Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1051/2019 ~ М-1047/2019 от 03.10.2019

УИД 28RS0008-01-2019-001649-90

дело № 2а-1051/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея                                      30 октября 2019 года

    Зейский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Охотской Е.В.,

с участием административного истца Абазовой Т.В.,

представителя административных ответчиков Зинкевича С.И.,

при секретаре Козловой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абазовой Т.В. к председателю Зейского городского Совета народных депутатов Долженко О.К. и Зейскому городскому Совету народных депутатов о признании незаконным бездействия,

установил:

    

Абазова Т.В. является депутатом Зейского городского Совета народных депутатов (далее - ЗГСНД, Совет).

Абазова Т.В. обратилась в суд с иском, в котором с учетом уточнения требований просит признать незаконным бездействие председателя Зейского городского Совета народных депутатов Долженко О.К., выразившееся в не информировании не реже двух раз в год об итогах выполнения принятых депутатами решений Зейского городского Совета народных депутатов с сентября 2018 года по сентябрь 2019 года, а также возложить на председателя Зейского городского Совета народных депутатов Долженко О.К. обязанность на ближайшей сессии Зейского городского Совета народных депутатов информировать депутатов в соответствии с Уставом г.Зея об итогах выполнения решений, принятых городским Советом за период работы с 19 сентября 2018 года по настоящее время.

Данные требования административный истец обосновывает тем, что в соответствии с п.1 ст.36 Устава г.Зеи председатель ЗГСНД подконтролен Совету, председатель Совета обязан не реже двух раз в год (в декабре и июне) информировать депутатов об итогах выполнения принятых городским Советом решений (п.15 ч.2 ст.36 Устава), между тем, за период с 19 сентября 2018 года по настоящее время, то есть за более чем год работы, на заседание Совета не выносился вопрос об итогах выполнения принятых Советом решений, в результате чего она как депутат не может определить, выполняются ли принятые решения, не имеет возможности выполнять свои контрольные функции, отсутствие указанной информации препятствует осуществлению ее полномочий; председатель Совета, работая на постоянной основе, обязана отслеживать все принятые решения, остальные депутаты, в том числе она (Абазова Т.В.) ввиду загруженности на работе не может контролировать каждое принятое Советом решение.

В судебных заседаниях административный истец Абазова Т.В. заявленные требования поддержала, дополнила, что только путем принятия решения коллегиальный орган, которым является Совет, может рассматривать предоставленную информацию об исполнении решений; решения Совета, которые подписываются председателем Совета, не подлежат опубликованию, не находятся в открытых источниках, опубликованные проекты решений зачастую в значительной степени отличаются от принятых в итоговом варианте решений; на настоящий момент у депутатов отсутствует информация относительно ряда обращений в различные органы власти г.Зея, в органы субъекта РФ - Амурской области, в том числе, если такая информация не получена, то по каким причинам, в качестве таких обращений может привести обращения относительно реорганизации стоматологической поликлиники, о снижении тарифа на электроэнергию, по акту проверки Контрольно-ревизионной комиссией г.Зеи МУП «ЕСПБ», о приеме в муниципальную собственность бывшего здания поликлиники в г.Зея, которое по ее информации на настоящий момент разграблено и требует восстановления; некоторые из принятых Советом решений, в том числе связанных с направлением обращений, инициированы лично ею, в интересах избравших ее граждан, при этом она лишена возможности в установленном порядке осуществлять контроль за исполнением решений; наличие иной возможности получения информации (путем отдельного письменного обращений к председателю Совета о предоставлении информации) не может свидетельствовать о том, что ее права административным ответчиком не нарушаются; полагает, что информирование об итогах выполнения принятых решений должно происходить на заседании Совета, с включением данного вопроса в повестку, то обстоятельство, что контроль за исполнением ряда решений Совета возлагался на иных лиц (постоянные комиссии и т.д.), не снимает с председателя Совета установленные Уставом г.Зеи обязанности.

Административный ответчик председатель Зейского городского Совета народных депутатов Долженко О.К. надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель административных ответчиков председателя Зейского городского Совета народных депутатов Долженко О.К. и Зейского городского Совета народных депутатов Зинкевич С.И. просит в удовлетворении заявленных требований отказать, указал, что Устав г.Зеи не содержит указания на то, в какие месяцы года должно происходить информирование председателем Совета депутатов об итогах выполнения принимаемых решений; законодательство не содержит указания, в какой именно форме должно происходить такое информирование, в частности, отсутствует указание на то, что информирование должно происходить в форме вынесения отдельного вопроса на заседание городского Совета, не определена форма информирования: письменная либо устная, очная либо посредством размещения в открытых источниках и т.д.; в соответствии с ч.2 ст.39 Регламента ЗГСНД контрольные функции Совета за исполнением принятых решений осуществляются через получение информации на обращения и запросы, а не внесением на заседание Совета вопроса об итогах выполнения решений; по смыслу п.15 ч.2 ст.36 Устава председатель должен информировать депутатов о выполнении тех решений, которые имеют предписание на выполнение определенных действий; в период с 19 сентября 2018 года по 19 сентября 2019 года ЗГСНД принято 144 решения, оформленных в виде правовых актов, из них 48 решений имели нормативно-правовой характер и содержали в себе, кроме прочего, предписание о направлении этих решений главе г.Зеи для подписания и официального опубликования, несколько решений не были подписаны главой города и возвращены в Совет, включены в повестку заседаний Совета и прошли процедуру повторного голосования, остальные были подписаны, опубликованы в местном печатном издании и на официальном сайте города Зеи, откуда о них могла быть получена информация, в том числе депутатами; часть решений, оформленных в виде правовых актов, содержали предписание на выполнение определенных действий, в частности, решения о направлении в Законодательное собрание Амурской области ходатайств о награждении жителей г.Зеи почетной грамотой, о направлении обращений Совета, в каждом из таких решений предусматривался контроль за его исполнением, который возлагался определенную постоянную комиссию Совета; информация о награждении почетной грамотой Законодательного собрания Амурской области размещается на его официальном сайте, может быть получена, в том числе административным истцом; письма с ответами на обращения Совета в открытых источниках не размещаются, но при поступлении в аппарат Совета такие письма копируются и вручаются депутатам, их содержание доводится председателем Совета до депутатов в устной форме перед совместными заседаниями постоянных комиссий либо перед заседаниями городского Совета, когда ответы не поступают в установленные сроки, информация об этом до депутатов доводится также в устной форме, при этом из семи обращений не были получены ответы на два, а из содержания административного иска следует, что об отсутствии ответа на одно из них Абазова Т.В была осведомлена, ответственность за отсутствие ответа не может быть возложена на Долженко О.К. как на председателя Совета, поскольку контроль за исполнением указанного решения был возложен на председателя постоянной комиссии по социальным вопросам; на заседаниях Совета по направляемым обращениям заслушиваются представители исполнительных органов, руководители муниципальных предприятий, относительно реорганизации Зейской стоматологии проводилась встреча в администрации г.Зея с представителями министерства здравоохранения Амурской области, таким образом, информация об исполнении принятых решений доводится председателем Совета регулярно, по мере поступления информации как посредством размещений информации в открытых источниках, так и путем передачи депутатам копий документов либо донесения информации в устной форме; на Абазову Т.К. как на депутата возложены контрольные функции, депутатские полномочия приняты ею добровольно, невозможность исполнения административным истцом контрольных функций не может служить основанием для обвинения председателя Совета в нарушении ее конституционных прав на получение информации.

В силу ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено при указанной явке.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

     Решением избирательной комиссии муниципального образования города Зеи № 26\118-06 от 10 сентября 2018 года в Зейский городской Совет народных депутатов избрана в числе прочих депутат Абазова Т.В.

Решением № 1\3 от 19 сентября 2018 года Зейского городского Совета народных депутатов «Об избрании председателя Зейского городского Совета народных депутатов» председателем Зейского городского Совета народных депутатов была избрана Долженко О.К. – депутат Зейского городского Совета народных депутатов по избирательному округу № 3.

В силу ч.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Как установлено ч.1 ст.130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации; местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ст.1).

Согласно ч.2 ст.35, ч.1 ст.40 данного Федерального закона представительный орган поселения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах; депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

    Регламентом Зейского городского Совета народных депутатов, принятым решением городского Совета № 55/93 от 23 декабря 2015 года, (действующая редакция) установлено, что депутат городского Совета в своей деятельности выражает и защищает интересы избирателей, основываясь на принципах законности, независимости, депутатской этики (п.5 ч.13), депутату городского Совета обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей, установленных Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации и Амурской области, Уставом города, Регламентом, иными муниципальными правовыми актами города.

По смыслу действующего законодательства депутат - это главное действующее лицо муниципальной представительной демократии, который коллегиально с другими депутатами выражает волю всего населения соответствующей территории, действуют от имени и по поручению жителей этой территории, выполняя их наказы и другие поручения, выявляя их нужды и потребности и добиваясь их реализации, для чего законодательством определены соответствующие полномочия.

В соответствии с положениями Устава города Зеи, утвержденного решением Зейского городского Совета народных депутатов от 8 августа 2014 года № 27/56, городской Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Амурской области, Уставом города, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города, решения по вопросам организации деятельности городского Совета и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции (ч.4 ст.32); городской Совет принимает регламент, регулирующий вопросы внутренней организации его деятельности (ч.8 ст.32).

Обращение городского Совета в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к должностным лицам местного самоуправления, должностным лицам администрации г.Зеи, руководителям предприятий, учреждений, общественных объединений, расположенных на территории г.Зеи, по вопросам местного значения принимается решением городского Совета; решение городского Совета по вопросам организации деятельности городского Совета, в том числе обращения городского Совета в органы государственной власти и органы местного самоуправления, депутатские запросы, принимаются в коллегиальном порядке на заседании городского Совета и вступают в силу после его подписания председателем Совета, если иное не установлено Уставом города Зеи или не указано в самом решении (абз.1 ч.1 ст.37, ст.40 Регламента).

Принятое городским Советом решение, устанавливающее правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования города Зеи, а также затрагивающее права, свободы и обязанности человека и гражданина, направляется в течение 3 дней главе города для подписания, регистрации и организации исполнения, а решение, устанавливающее правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также затрагивающее права, свободы и обязанности человека и гражданина, для официального опубликования и обнародования; решение городского Совета в течение 4 дней после подписания размещается на официальном сайте города Зеи и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; заинтересованным лицам по их письменному запросу могут выдаваться копии решений городского Совета, если они не подлежали официальному опубликованию или не были обнародованы; официальным опубликованием является первая публикация текста решения Совета в печатном средстве массовой информации, определенном администрацией г.Зеи (аб.з2 ч.1, ч.ч.6-8 ст.37 Регламента).

Председатель городского Совета осуществляет свои полномочия на постоянной основе, замещает муниципальную должность, подотчетен и подконтролен населению города и городскому Совету (ч.1 ст.39); председатель городского Совета в числе прочего оказывает содействие депутатам городского Совета, организует обеспечение необходимой информацией, регулярно, не реже двух раз в год, информирует депутатов об итогах выполнения принимаемых городским Советом решений (пункты 11, 15 ч.2 ст.39 Устава).

Несмотря на то, что конкретные даты информирования не установлены, осуществление действий не реже двух раз в год, при этом регулярно, указывает на необходимость информирования не реже одного раза в полугодие.

Регламент Зейского городского Совета народных депутатов аналогичных положений не содержит, порядка указанного информирования не определяет.

Согласно Регламенту городской Совет осуществляет контроль за исполнением принятых им решений; информация об исполнении вступивших в силу решений городского Совета ежегодно устно на заседании городского Совета или в письменной форме представляется депутатам городского Совета комиссиями, на которые был возложен контроль (ч.1); контрольные функции осуществляются через получение городским Советом, комиссиями, депутатами информации по вопросам местного значения, находящимся в компетенции городского Совета, на обращения городского Совета, обращения комиссий, обращения депутатов (группы депутатов), депутатские запросы (ч.2).

Как установлено статьей 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (ч.1); устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования; иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан) (ч.2).

Таким образом, положения Регламента не отменяют необходимость исполнения председателем ЗГСНД возложенных на него Уставом обязанностей, при этом существенного противоречия между положениями Регламента и Устава в рассматриваемой части не установлено; информированию председателем Совета депутатов об итогах выполнения принимаемых городским Советом решений не препятствует предоставлению информации комиссиями, на которые был возложен контроль за исполнением соответствующего решения.

Судом установлено, что в период с 19 сентября 2018 года по 19 сентября 2019 года ЗГСНД принято 144 решения.

Из объяснений представителя ответчиков следует, что 48 решений имели нормативно-правовой характер, содержали предписание о направлении этих решений главе г.Зеи для подписания и официального опубликования, часть из них была возвращена, прошла процедуру повторного голосования в соответствии со ст.37.1 Регламента, после подписания данные решения были опубликованы в местных печатных средствах массовой информации, а также на официальном сайте г.Зеи.

Ряд исследованных в судебном заседании решений городского Совета, принятых в рассматриваемый период, связан с направлением обращений в различные органы: главе города Зеи, администрации г.Зеи, губернатору Амурской области, Законодательное Собрание Амурской области, министру здравоохранения Амурской области, ГКУ Управление автомобильных дорог Амурской области, МБУ «ЕСпБ» (в частности, решения от 7 августа 2019 года № 19/84, от 8 мая 2019 года № 15/59, от 7 ноября 2018 года № 4/16, от 6 марта 2019 года № 10/32, № 10/33, от 7 августа 2019 года № 19/80, от 3 апреля 2019 года № 11/46, от 18 декабря 2018 года № 6/35, от 6 марта 2019 года № 10/39, от 6 марта 2019 года № 10/41, от 6 февраля 2019 года № 9/18), в том числе по депутатским запросам депутата Абазовой Т.В.

Из показаний свидетеля НВВ следует, что она является делопроизводителем ЗГСНД, в ее обязанности входит документирование поступающей в Совет информации и кадровые вопросы, вся поступающая информация, которая касается депутатского корпуса, письма, ответы по устному распоряжению председателя Совета копируется по числу депутатов и вручается им перед заседанием Совета, каких-либо документов о вручении при этом не оформляется.

Допрошенный в качестве свидетеля БОН, депутат ЗГСНД, пояснил, что в течение года работы Зейского городского Совета народных депутатов седьмого созыва председатель Совета Долженко О.К. ни в каком виде (ни в устном, ни в письменном, ни путем вручения ответов соответствующих органов, организаций и лиц) не информировала депутатов об итогах исполнения принятых Советом решений.

Согласно показаниям свидетеля ЧВА, депутата ЗГСНД, он являлся инициатором направления ряда депутатских запросов и обращений, по которым Советом были приняты решения, затем отслеживал судьбу таких обращений, узнавал о них у председателя Совета, кроме того, Долженко О.К. перед заседаниями Совета сообщала об исполнении данных решений, судьбу иных решений он не отслеживал, его интересовали те, инициатором которых являлся лично он.

С учетом того, что бремя доказывания факта соблюдения председателем Совета рассматриваемой обязанности в соответствии со статьей 226 КАС РФ возложена на административных ответчиков, суд приходит к выводу, что достоверных и достаточных доказательств соблюдения председателем Совета обязанности, предусмотренной п.15 ч.2 ст.39 Устава, информирования председателем Совета депутатов об исполнении всех принятых Советом решений, административными ответчиками не предоставлено.

Суд отмечает, что публикация принятых решений иными органами и лицами, возложение контроля за исполнением решений на иных лиц (председателей постоянных комиссий), возможность получения информации иным способом - путем письменных обращений депутатов за предоставлением информации к председателю Совета, на встречах граждан с должностными лицами, представителями муниципальных органов и органом государственной власти не освобождает председателя Совета от рассматриваемой обязанности.

С учетом статуса депутата, который имеет административный истец, возложения на нее контрольных функций вправе получать указанную информацию в установленном, в том числе Уставом г. Зеи, порядке, в связи с чем оспариваемое бездействие нарушает ее права.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Годичный срок осуществления Долженко О.К. полномочий председателя ЗГСНД истек в сентябре 2019 года, с административным иском Абазова Т.В. обратилась в суд 3 октября 2019 года, то есть в установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

По смыслу закона понесенные судебные расходы, включая расходы по уплате государственной пошлины, подлежат взысканию с административного ответчика, в том числе являющегося органом местного самоуправления, а также выполняющего переданные ему государственные полномочия, поскольку КАС РФ не содержит исключений при возмещении судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47).

    Учитывая, что в соответствии с ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения иска об оспаривании бездействия суд указывает на необходимость совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений, суд приходит к выводу, что фактически административным истцом заявлено одно требование, при предъявлении которого подлежит уплате государственная пошлина в сумме 300 рублей, поэтому судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные Абазовой Т.В., в указанном размере подлежат взысканию в пользу истца с Зейского городского Совета народных депутатов.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Требования Абазовой Т.В. удовлетворить.

Признать незаконным, как не соответствующим требованиям п.15 ч.2 ст.36 Устава города Зеи Амурской области, принятого решением Зейского городского Совета народных депутатов от 8 августа 2014 года № 27/56, бездействие председателя Зейского городского Совета народных депутатов Долженко О.К. по не информированию регулярно, не реже двух раз в год, депутатов об итогах выполнения принимаемых Зейским городским Советом народных депутатов решений в период с сентября 2018 года по сентябрь 2019 года.

Возложить на председателя Зейского городского Совета народных депутатов обязанность информировать депутатов об итогах выполнения принимаемых Зейским городским Советом народных депутатов решений в соответствии с п.15 ч.2 ст.36 Устава города Зеи Амурской области, принятого решением Зейского городского Совета народных депутатов от 8 августа 2014 года № 27/56.

    Обязать Зейский городской Совет народных депутатов сообщить в Зейский районный суд Амурской области и Абазовой Т.В. об исполнении данного решения в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

    Взыскать с Зейского городского Совета народных депутатов в пользу Абазовой Т.В. судебные расходы в сумме 300 рублей.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья              Е.В. Охотская

Мотивированное решение составлено 8 ноября 2019 года

Судья              Е.В. Охотская

2а-1051/2019 ~ М-1047/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Абазова Татьяна Владимировна
Ответчики
Зейский городской Совет народных депутатов
Председатель Зейского городского Совета народных депутатов Долженко О.К.
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Охотская Елена Владимировна
Дело на сайте суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
03.10.2019Регистрация административного искового заявления
03.10.2019Передача материалов судье
03.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
03.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.10.2019Судебное заседание
30.10.2019Судебное заседание
08.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее