 2 ст. 257 ГПК РФ не имеется препятствий для рассмотрения заявления Гаджимурзаева без участия заявителя и должностных лиц, поскольку они надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Представитель руководителя ЕРЦ Бирюкова в своих возражениях требования заявителя не признала, указав, что согласно сведениям, внесенным в единую базу данных, Гаджимурзаев исключен из списков личного состава части с 13 августа 2013 г. По указанную дату заявитель обеспечен денежным довольствием в полном объеме.
Гаджимурзаев в своем заявлении в суд указал, что об издании приказа командующего от 3 апреля 2013 г. № 55 узнал 13 сентября 2013 г. по прибытию изосновного отпуска.
Должностными лицами суду не представлено доказательств о доведении до Гаджимурзаева обжалуемого приказа командующего от 3 апреля 2013 г. № 55, ранее13сентября 2013 г.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявителем не пропущен трехмесячный процессуальный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании вышеуказанных действий командующего, связанных с изданием приказа от 3 апреля 2013 г. № 55, в части досрочного увольнения заявителя в запас с военной службы. Поэтому фактические обстоятельства дела подлежат исследованию.
Судом установлены следующие обстоятельства.
В период с сентября 2004 г. рядовой Гаджимурзаев проходил военную службу поконтракту в войсковой части 63354 в должности водителя.
На основании приказов командующего от 3 апреля 2013г. № 55 и от 2 августа 2013 г. № 109 Гаджимурзаев, имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, уволен с военной службы по достижении предельного возраста и исключен из списков личного состава воинской части с 13 августа 2013г., о чем также издан приказ командиром войсковой части 63354 от 13 августа 2013г. №175.
31 мая 2013 г. Гаджимурзаев, будучи необеспеченным по установленным нормам жилым помещением по месту прохождения военной службы, признан с 30 октября 2012г. нуждающимся в получении жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства, которое отлично от места прохождения военной службы.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются решением начальника ФГКУ «Южное региональное управления жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, его же сообщением от 31 мая 2013 г., предварительным расчетом выслуги лет, выписками из оспариваемых приказов и предписанием.
Оценив предоставленные доказательства в совокупности с доводами сторон, атакже заслушав мнение прокурора, который в своем заключении полагал незаконным увольнение заявителя с военной службы, суд приходит к убеждению, что заявление Гаджимурзаева подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «Остатусе военнослужащих» военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены своенной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 названного Федерального закона.
Из вышеизложенной нормы закона следует, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.
При этом данная норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего допредоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, взависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «Остатусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом в абз. 2 п. 1 вышеназванной статьи конкретизировано, чтовоеннослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, исовместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, априотсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.
Из вышеизложенного следует, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы.
В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) попоследнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и навоеннослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи сорганизационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Данная норма гарантирует определенным в ней категориям военнослужащих обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по месту военной службы.
С учетом изложенного следует признать, что абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение по указанным в нем основаниям военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем именно по месту военной службы, т.е. в населенном пункте, где дислоцирована воинская часть.
Указание в приказе командующего от 3 апреля 2013 г. № 55 о том, чтоГаджимурзаев изъявил желание уволиться с военной службе с оставлением всписках очередников на получение жилого помещения, противоречит исследованным всудебном заседании копии рапорта заявителя, листу беседы и выписки из протокола №10 заседания аттестационной комиссии, т.е. не соответствует истинному волеизъявлению военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что увольнение Гаджимурзаева и исключение его из списков личного состава воинской части дообеспечения его жилым помещением нарушает его права и законные интересы, предусмотренные вышеуказанными нормами закона, в связи с чем оспариваемые заявителем приказы командующего войсками Южного военного округа и командира войсковой части 63354 следует признать незаконными и подлежащими отмене, атребования заявителя к должностным лицам, обоснованными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, онивосстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия – равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения.
Поэтому требования заявителя о восстановлении его на военной службе прежней или равной воинской должности и обеспечении его всеми видами довольствия недополученного после необоснованного увольнения, такжеподлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 и 258 ГПК РФ, суд
решил:
войсковой части 63354 рядового ФИО5 об оспаривании командующего войсками Южного военного округа, командира войсковой части 63354 и руководителя федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанные с увольнением с военной службы, –.
Признать незаконным приказ командующего войсками Южного военного округа от 3 апреля 2013 г № 55, в части увольнения ФИО6 с военной службы.
Признать незаконным приказ командующего войсками Южного военного округа от 2 августа 2013 г. № 109, в части исключения ФИО7 из списков личного состава войсковой части 63354 с13августа 2013г.
Обязать командующего войсками Южного военного округа отменить приказы от3 апреля 2013 г № 55 и от 2 августа 2013 г. № 109, в части увольнения ФИО8 с военной службы и исключения из списков личногосостава части с 13 августа 2013 г.
Признать незаконным приказ командира войсковой части 63354 от 13 августа 2013 г. № 175, в части исключения ФИО9 изсписков личного состава с 13 августа 2013 г. и обязать отменить этот приказ вуказанной части.
Обязать командующего войсками Южного военного округа восстановить ФИО10 на военной службе в прежней или сегосогласия иной воинской должности.
Обязать руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерство обороны Российской Федерации» выплатить ФИО11 причитающееся денежное довольствием за период незаконного увольнения с военной службы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда черезМахачкалинский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его.