Именем Российской Федерации
09 октября 2017 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
с участием административного ответчика – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Амурской области к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество, пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Амурской области обратилась с административным иском к ФИО1 о взыскании транспортного налога, земельного налога, налога на имущество, пени, в обоснование которого указала, что согласно ст. 357 НК РФ ФИО1 является плательщиком транспортного налога. ФИО1, согласно имеющимся данным в МИФНС РФ № 7 по Амурской области с базы РЭО ГИБДД в 2011 году являлся пользователем следующих транспортных средств: ВАЗ-2121 (дата возникновения права собственности 29.05.2010 года, адрес местонахождения транспортного средства <адрес>); NIZZAN LAUREL (дата возникновения права собственности 15.08.2006 года, дата отчуждения права собственности 25.06.2013 года, адрес местонахождения транспортного средства <адрес>); ВАЗ 21033 (дата возникновения права собственности 07.03.1998 года, адрес местонахождения транспортного средства <адрес>). Задолженность по уплате налога на транспорт за 2011 год составила 3.810 рублей 00 копеек. В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не выполнил обязанность по уплате налога в соответствии со ст.75 НК РФ начислена пеня в сумме 1.088 рублей 70 копеек. Однако у налогоплательщика имелась переплата по пени по транспортному налогу в сумме 67 рублей 35 копеек. Таким образом сумма пени составила 1.021 рубль 35 копеек. В установленный ст. 52 НК РФ срок налогоплательщику было направлено налоговое уведомление №. Согласно ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование об уплате налога и пени № от 15.11.2012 года со сроком уплаты до 05.12.2012 года. Однако, до настоящего времени сумма недоимки в добровольном порядке не уплачена. Неоплаченная сумма по требованию 4.831 рубль 35 копеек. Также, согласно ст. 400 НК РФ ФИО1 является плательщиком имущественного налога. По данным базы бюро технической инвентаризации в 2011 году за ФИО1 зарегистрировано следующее имущество: гараж, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 58 кв.м. (дата возникновения права собственности 01.01.2005 года), гараж находится в индивидуальной собственности. Задолженность по уплате налога на имущество за 2011 год составила 03 рубля 84 копейки. В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не выполнил обязанность по уплате налога в соответствии со ст.75 НК РФ назначена пеня в сумме 01 копейка. В установленный статьей 52 НК РФ срок налогоплательщику были направлены налоговые уведомления №. Согласно ст.ст. 69,70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование об уплате налога и пени № от 15.11.2012 года со сроком уплаты до 05.12.2012 года. Однако за налогоплательщиком числилась переплата по налогу на имущество в размере 2 рубля 43 копейки. Таким образом, сумма недоимки по налогу на имущество составила 1 рубль 41 копейка. Так же у налогоплательщика имелась переплата по пени по налогу на имущество в размере 01 копейки. До настоящего времени был оплачен налог на имущество в полном объеме, однако пня не оплачена. Таким образом, неоплаченная сумма по требованию 1 рубль 41 копейка. Итого недоимка по транспортному и имущественному налогам с учетом пеней составила 4.832 рубля 76 копеек. В связи с отменой 23.12.2015 года судебного приказа от 02.09.2013 года по делу №, в соответствии с ч.3 ст. 48 НК РФ требование предъявляется в порядке искового заявления. Просили взыскать с ФИО1 задолженность по уплате транспортного налога в сумме 3.810 рублей; задолженность по уплате пени по транспортному налогу в сумме 1.021 рубль 35 копеек; задолженность по уплате имущественного налога в сумме 01 рубль 41 копейка, а всего в сумме 4.832 рубля 76 копеек.
05 октября 2017 года административные исковые требования Межрайонной ИФНС № 7 по Амурской области в отношении ФИО1 были уточнены. В связи с предоставленной копией справки с АБД ГИБДД по Сковородинскому району, автомобиль ВАЗ 21033 рег. № с 24.06.2003 года утилизирован. Однако в налоговом уведомлении № в разделе расчет транспортного налога указан данный автомобиль. Сумма налога за 2011 год составила 1.080 рублей. 08.06.2017 года произведено уменьшение транспортного налога на сумму 2.175 рублей за 2014 год. 04.08.2017 года произведено уменьшение транспортного налога на сумму 1.080 рублей за 2015 год. Таким образом, сумма уменьшенного транспортного налога составила 3.255 рублей. 20.06.2016 года ФИО1 представлено заявление об установлении льготы в связи с инвалидностью с 16.09.2009 года (бессрочно). Льгота установлена с 23.06.2016 года. Ранее так же была установлена льгота с 16.09.2009 года по 30.09.2010 года (необходимо было подтверждение ежегодно предоставлением справки). ФИО1 установлена льгота на транспортное средство ВАЗ 2121 в размере 1.095 рублей. Отмечено, что льготы по имущественным налогам предоставляются налоговым органом на основании заявления и приложенных документов. Поскольку льгота - это право, а не обязанность, то ее использование соответственно носит заявительный характер и устанавливается с того периода, когда представлено соответствующее заявление и документы. Поскольку заявление ФИО1 было представлено в ИФНС только 20.06.2017 года, то льгота будет установлена по имущественным налогам именно с этого периода. На основании изложенного, просят взыскать с ФИО1 задолженность по уплате транспортного налога за 2011 год в сумме 2.730 рублей; задолженность по уплате пени по транспортному налогу за 2011 года в сумме 1.021 рубль 35 копеек; задолженность по уплате налога на имущество в сумме 01 рубль 41 копейка. Всего ко взысканию подлежит 3.752 рубля 76 копеек.
В судебное заседание представитель административного истца - ИФНС России № 7 по Амурской области не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ определил рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, просившего о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании пояснил, что с требованиями не согласен, просит применить срок давности ко взысканию налогов. Также пояснил, что автомобили: ВАЗ-2121 и NIZZAN LAUREL утилизированы, гараж, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 58 кв.м. является квартирой.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС № 7 России по Амурской области и является плательщиком транспортного налога.
На период 2011 года ФИО1 являлся владельцем транспортных средств: ВАЗ-2121 (дата возникновения права собственности 29.05.2010 года, адрес местонахождения транспортного средства <адрес>); NIZZAN LAUREL (дата возникновения права собственности 15.08.2006 года, дата отчуждения права собственности 25.06.2013 года, адрес местонахождения транспортного средства <адрес>); ВАЗ 21033 (дата возникновения права собственности 07.03.1998 года, адрес местонахождения транспортного средства <адрес>
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Как установлено статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Ст. 358 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Исходя из положений статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Как установлено статьей 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, в том числе, с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления.
Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно п.2 ст.69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, то есть, суммы налога или суммы сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Анализ положений статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно п.2 ст.4 Закона Амурской области № 142-ОЗ «О транспортном налоге на территории Амурской области», налогоплательщики - физические лица уплачивают налог в порядке и сроки, установленные статьей 363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из налогового уведомления № Межрайонной ИФНС России № 7 по Амурской области размер транспортного налога ФИО1 в отношении объектов налогообложения за период 2011 года составляет 3.810 рублей.
Установлено, что сумма задолженности по транспортному налогу составила 3.810 рублей 00 копеек за 2011 год по сроку уплаты 05.12.2012 года, требование № выставлено по состоянию на 15.11.2012 года.
Согласно ч.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с ч.3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Согласно требования № направленного налогоплательщику ФИО1 по состоянию на 51.11.2012 года задолженность по уплате транспортного налога составила 3.810 рубля 00 копеек, пени – 1.088 рублей 70 копеек. Срок оплаты 05.12.2012 года.
В связи с имеющейся у ФИО1 переплатой по пени по транспортному налогу в размере 67 рублей 35 копеек, неоплаченная сумма задолженности по пени по транспортному налогу составила 1.021 рубль 35 копеек.
Однако, сумма задолженности ФИО1 не уплачена до настоящего времени.
Таким образом, неоплаченная сумма задолженности по транспортному налогу и пенни, подлежащая взысканию с ФИО1 составляет 4.831 рубль 35 копеек, из них задолженность по уплате транспортного налога - 3.810 рубля 00 копеек, пени – 1.021 рубль 35 копеек.
В ходе рассмотрения дела, заявленные административным истцом требования были уточнены, просили взыскать с ФИО1 задолженность по уплате транспортного налога за 2011 год в сумме 2.730 рублей; задолженность по уплате пени по транспортному налогу за 2011 года в сумме 1.021 рубль 35 копеек.
Так же, судом установлено, что ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС № 7 России по Амурской области и является плательщиком налога на имущество.
ФИО1 является собственником имущества - гаража, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 58 кв.м. (дата возникновения права собственности 01.01.2005 года), Гараж находится в индивидуальной собственности.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации» права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.1 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ст.2 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения, а так же доли в праве общей собственности на указанное имущество.
Согласно ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 406 НК РФ, в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении жилых домов, жилых помещений.
Как следует из налогового уведомления № Межрайонной ИФНС России № 7 по Амурской области размер налога на имущество физических лиц ФИО1 в отношении объекта налогообложения за период 2011 года составляет 03 рубля 84 копейки.
Установлено, что сумма задолженности по налогу на имущество составила 3 рубля 84 копейки за 2011 год по сроку уплаты 05.12.2012 года, требование № выставлено по состоянию на 15.11.2012 года.
Согласно ч.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с ч.3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Согласно требования №, направленного налогоплательщику ФИО1 по состоянию на 15.12.2012 года задолженность по уплате налога на имущество и пени составила 3 рубля 85 копеек, из них задолженность по налогу на имущество – 03 рубля 84 копейки, пени – 01 копейка. Срок оплаты 05.12.2012 года.
В связи с имеющейся у ФИО1 переплатой по налогу на имущество в размере 02 рубля 43 копейки, а так же по пени по налогу на имущество в размере 01 копейки, неоплаченная сумма задолженности по налогу на имущество составила 01 рубль 41 копейка.
Указанная сумма задолженности ФИО1 не уплачена до настоящего времени.
Таким образом, неоплаченная сумма задолженности по налогу на имущество, подлежащая взысканию с ФИО1 составляет 01 рубль 41 копейка.
Общая сумма задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, пени за 2011 год, подлежащая взысканию с ФИО1 составляет 4.832 рубля 76 копеек.
Пунктами 1 и 2 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Часть 3 ст. 48 НК РФ предусматривает, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Анализ положений статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Как установлено судом, по данным требованиям МИФНС № 7 по Амурской области мировым судьей Амурской области по Сковородинскому районному судебному участку был выдан судебный приказ от 02.09.2013 года о взыскании с административного ответчика ФИО1 указанной суммы задолженности, который определением мирового судьи Амурской области по Сковородинскому районному судебному участку № 2 от 23 декабря 2015 года отменен. МИ ФНС № 7 по Амурской области было разъяснено право на разрешение данного спора в порядке искового производства, согласно гл.32 Кодекса об административном производстве РФ.
Вместе с тем, судом установлено, что с административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России № 7 по Амурской области обратилось только 07 июля 2017 года, то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением в порядке искового производства со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Таким образом, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании налога и пени за 2011 год пропущен. Доказательств уважительности причин пропуска срока подачи административного искового заявления, суду не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе удовлетворении заявленных требований и взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России № 7 по Амурской области задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество и пени в размере 4.832 рубля 76 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Амурской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество и пени за 2011 год – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца.
Судья Н.Б. Федорчук