66RS0008-01-2019-000748-97
Дело № 2-677/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2019 года город Нижний Тагил
Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Каракаш М.С.,
с участием прокурора – помощника прокурора Дзержинского района г.Н.Тагил Ищенко А.В.,
при секретаре Брагиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Полину М.Ю., Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ПРОдвижение» о запрете использования жилого помещения для организации жилищно-эксплуатационной конторы и других видов деятельности, не связанных с проживанием в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Дзержинского района г.Нижний Тагил обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Полину М.Ю.Ю., ООО «УК «ПРОдвижение», в котором просит запретить Полину М.Ю. использовать самому и передавать другим физическим и юридическим лицам принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, находящееся по адресу: <Адрес>, для организации жилищно-эксплуатационной конторы и других видов деятельности, не связанных с проживанием в жилом помещении; запретить ООО «УК «ПРОдвижение» использовать жилое помещение, находящееся по адресу: <Адрес> для организации жилищно-эксплуатационной конторы и других видов деятельности, не связанных с проживанием в жилом помещении.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Дзержинского района города Нижний Тагил проведена проверка по доводам о незаконном функционировании в <Адрес> в <Адрес> жилищно-коммунальной организации. Проведенной проверкой установлено, что единоличным собственником однокомнатной <Адрес> в <Адрес>, расположенной на первом этаже четырехэтажного дома, является Полин М.Ю.. В данном жилом помещении по месту жительства никто не зарегистрирован. В указанном жилом помещении, имеющем статус жилого (в установленном законом порядке указанное помещение в категорию нежилого не переводилось), управляющей организацией ООО «УК «ПРОдвижение» (директором организации является также Полин М.Ю.) с декабря 2018 года осуществляется предпринимательская деятельность: в квартире в период времени с 08:00 часов до 17:00 часов каждый день функционирует жилищно-эксплуатационная контора (ЖЭК) управляющей организации, организованы рабочие места для начальника ЖЭКа и диспетчера, осуществляется прием граждан, посещающих ЖЭК по жилищным вопросам, организовано хранение инвентаря, инструмента и другого имущества для обслуживания общего имущества многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «УК «ПРОдвижение». При этом, в ходе проверки каких-либо обстоятельств, указывающих на использование жилого помещения по своему прямому назначению, то есть для проживания граждан, не установлено (в квартире отсутствуют спальные места, кухня используется в качестве склада, на кухне расположены стеллажи для инвентаря). Вход в жилое помещение, в котором функционирует жилищно-эксплуатационная организация, осуществляется через подъезд многоквартирного дома (самостоятельный отдельный вход отсутствует). Функционирование в жилом помещении, не имеющем отдельного входа, жилищно-эксплуатационной конторы является нарушением санитарно-эпидемиологических требований и жилищного законодательства. Размещение в жилом помещении, не имеющем отдельного входа, жилищно-эксплуатационной конторы, предполагающее постоянное посещение организации гражданами, а также работниками нарушает жилищные права граждан. Нарушение прав выражается в возникновении дополнительного шума, постоянного хождения граждан по подъезду, остановке транспортных средств на прилегающей территории, постоянном использовании общедомового имущества и иных обстоятельствах.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по указанным в заявлении основаниям.
Ответчик Полин М.Ю. и представитель ответчика ООО «УК «ПРОдвижение» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.
К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1, пункта 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены указанным Кодексом. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 (пункт 10) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что при рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению, принадлежащим ему жилым помещением, судам следует учитывать, что в законе установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению, то есть для проживания граждан (часть 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации) поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуска бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также Правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации). Использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается с соблюдением положений, установленных частями 2 и 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункт 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
По смыслу вышеприведенных норм собственник или иной гражданин может лишь совмещать проживание в жилом помещении и осуществление какой-либо профессиональной (предпринимательской) деятельности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно положениям статьи 23 указанного федерального закона жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
На основании пункта 2 статьи 24 данного федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Дзержинского района города Нижний Тагил проведена проверка по доводам о незаконном функционировании в <Адрес> в <Адрес> жилищно-коммунальной организации.
Проведенной проверкой установлено, что единоличным собственником однокомнатной <Адрес> в <Адрес>, расположенной на первом этаже четырехэтажного дома, является Полин М.Ю..
В данном жилом помещении по месту жительства никто не зарегистрирован.
В указанном жилом помещении, имеющем статус жилого (в установленном законом порядке указанное помещение в категорию нежилого не переводилось), управляющей организацией ООО «УК «ПРОдвижение» (директором организации является также Полин М.Ю.) с декабря 2018 года осуществляется предпринимательская деятельность: в квартире в период времени с 08:00 часов до 17:00 часов каждый день функционирует жилищно-эксплуатационная контора (ЖЭК) управляющей организации, организованы рабочие места для начальника ЖЭКа и диспетчера, осуществляется прием граждан, посещающих ЖЭК по жилищным вопросам, организовано хранение инвентаря, инструмента и другого имущества для обслуживания общего имущества многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «УК «ПРОдвижение».
При этом в ходе проверки каких-либо обстоятельств, указывающих на использование жилого помещения по своему прямому назначению, то есть для проживания граждан, не установлено (в квартире отсутствуют спальные места, кухня используется в качестве склада, на кухне расположены стеллажи для инвентаря). Вход в жилое помещение, в котором функционирует жилищно-эксплуатационная организация, осуществляется через подъезд многоквартирного дома (самостоятельный отдельный вход отсутствует).
Документы, подтверждающие перевод жилого помещения в нежилое материалы дела не содержат.
Доказательств того, что в спорный период времени, ответчик Полин М.Ю. проживал в <Адрес> в <Адрес> не представлено.
При таких обстоятельствах Полина М.Ю. нельзя отнести к лицам, проживающим в спорной квартире, следовательно, он не вправе осуществлять в этом жилом помещении предпринимательскую деятельность.
Пользование жилым помещением должно осуществляться с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, действия ответчиков по организации в <Адрес> в <Адрес> жилищно-эксплуатационной организации являются незаконными.
Указанные действия ответчиков, безусловно, нарушают права граждан проживающих в <Адрес> в <Адрес>, учитывая, что жилые помещения должны использоваться для проживания и могут использоваться для предпринимательской деятельности только лицами, проживающими в этом жилом помещении на законном основании.
При таких обстоятельствах суд, исходя из приоритета обеспечения безопасности неопределенного круга лиц, считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в местный бюджет.
Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, в связи с чем с ответчиков надлежит взыскать государственную пошлину в размере по 300 рублей с каждого.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Полину М.Ю., Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ПРОдвижение» о запрете использования жилого помещения для организации жилищно-эксплуатационной конторы и других видов деятельности, не связанных с проживанием в жилом помещении, – удовлетворить.
Запретить Полину М.Ю. использовать самому и передавать другим физическим и юридическим лицам принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, находящееся по адресу: <Адрес>, для организации жилищно-эксплуатационной конторы и других видов деятельности, не связанных с проживанием в жилом помещении.
Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ПРОдвижение» использовать жилое помещение, находящееся по адресу: <Адрес>, для организации жилищно-эксплуатационной конторы и других видов деятельности, не связанных с проживанием в жилом помещении.
Взыскать с Полина М.Ю. и Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ПРОдвижение» в доход муниципального образования «город Нижний Тагил» государственную пошлину в размере по 300 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья: М.С. Каракаш