Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чапаевск
Самарской области 03 октября 2016 года
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Одайкиной И.А.,
при секретаре Кузьминой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда гражданское дело №2- 1586/16 по исковому заявлению Косаревой А.А., А.А. Д.С. "А" "МД" к Администрации городского округа Чапаевск об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и признании нуждающимся в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л :
Косарева А.А., Косарев Д.С., в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А.А. А.Д., А.А. М.Д. обратились в суд с иском к администрации г.о. <Адрес обезличен> об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и признании нуждающимся в жилом помещении.
В обоснование исковых требований истцы указали, что с 2011 года до настоящего времени фактически проживают семьей в квартире, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>43, принадлежащей матери Косарева Д.С.- А.А. М.М.. На основании постановления администрации городского округа Чапаевск от <Дата обезличена> <Номер обезличен> их семье было отказано в признании нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Поводом к отказу послужило то обстоятельство, что Косарева А.А. в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> не имела регистрации по месту жительства, а затем была зарегистрирована по месту жительства мужа и детей, что расценено как умышленное ухудшение семьей жилищных условий. С решением об отказе в признании их семьи нуждающимися в жилом помещении не согласны. Проживание Косаревой А.А. в жилом помещении по <Адрес обезличен>43 в <Адрес обезличен> возлагало на неё обязанность зарегистрироваться по месту жительства. <Адрес обезличен> с целью выезда на новое место жительства Косарева А.А. не покидала. В силу сложившихся обстоятельств некоторое время она была зарегистрирована по месту жительства своих знакомых. Просят суд признать незаконным Постановление администрации городского округа Чапаевск от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в части отказа Косаревой А.А. и членам её семьи Д.С., "А", "МД" в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Признать Косареву А.А., Косарева Д.С., "А", "МД" нуждающимися в жилом помещении и обязать Администрацию городского округа Чапаевск принять молодую семью Косаревой А.А. в составе 4 человек на учет нуждающихся в жилом помещении в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
В судебном заседании истица Косарева А.А., действующая лично и в интересах несовершеннолетних детей А.А. А.Д., А.А. М.Д., доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просит суд иск удовлетворить.
Истец Косарев Д.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации городского округа <Адрес обезличен> в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что на основании постановления администрации городского округа Чапаевск от <Дата обезличена> <Номер обезличен> молодой семье Косаревой А.А. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015 – 2020 г.г.. Основанием для отказа в принятии семьи на учет нуждающихся в жилом помещении послужило то обстоятельство, что Косаревой А.А. не были представлены документы, предусмотренные действующим законодательством при постановке на соответствующий учет – справка ГУП СО «ЦТИ» <Адрес обезличен> на "И", документы, подтверждающие факт регистрации (проживания) Косаревой А.А. в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. При расчете обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения учитывались жилые помещения, расположенные по адресам: <Адрес обезличен> общей площадью <Данные изъяты> кв.м, <Адрес обезличен>22 общей площадью <Данные изъяты> кв.м, <Адрес обезличен>43 общей площадью <Данные изъяты> кв.м, <Адрес обезличен>19 общей площадью <Данные изъяты> кв.м. Нуждаемость семьи Косаревых в жилом помещении появилась только при рождении второго ребенка- А.А. М.Д.. Считает, что администрацией городского округа Чапаевск обоснованно отказано в принятии семьи Косаревой А.А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и признании нуждающимся в жилом помещении подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 г. «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Механизм реализации указанной подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям – участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий и предоставления им социальных выплат.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы" участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <Дата обезличена>, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после <Дата обезличена> по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что Косарев Д.С. <Дата обезличена> года рождения и Косарева А.А. <Дата обезличена> года рождения состоят в зарегистрированном браке с <Дата обезличена>, имеют двоих малолетних детей- "А" <Дата обезличена> и "МД" <Дата обезличена> года рождения (л.д.63-65).
<Дата обезличена> Косарева А.А. обратилась в Администрацию городского округа Чапаевск с заявлением о принятии её семьи в составе 4 человек на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015 – 2020 г.г.(л.д.57).
На основании постановления Администрации городского округа Чапаевск от 30.05.2016 года №843 «Об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жилье молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2010 годы» молодой семье Косаревой А.А. было отказано в принятии на учет в связи с тем, что заявителем не представлены документы, предусмотренные действующим законодательством и не истек срок, предусмотренный ст.53 ЖК РФ, п.1,3 ч.1 ст.54 ЖК РФ (л.д.123-125).
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу положений ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст.54 Жилищного кодека РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
На основании ч.4 ст.52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В соответствии со ст.8 Закона Самарской области от 05.07.2005 N 139-ГД "О жилище" для рассмотрения вопроса о принятии на учет заявитель подает в уполномоченный орган заявление по форме, установленной приложением N 1 к настоящему Закону. К заявлению прилагаются:
1) документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи;
2) документы о наличии родственных отношений либо иных обстоятельств, свидетельствующих о принадлежности гражданина к семье заявителя, в том числе:
а) домовая (поквартирная) книга либо поквартирная карточка, либо их копия, либо выписка из домовой (поквартирной) книги или поквартирной карточки;
б) свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда об усыновлении (удочерении), решение суда о признании за гражданином права пользования жилым помещением;
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах гражданина и (или) членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений;
Документы, указанные в пунктах 3 - 5 части 1 настоящей статьи, запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если они не были представлены заявителем самостоятельно.
Судом установлено, что семья истцов Косаревых зарегистрирована и проживает по адресу: <Адрес обезличен>, о чем суду предоставлена справка МБУ МФЦ г.о.Чапаевска (л.д.60).Жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, на праве собственности принадлежит матери истца Д.С. – "М", что подтверждается выпиской из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.46-47).
По месту жительства в указанном жилом помещении также зарегистрирована дочь собственника квартиры -"Л", имеющая на праве общей совместной собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен> (л.д.83).
Суд признает правильным примененный ответчиком расчет обеспеченности жилой площадью семьи заявителя, согласно которому на каждого члена семьи Косаревой А.А. приходится <Данные изъяты> кв.м общей площади.
Постановлением Главы городского округа <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ЧД утверждена учетная норма и нормы предоставления площади жилых помещений на территории городского округа <Адрес обезличен>. Учетная норма площади жилых помещений в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.
Судом также установлено, что с заявлением о принятии на учет заявителем предоставлены документы, подтверждающие право заявителя о членов её семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: (л.д.58-125).
Отсутствие в прилагаемых к заявлению документах справки Чапаевского отдела ГУП СО «ЦТИ» о правах на объекты недвижимости гр."АА" не может являться основанием для отказа в принятии на учет нуждающихся семьи Косаревой А.А., поскольку гр."И" не является членом семьи заявителя Косаревой А.А..
Более того, на основании ч.4 ст.52 ЖК РФ органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Также не может являться основанием для отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях отсутствие у заявителя Косаревой А.А. регистрации по месту жительства в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Судом установлено, что Косарева А.А. <Дата обезличена> была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен>1 (л.д.59), в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности гр."Ш"(л.д.104-105).
<Дата обезличена> Косарева А.А. снята с регистрационного учета по месту жительства в связи с отчуждением жилого помещения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним(л.д.41-45).
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу положений ст.292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника.
<Дата обезличена> Косарева А.А. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен>22 в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности гр."Б" (л.д.106).
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля "Б" пояснила, что Косарева А.А. в <Дата обезличена> году была зарегистрирована по месту жительства в принадлежащей ей квартире без права пользования жилым помещением. Косарева А.А. в указанный период проживала по <Адрес обезличен>43 в квартире свекрови вместе с мужем и сыном.
Из показаний свидетеля А.А. М.М. также следует, что с января <Дата обезличена> года Косарева А.А. проживает в её квартире по <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>. В <Дата обезличена> года у них родился сын "А", который зарегистрирован в квартире с рождения. <Дата обезличена> дала согласие на регистрацию Косаревой А.А. по месту жительства. В <Дата обезличена> года у Косаревых родилась дочь "МД". Вся семья до настоящего времени постоянно проживает по <Адрес обезличен>43 в <Адрес обезличен>, никуда из занимаемого жилого помещения не выезжали.
Показания свидетелей суд находит достоверными, поскольку они подтверждаются совокупностью иных собранных по делу доказательств, а именно трудовой книжкой истицы Косаревой А.А.(л.д.11-14), копией медицинской карты ребенка А.А. А.Д. (л.д.50-51).
Согласно ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Отсутствие регистрации Косаревой А.А. по месту жительства в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> не может ограничивать жилищные права заявителя, поскольку регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
Также не основанной на законе суд находит ссылку в оспариваемом постановлении об отказе в принятии семьи заявителя на учет на учет нуждающихся в жилом помещении на п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ.
В силу положений ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьей 10 ГК Российской Федерации, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (определения от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1543-О-О, от 29 мая 2012 года N 924-О, от 18 октября 2012 года N 1842-О, от 24 декабря 2012 года N 2363-О, от 16 июля 2013 года N 1190-О, от 24 декабря 2013 года N 1975-О и др.).
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что семья Косаревой А.А. с <Дата обезличена> года и до настоящего времени постоянно проживает в <Адрес обезличен>. С рождением ребенка- А.А. М.Д. <Дата обезличена> года рождения обеспеченность членов семьи общей площадью жилого помещения не превышает учетной нормы.
На основании ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг, а также родители и дети данного собственника. Другие родственники и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно п.7 ст.31 ЖК РФ гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.
Регистрация истца Косаревой А.А. по месту фактического проживания по месту жительства супруга и сына, равно как и рождение ребенка- А.А. М.Д. <Дата обезличена> года рождения ни в какой мере не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий семьи заявителя.
В соответствии со ст. 31 Семейного кодекса РФ супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места жительства и пребывания.
Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.
Ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, если ухудшение жилищных условий граждан произошло не искусственно, а вследствие изменения семейного положения.
Обстоятельств, свидетельствующих о совершении Косаревой А.А. и членами её семьи умышленных действий, в результате которых они могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в ходе судебного разбирательства судом установлено не было.
При изложенных обстоятельствах исковые требования Косаревой А.А., Косарева Д.С. "А", "МД" к Администрации городского округа Чапаевск об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и признании нуждающимся в жилом помещении подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.31,51, 53,54ЖК РФ, ст.ст.209 ГК РФ, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Косаревой А.А., А.А. Дениса Д.С. "А", "МД" к Администрации городского округа Чапаевск об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и признании нуждающимся в жилом помещении удовлетворить.
Признать незаконным Постановление администрации городского округа Чапаевск от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в части отказа Косаревой А.А. и членам её семьи Косареву Д.С., "А", "МД" в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Признать Косареву А.А., Косарева Д.С., "А", "МД" нуждающимися в жилом помещении и обязать Администрацию городского округа Чапаевск принять молодую семью А.А. в составе 4 человек на учет нуждающихся в жилом помещении в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.
Судья Чапаевского городского суда И.А.Одайкина
Мотивированное решение суда
составлено 07.10.2016 года.