Дело № 2а-238/2022 год
73RS0006-01-2022-000284-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2022 года г. Барыш Ульяновской области
Барышский городской суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Зотовой Л.И.,
при секретаре Сехно Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области к Харчалиной Л.А., представляющей интересы несовершеннолетнего ребенка Х*Е.А., о взыскании задолженности по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области (МИФНС №4) обратилась в суд с иском к Харчалиной Л.А., представляющей интересы несовершеннолетнего ребёнка Х*Е.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018, 2019 годы в сумме 208 руб.00 коп., пени в размере 7 руб. 29 коп. за 2018, 2019, 2020, 2021 годы, задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018, 2019 годы в сумме 102 руб.00 коп., пени в размере 3 руб. 56 коп. за 2019, 2020, 2021 годы. Исковые требования мотивированы следующим. Несовершеннолетняя дочь ответчицы- Х*Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения стоит на учёте в налоговом органе, как физическое лицо. С 2012 года она является собственником 1/3 доли квартиры по адресу: <адрес> с 2015 года является собственником 1/3 доли квартиры по адресу: <адрес>. На основании Налогового кодекса РФ Х*Е.А., является плательщиком налога на имущество физических лиц. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений действующего законодательства о налогах и сборах. Налоговым органом заказным письмом были направлены требования об уплате налога № 39424 от 27 августа 2018 года, № 54665 от 08 июля 2019 года, № 23427 от 26 июня 2020 года, № 45999 от 26 июня 2020 года, № 10334 от 15 июня 2021 года, срок добровольной оплаты истёк, но оплата до настоящего времени не произведена.
Межрайонная инспекция ФНС России № 4 по Ульяновской области, надлежащим образом извещенная о дне слушания дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Ответчица Харчалина Л.А., действующая в интересах несовершеннолетней дочери Х*Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Проверив письменные материалы дела, суд находит иск МРИ ФНС № 4 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьёй 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы. Данная обязанность, в свою очередь, закреплена статьёй 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым периодом, в соответствии со статьёй 360 Налогового кодекса Российской Федерации, признается календарный год.
Законодательством о налогах и сборах в Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налоги на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п.3).
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4).
Статья 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налоговых органов направлять налогоплательщику в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Порядок и сроки направления налогового уведомления установлены законодательством о налогах и сборах. У налогоплательщиков - физических лиц обязанность по уплате земельного налога и налога на имущество возникает с момента получения от налогового органа уведомления на уплату налога.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно части 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Х*Е.А. с ноября 2012 года имеет в собственности недвижимое имущество: квартиру по адресу: <адрес> (1/3 доля в праве), и с декабря 2015 года является собственником 1/3 доли квартиры по адресу: <адрес>.
На основании пункта 1 статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Статья 28 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагает на родителей имущественную ответственность по обязательствам малолетних детей, не достигших 14 лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.
Таким образом, в силу приведенных положений закона, если сособственниками недвижимого имущества являются несовершеннолетние дети, то обязанность по уплате приходящейся на них доли расходов по уплате налогов оба родителя в равной мере, либо один (при отсутствии второго).
В соответствии с имеющейся информацией матерью Х*Е.А. является Харчалина Л.А. Сведения об отце в актовой записи о рождении отсутствуют.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговым периодом в соответствии со статьёй 405 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.
В соответствии со статьёй 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании пункта 1 статьи 388, пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации ответчица является плательщиком земельного налога. В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.
Согласно пункта 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Доказательств уплаты налога на имущество за 2016- 2019 года административным ответчиком не представлено.
Согласно расчёту задолженности, с учётом доли в праве собственности, недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018, 2019 годы составляет в сумме 208 руб.00 коп., пени в размере 7 руб. 29 коп. за 2018, 2019, 2020, 2021 годы, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018, 2019 годы в сумме 102 руб.00 коп., пени в размере 3 руб. 56 коп. за 2019, 2020, 2021 годы. Расчёт задолженности по налогам административным ответчиком не оспорен.
Налоговым органом заказными письмами ответчице, были направлены требования об уплате налога № 39424 от 27 августа 2018 года, № 54665 от 08 июля 2019 года, № 23427 от 26 июня 2020 года, № 45999 от 26 июня 2020 года, № 10334 от 15 июня 2021 года, где также было указано на обязательность уплаты налога на имущество физических лиц. Однако, хотя срок для добровольной оплаты истёк, но оплата до настоящего времени не произведена, что является основанием для взыскания образовавшейся задолженности в судебном порядке.
Учитывая, что Харчалина Л.А., действующая в интересах несовершеннолетней дочери Х*Е.А. (как плательщика указанных налогов) не исполнила требование по их уплате в добровольном порядке, тем самым, не выполнила в установленные сроки обязанности, возложенные на неё действующим законодательством, суд считает, что исковые требования в указанной выше части заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. Расчёт задолженности по налогам и пени проверен судом и признан верным, соответствуют положениям налогового законодательства.
Обратившись в суд с иском о взыскании с ответчицы задолженности по налогам и сборам, МРИ ФНС России №4 по Ульяновской области указала на наличие у неё задолженности по уплате налогов и сборов, образовавшейся за 2016, 2017, 2018, 2019 года. Административным истцом представлены в суд копии налоговых уведомлений за 2017-2020 года, в которых указывалось на необходимость уплаты налога на имущество физических лиц, его размер и срок уплаты, а также требования об уплате налога, содержащие такую же информацию.
По общему правилу, установленному абзацем 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание налога, сбора, пеней, штрафов (в случае их неуплаты или неполной уплаты) с налогоплательщика - физического лица в судебном порядке производится по заявлению налогового органа, поданного в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Вместе с тем, если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10000 руб. (абз. 2 п. 2 ст. 48).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Таким образом, по общему правилу контролирующий орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора (пени, штрафа) с физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, только если суммарная задолженность превышает 10000 руб. (абз. 4 п. 1 ст. 48 НК РФ). Если же в течение трех лет «накопленная» задолженность не достигла указанной величины, то налоговый орган обращается в суд с требованием о взыскании имеющейся задолженности в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Исходя из изложенного выше, обратившись в суд 15 февраля 2022 года, административный истец срок не пропустил.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с этим с ответчицы подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб.
Руководствуясь статьями 175, 177, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░*░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 4 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2016, 2017, 2018, 2019 ░░░░ ░ ░░░░░ 208 ░░░.00 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░. 29 ░░░. ░░ 2018, 2019, 2020, 2021 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2018, 2019 ░░░░ ░ ░░░░░ 102 ░░░.00 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░. 56 ░░░. ░░ 2019, 2020, 2021 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░