Решение по делу № 2-253/2021 ~ М-193/2021 от 18.03.2021

                           Дело № 2-253/2021

64RS0018-01-2021-000355-52

Решение

Именем Российской Федерации

14 мая 2021 года                                                        г. Красный Кут

Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Ситниковой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Харенко Т.В.,

с участием прокурора – старшего помощника прокурора Краснокутского района Саратовской области Завихонова И.О.,

представителя ответчика по доверенности Терехова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснокутского района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница», Министерству здравоохранения Саратовской области о возложении обязанности организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, организовать прохождение работником повышения квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам,

установил:

Истец прокурор Краснокутского района Саратовской области обратился в суд с иском к ответчикам Государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница», Министерству здравоохранения Саратовской области о возложении обязанности организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, организовать прохождение работником повышения квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам на том основании, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения должностными лицами ГУЗ СО «Краснокутская районная больница» требований законодательства о здравоохранении, в ходе которой выявлены нарушения. Истец в иске указывает, что паспортом национального проекта «Здравоохранение», утвержденным президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16, предусмотрены мероприятия по созданию и замене фельдшерско-акушерских пунктов. Паспортом регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», размещенном на официальном сайте Правительства Саратовской области, предусмотрено финансирование развития сети фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности на период 2019-2024 годов. Из пункта 1.1. Устава ГУЗ СО «Краснокутская районная больница» следует, что полномочия учредителя Учреждения осуществляет министерство здравоохранения Саратовской области. В соответствии с п. 6.11 Устава ГУЗ СО «Краснокутская районная больница» учредитель осуществляет контроль за использованием бюджетных средств, сохранностью и использованием имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления. Согласно п. 6.19 Устава ГУЗ СО «Краснокутская районная больница» контроль за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения осуществляет министерство здравоохранения Саратовской области. Медицинская деятельность ГУЗ СО «Краснокутская РБ» осуществляется в соответствии с лицензией №ЛО-64-01-003218 от 17.12.2015, предоставленной министерством здравоохранения Саратовской области бессрочно. Также ГУЗ СО «Краснокутская РБ» министерством здравоохранения Саратовской области выдана лицензия № ЛО-64-02-001949 от 25.05.2017 на осуществление фармацевтической деятельности. Согласно Приложения № 1 к лицензии № ЛО-64-02-001949 от 25.05.2017 на осуществление фармацевтической деятельности, в том числе в части розничной торговли лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляют фельдшерско-акушерские пункты, в том числе пункт, расположенный по адресу: Саратовская область, Краснокутский район, с. Журавлевка, ул. Набережная, д. 3.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории с. Журавлевка отсутствуют аптечные организации. В ФАП с. Журавлевка розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения в соответствии с требованиями Положения, п. 37 Правил 1, п.п. «и» п. 7, п.п. «б» п. 8 Правил 2, не осуществляется.

Кроме того, в нарушение п.4 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 № 66н, заведующим фельдшерско-акушерского пункта с. Журавлевка Б.О.Ю. не пройдено повышение квалификации по истечении 5 лет после предшествующего обучения (предоставлено удостоверение о повышении квалификации от 06.11.2015 по программе «Организация хранения, учета, отпуска лекарственных препаратов в медицинских организациях, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность).

Вышеуказанные нарушения отражены в представлении прокуратуры района от 17.11.2020 № 61-2020/447, внесенном главному врачу ГУЗ СО «Краснокутская районная больница», которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения, указанные в представлении, не устранены.

Указывая, что данные нарушения влекут за собой возникновение угрозы жизни и здоровью как жителей с. Журавлевка Краснокутского района Саратовской области, так и неопределенного круга лиц, нуждающихся в незамедлительной приобретении жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов с доступностью в пределах сельского поселения вынужденных добираться до ближайших частных аптечных организаций г. Красный Кут Саратовской области, преодолевая расстояние около 20 км и неся соответствующие временные затраты, риски для жизни, прокурор обратился в суд с указанным иском, и, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил возложить на Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница» обязанность организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте с. Журавлевка, расположенном по адресу: Саратовская область, Краснокутский район, с. Журавлевка, ул. Набережная, д. 3, в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязанность организовать прохождение заведующим фельдшерско-акушерского пункта с. Журавлевка Бурдановой О.Ю. повышение квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательной организации в соответствии с Порядком и сроками совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 № 66н, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Кроме того, просил возложить на министерство здравоохранения Саратовской области обязанность организовать финансирование организации осуществления Государственным учреждением здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница» розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте с. Журавлевка, расположенном по адресу: Саратовская область, Краснокутский район, с. Журавлевка, ул. Набережная, д. 3, в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязанность организовать финансирование организации осуществления Государственным учреждением здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница» прохождения заведующим фельдшерско-акушерского пункта с. Журавлевка Б.О.Ю. повышение квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательной организации в соответствии с Порядком и сроками совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 № 66н, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Ответчик Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница» представил письменные возражения на иск, согласно которым в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» решается задача обеспечения равного доступа к качественной медицинской помощи для населения вне зависимости от места проживания. Паспортом национального проекта «Здравоохранение» предусмотрены мероприятия по созданию и замене фельдшерско-акушерских пунктов, которые проходят поэтапно. Фельдшерско-акушерский пункт с. Журавлевка Краснокутского района Саратовской области в рамках указанной программы также подлежит замене. Источник финансирования - средства федерального бюджета за счет и в пределах лимитов, предусмотренных на реализацию государственной программы Саратовской области «Развитие здравоохранения», подпрограммы 1 «Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни», регионального проекта 1.1 «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», 1.1.1 «Создание и замена фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населенных пунктов с численностью населения от 100 до 2000 человек». Фельдшерско-акушерские пункты оснащаются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 №543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-социальной помощи взрослому населению», согласно которому определен стандарт оснащения фельдшерско-акушерского пункта и определены правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта, из которого следует, что для организации работы фельдшерско-акушерского пункта в его структуре рекомендуется предусмотреть процедурную, комнату фельдшера и акушерки, комнату экстренного приема родов, комнату временного пребывания пациентов, санузел для персонала, санузел для пациентов, санитарную комнату. При замене ФАП с. Журавлевка модульная конструкция фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) на базе блок-модульных контейнеров позволит осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами в пределах ФАПа. На данный момент помещение ФАПа с. Журавлевка по своим параметрам не позволяет создать условия для розничной торговли лекарственными средствами, поскольку ФАП состоит из процедурной, комнаты приема граждан, акушерской комнаты и смотровой комнаты, все помещения организованы для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, вакцинации (проведения профилактических прививок). При перераспределении одного из помещений для розничной торговли лекарственными средствами по своей структуре ФАП с. Журавлевка не сможет оказывать в полной мере первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, что повлечет нарушение прав граждан на медицинскую помощь, гарантированное Конституцией РФ. При этом исходя из Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 №706н, в настоящее время ни одно из помещений действующего ФАП с. Журавлевка по своим размерам не позволяет установить оборудование для хранения лекарственных препаратов в количестве, необходимом для розничной торговли. Федеральный Закон «Об обращении лекарственных средств» разрешает розничную реализацию лекарственных средств медицинским организациям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленным подразделениям, расположенным в сельских поселениях, в которых нет аптек. Медицинская деятельность ГУЗ СО «Краснокутская РБ» с 09.01.2020 осуществляется на основании лицензии №ЛО-64-01-004690 от 09.01.2020; с 14.12.2020 – на основании лицензии №ЛО-64-01-004948 от 14.12.2020. Заведующая ФАП с. Журавлева Бурданова О.Ю. своевременно в ноябре 2020 не прошла обучение по не зависящим от ГУЗ СО «Краснокутская РБ» обстоятельствам – в связи с санитарными мероприятиями, вызванными пандемией КОВИД-19. В настоящее время Бурданова О.Ю. включена в план-график обучения по программе «Организация хранения, учета и отпуска лекарственных препаратов в медицинских организациях, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность», обучение запланировано на июнь 2021 года. Полагает, что доводы прокурора по поводу возникновения угрозы жизни и здоровью как жителей с. Журавлевка, так и неопределенного круга лиц, нуждающихся в незамедлительном приобретении лекарственных препаратов с доступностью в пределах сельского поселения, необоснованны, так как для экстренной помощи имеется служба скорой медицинской помощи, по вопросу приобретения лекарств существует множество лицензированных интернет-магазинов. В экстренных случаях фельдшер ФАП окажет медикаментозную помощь до прибытия бригады скорой помощи. В связи с изложенным, возражая против удовлетворения исковых требований, в иске просили отказать в полном объеме.

        В судебном заседании старший помощник прокурора Краснокутского района Саратовской области Завихонов И.О. исковые требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям.

        Представитель ответчика по доверенности Терехов В.А., а также ранее участвовавшая в судебном заседании представитель ответчика Чупилко Т.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

    Ответчик Министерство здравоохранения Саратовской области о судебном заседании извещен надлежащим образом, представитель в суд не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

    Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Министерства здравоохранения Саратовской области.

    Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, правосудие является условием, обеспечивающим непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.

Статья 2 ГПК РФ обозначает задачи гражданского судопроизводства, одной из которых является защита нарушенных или оспоренных прав, а также способствование укреплению законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.

В силу статьи 3 ГПК РФ судебной защите подлежит лишь нарушенное право или оспариваемый интерес.

Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу в их нарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

На основании части 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации на территории государства действуют Федеральные законы и другие нормативные акты, которые должны неуклонно исполняться органами местного самоуправления, должностными лицами, всеми гражданами.

В силу статей 7, 41 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №323), охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В соответствии со ст. 4 Закона №323, основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи.

Согласно ст. 16 указанного Закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности.

В соответствии со ст. 10 указанного Закона, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно п. 2.3 Устава ГУЗ СО «Краснокутская районная больница», одними из основных видов деятельности учреждения является осуществление медицинской деятельности по видам работ, определяемым согласно полученной лицензии, осуществление фармацевтической деятельности, обеспечение соблюдения правил устройства для лечебных учреждений.

В структуру ГУЗ СО «Краснокутская районная больница» входят фельдшерско-акушерские пункты, в том числе ФАП в с. Журавлевка Краснокутского района Саратовской области.

Согласно п. 1.1. Устава ГУЗ СО «Краснокутская районная больница», полномочия учредителя Учреждения осуществляет министерство здравоохранения Саратовской области.

В соответствии с п. 6.11 Устава ГУЗ СО «Краснокутская районная больница» учредитель осуществляет контроль за использованием бюджетных средств, сохранностью и использованием имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.

Согласно п. 6.19 Устава ГУЗ СО «Краснокутская районная больница» контроль за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения осуществляет министерство здравоохранения Саратовской области.

Согласно разделу 2 Положения о министерстве здравоохранения Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 01.11.2007 №386-П к функциям министерств здравоохранения Саратовской области относится создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности; разработка и реализация программ по развитию здравоохранения области, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, обеспечению населения лекарственными препаратами, медицинскому образованию населения области и другим вопросам в области охраны здоровья жителей области; утверждение перечня медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также перечня лекарственных препаратов (за исключением наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов), продажа которых может осуществляться указанными организациями и их обособленными подразделениями; организация обеспечения и обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, медицинским оборудованием граждан на территории Саратовской области, имеющих право в соответствии с законодательством на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинского оборудования бесплатно и (или) на льготных условиях; обеспечение деятельности областных учреждений здравоохранения, медицинских и фармацевтических образовательных организаций, осуществление в установленном порядке их финансирования, материально-технического обеспечения; участие совместно с заинтересованными органами исполнительной власти области в реализации программ кадрового обеспечения системы здравоохранения, включая профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников; разработка мер по развитию учреждений здравоохранения области, их материально-техническое обеспечение; организация оказания населению Саратовской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях области; в пределах своей компетенции планирование и осуществление мер по охране здоровья граждан.

В соответствии с п. 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).

П. 6 Положения предусматривает, что первичная медико-санитарная помощь оказывается в плановой и неотложной формах.

Согласно п. 10 Положения, первичная медико-санитарная помощь включает в том числе первичную доврачебную медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья

В соответствии с п. 12 Положения, организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно п. 2 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерских пунктов, являющихся приложением №15 к Положению, ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи (далее - доврачебная медицинская помощь) и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах

Согласно п. 4 указанных Правил, на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41337).

В соответствии с п. 11 указанных Правил, основными задачами ФАПа являются в том числе обеспечение рецептами на лекарственные средства для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций.

В соответствии с п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон № 61) фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.69 Закона № 61 право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Согласно ч.1 ст.52 Закона № 61 фармацевтическая деятельность осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

ГУЗ СО «Краснокутская РБ» министерством здравоохранения Саратовской области бессрочно была выдана лицензия №ЛО-64-01-003218 от 17.12.2015, а также лицензия № ЛО-64-02-001949 от 25.05.2017 на осуществление фармацевтической деятельности (л.д. 45-48).

Согласно Приложения № 1 к лицензии № ЛО-64-02-001949 от 25.05.2017 на осуществление фармацевтической деятельности, в том числе в части розничной торговли лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляют фельдшерско-акушерские пункты, в том числе пункт, расположенный по адресу: Саратовская область, Краснокутский район, с. Журавлевка, ул. Набережная, д. 3.

Медицинская деятельность ГУЗ СО «Краснокутская РБ» по видам деятельности в соответствии с приложением с 09.01.2020 осуществляется на основании лицензии №ЛО-64-01-004690 от 09.01.2020 с приложением (л.д. 96-102), с 14.12.2020 – на основании лицензии №ЛО-64-01-004948 от 14.12.2020 (л.д. 89-95).

В соответствии с п.5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 (далее – Положение), лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:

в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения, - требований статей 53, 54 и части 7 статьи 67 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», правил надлежащей дистрибьюторской практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и установленных предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Разделом IV. Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н (далее – Правила 1), определены требования к помещениям и оборудованию для хранения лекарственных препаратов.

Так, в соответствии с п. 37 Правил 1 к оборудованию, используемому в процессе хранения и (или) перевозки лекарственных препаратов, относятся в том числе:

а) системы кондиционирования;

б) холодильные камеры и (или) холодильники;

в) охранная и пожарная сигнализация;

г) системы контроля доступа;

д) вентиляционная система;

е) термогигрометры (психрометры) или иное оборудование, используемое для регистрации температуры и влажности.

В соответствии с п.п. «и» п. 7 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н (далее – Правила 2), руководитель субъекта розничной торговли обеспечивает, в том числе наличие информационных систем, позволяющих осуществлять операции, связанные с товародвижением и выявлением фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных лекарственных препаратов.

Согласно п.п. «б» п. 8 Правил 2 руководитель субъекта розничной торговли в целях бесперебойного обеспечения покупателей товарами аптечного ассортимента организует, в том числе оснащение помещений оборудованием, обеспечивающим надлежащее обращение товаров аптечного ассортимента, включая их хранение, учет, реализацию и отпуск.

В судебном заседании установлено и представителями ответчика не оспаривалось, что на территории с. Журавлевка Краснокутского района Саратовской области отсутствуют аптечные организации, при этом в ФАП с. Журавлевка розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения в соответствии с требованиями Положения, п. 37 Правил 1, п.п. «и» п. 7, п.п. «б» п. 8 Правил 2, не осуществляется.

Таким образом, розничная торговля лекарственными препаратами жителям с. Журавлевка Краснокутского района Саратовской области организована не надлежащим образом.

Как установлено судом, паспортом национального проекта «Здравоохранение», утвержденным президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16, предусмотрены мероприятия по созданию и замене фельдшерско-акушерских пунктов.

Паспортом регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», размещенном на официальном сайте Правительства Саратовской области, предусмотрено финансирование развития сети фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности на период 2019-2024 годов.

Вместе с тем судом установлено, что отсутствие в ФАП с. Журавлевка организованной розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в нарушение вышеуказанных требований может повлечь за собой возможность возникновения угрозы жизни и здоровью как жителей с. Журавлевка Краснокутского района Саратовской области, так и неопределенного круга лиц, нуждающихся в незамедлительной приобретении жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов с доступностью в пределах сельского поселения, вынужденных добираться до ближайших частных аптечных организаций г. Красный Кут Саратовской области, преодолевая расстояние около 20 км и неся соответствующие временные затраты и риски для жизни.

Согласно п.п. 2-4 Приказа Минздрава России от 03.08.2012 N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях", совершенствование профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях осуществляется работниками в целях обновления имеющихся теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности, а также получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.

Совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется путем их обучения в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки.

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка работников проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

Необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем.

Профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.

Повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.

Ответчиком не оспаривалось, что заведующий ФАП с. Журавлевка медицинская сестра Б.О.Ю. в установленный срок необходимое обучение не прошла, согласно сообщению ответчика от 12.04.2021, она включена в план-график обучения специалистов со средним медицинским образованием по программе «Организация хранения, учета и отпуска лекарственных препаратов в медицинских организациях, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность» в объеме 72 часа на июнь 2021 года в образовательное учреждение ГАПОУ СО «Саратовский областной базовый медицинский колледж», о чем в образовательную организацию 11.03.2021 направлена соответствующая заявка (л.д. 82), однако на момент рассмотрения дела соответствующе обучение работником не пройдено.

Таким образом судом на основании материалов дела также установлено, что в нарушение п. 4 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 № 66н, заведующим фельдшерско-акушерского пункта с. Журавлевка Бурдановой О.Ю. не пройдено повышение квалификации по истечении 5 лет после предшествующего обучения (предоставлено удостоверение о повышении квалификации от 06.11.2015 по программе «Организация хранения, учета, отпуска лекарственных препаратов в медицинских организациях, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность).

Не получение заведующим фельдшерско-акушерского пункта с. Журавлевка Б.О.Ю. дополнительного профессионального образования по программе «Организация хранения, учета, отпуска лекарственных препаратов в медицинских организациях, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, не осуществление в ФАП с. Журавлевка розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения указывает на отсутствие со стороны министерства здравоохранения Саратовской области надлежащей организации предоставления населению первичной доврачебной медико-санитарной помощи в указанном населенном пункте, со ГУЗ СО «Краснокутская районная больница» - на недостижение больницей целей, предусмотренных Уставом учреждения, не способствует созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан, препятствует реализации принципов охраны здоровья и нарушает конституционные права неопределенного круга лиц, проживающих в с. Журавлевка, на получение медицинской помощи, в том числе с использованием лекарственных препаратов, может привести к нарушению прав граждан на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь.

Вышеуказанные нарушения отражены в представлении прокуратуры района от 17.11.2020 № 61-2020/447, внесенном главному врачу ГУЗ СО «Краснокутская районная больница», которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения, указанные в представлении, устранены не были.

         С учетом изложенного суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

     Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда в части требований о возложении обязанности организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте с. Журавлевка и финансировать указанную организацию розничной торговли лекарственными препаратами в течение 6 месяцев с смоента вступления решения в законную силу, в части возложения обязанности организовать прохождение заведующим фельдшерско-акушерского пункта с. Журавлевка Б.О.Ю. повышения квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательной организации в соответствии с Порядком и сроками совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 № 66н, возложения обязанности финансировать организацию обучения - в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ суд

решил:

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░. 3, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 31.08.2016 № 646░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 31.08.2016 № 647░, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 03.08.2012 № 66░, ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░. 3, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 31.08.2016 № 646░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 31.08.2016 № 647░, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 03.08.2012 № 66░, ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.05.2021

2-253/2021 ~ М-193/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Краснокутского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ГУЗ СО Краснокутская районная больница
Министерство здравоохранения Саратовской области
Суд
Краснокутский районный суд Саратовской области
Судья
Ситникова Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
krasnokutsky--sar.sudrf.ru
18.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2021Передача материалов судье
19.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Судебное заседание
29.04.2021Судебное заседание
14.05.2021Судебное заседание
19.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее