Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-480/2018 от 18.07.2018

материал № 12-480/18    

РЕШЕНИЕ

г. Смоленск                                  21 августа 2018 года

Судья Ленинского районного суда города Смоленска Кузуб Л.Н. (г. Смоленск, пр-т Гагарина, д. 46), с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Николаева С.В. и его защитника Айваржи С.Н., при секретаре Строгановой В.С., рассмотрев жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Николаева С.В. на постановление начальника подразделения УФСБ России по Смоленской области Тарасова Ю.Г. № 2/24-18/4 от 04.07.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 13.12 КоАП РФ в отношении директора Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» Николаева ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по адресу: <адрес>, женатого, имеющего на иждивении несовершеннолетних детей ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года рождения

установил:

Постановлением начальника подразделения УФСБ России по Смоленской области от 04.07.2018 года Николаев С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 13.12 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

В поданной в суд жалобе Николаев С.В. просит отменить постановление и прекратить производство по делу вследствие отсутствия события административного правонарушения, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Указал, что считает постановление незаконным по следующим основаниям. В целях автоматизации деятельности Смоленского ОГБУ «МФЦ» (далее - Учреждение) приказом начальника Департамента Смоленской области по информационным технологиям введена в действие АИС автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Смоленской области. В соответствии с указанным приказом оператором АИС МФЦ является Учреждение, на которое возложены обязанности по обеспечению функционирования АИС МФЦ в соответствии с законодательством РФ и законодательством Смоленской области в области информации, информационных технологий и защиты информации и регистрации АИС МФЦ в реестре государственных информационных систем Смоленской области. Приказом директора Учреждения от 03.05.2018 № 0054 АИС МФЦ введена в эксплуатацию. По мнению начальника подразделения УФСБ России по Смоленской области, согласно перечня государственных информационных систем Смоленской области, утв. на заседании Комиссии по информационной безопасности при Администрации Смоленской области от 28.05.2018, АИС МФЦ является государственной информационной системой, АИС МФЦ зарегистрирована в реестре государственных информационных систем Смоленской области 13.04.2016 за № 26.0000027, и, являясь государственной информационной системой с момента ввода в эксплуатацию эксплуатируется без аттестата соответствия требованиям безопасности информации в нарушение установленных требований законодательства Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные информационные системы это федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов РФ на основании правовых актов государственных органов. Правовых актов о создании государственной информационной системы автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Смоленской области Администрацией г. Смоленска не издавалось. АИС МФЦ создавалась и вводилась в эксплуатацию как иная информационная система. Также издание правовых актов предусмотрено п.2 и п. 13 требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.07.2015 № 676 принятым в соответствии с ч.6 ст. 14 Закона 149-ФЗ. Ссылка в постановлении о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении на то, что Комиссия по информационной безопасности при Администрации Смоленской области от 28.05.2018 утвердила перечень Государственных информационных систем Смоленской области в который вошла АИС МФЦ не является основанием для признания данной системы государственной информационной системой, решение комиссии не является правовым актом, так как разделом 3 Положения о комиссии по информационной безопасности при Администрации Смоленской области, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 28.07.2003 № 190, издание комиссией правового акта не предусмотрено. В постановлении о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении заявителю вменяется нарушение Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утв. Приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17, считает, что данное утверждение необоснованно, так как п. 2 Приказа ФСТЭК установлено, что Требования применяются для защиты информации, содержащейся в негосударственных информационных системах, в тоже время Приказом директора Учреждения от 03.05.2018 № 0054 не предусмотрено применение Требований к защите информации в АИС МФЦ. Вышеуказанные обстоятельства были изложены при рассмотрении дела об административном правонарушении, но не были изучены при принятии решения, а также им не была дана оценка, что подтверждается отсутствием этих доводов в мотивировочной части постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении. По мнению автора жалобы, АИС МФЦ не является государственной информационной системой, а создавалась и вводилась в эксплуатацию как иная информационная система и он никаких нарушений, предусмотренных ч.6 ст. 13.12 КоАП РФ не совершал, а его действия полностью соответствуют требованиям законодательства РФ.

Николаев С.В. и его защитник в судебном заседании доводы жалобы поддержали.

Проверив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.6 ст. 13.12 КоАП РФ нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 2 и 5 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Согласно подп. «а» п. 15 Требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.07.2015 года № 676, ввод системы в эксплуатацию не допускается в случае невыполнения установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации, включая отсутствие действующего аттестата соответствия требованиям безопасности информации.

    Как усматривается из представленных материалов, 20.06.2018 года сотрудником УФСБ России по Смоленской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 13.12 КоАП РФ в отношении директора Учреждения Николаева С.В. по факту эксплуатации государственной информационной системы АИС МФЦ с момента ее ввода в эксплуатацию по момент составления протокола без аттестата соответствия требованиям безопасности информации в нарушение установленных требований законодательства РФ.

    Эксплуатация информационной системы АИС МФЦ в отсутствие аттестата соответствия требованиям безопасности информации, а также то обстоятельство, что оператором АИС МФЦ определено СОГБОУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению», директором которого является Николаев С.В., подтверждается представленными материалами и не оспаривается Николаевым С.В.

    Выводы, содержащиеся в оспариваемом постановлении, о том, что АИС МФЦ является государственной информационной системой, фактическим обстоятельствам соответствуют.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные информационные системы – это федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании федеральных законов, законов субъектов РФ, на основании правовых актов государственных органов.

В представленных материалах содержится достаточно данных о том, что Департаментом Смоленской области по информационным технологиям был издан правовой акт о введении в действие АИС МФЦ.

Так, приказом начальника Департамента Смоленской области по информационным технологиям (согласно Закона Смоленской области от 14.07.2005 года № 58-з входящего в систему органов исполнительной власти Смоленской области) от 15.07.2015 года № П-0001 в целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, постановления Правительства РФ от 22.12.2012 года № 1376, а также автоматизации деятельности многофункциональных центров представления государственных и муниципальных услуг Смоленской области, с 1 августа введена в действие АИС МФЦ. Оператору АИС МФЦ поручено обеспечивать функционирование АИС МФЦ в соответствии с действующим законодательством и обеспечить регистрацию АИС МФЦ в реестре государственных информационных систем Смоленской области.

В соответствии с приказом директора СОГБОУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» Николаева С.В. № с0054 от 03 мая 2018 года, автоматизированная информационная система автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Смоленской области введена в эксплуатацию в целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 52-ФЗ «О персональных данных», приказом ФСТЭК РФ от 11.02.2013 года № 17, иных правовых актов, на основании приказа Департамента Смоленской области по информационным технологиям от 15.07.2015 года № П-0001 «О вводе в действие автоматизированной информационной системы автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Смоленской области».

    Автоматизированная информационная система поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, оператором которой является СОГБУ «МФЦ», входит в перечень Государственных информационных систем Смоленской области, утв. На заседании Комиссии по информационной безопасности при администрации Смоленской области 28 мая 2018 года, где была зарегистрирована 13.04.2016 года, о чем свидетельствует письмо зам. губернатора Смоленской области от 28.05.2018 года, письмо и.о. начальника Департамента Смоленской области по информационным технологиям от 02.07.2018 года.

    При таких обстоятельствах являются несостоятельными сами по себе доводы жалобы, а также позиция Департамента Смоленской области по информационным технологиям, изложенная в письме от 16.07.2018 года, о том, что АИС МФЦ создавалась, вводилась в эксплуатацию и зарегистрирована в реестре государственных информационных систем Смоленской области не как государственная информационная система, а как иная информационная система.

    При вынесении оспариваемого постановления были приняты во внимание все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела – как объяснения Николаева С.В. о том, что АИС МФЦ является государственной информационной системой, аттестация АИС МФЦ по требованиям безопасности информации не проводилась по причине ослабления личного контроля за деятельностью в области защиты информации в Учреждении, а также не в полной мере знанием норм действующего законодательства в области защиты информации, так и позиция Департамента Смоленской области по информационным технологиям, изложенная в письме от 02.07.2018 года, о том, что учету в реестре государственных информационных систем Смоленской области подлежат все информационные системы, приобретаемые за счет областного бюджета.

Содержанием самого приказа директора СОГБУ «МФЦ» С.В. Николаева, в соответствии с которым автоматизированная информационная система автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Смоленской области введена в эксплуатацию, опровергаются доводы жалобы о том, что приказом директора Учреждения не предусмотрено применение требований к защите информации в АИС МФЦ, поскольку приказом даже назначен ответственный за организацию защиты информации и обработку персональных данных в информационной системе.

При таких обстоятельствах фактическим обстоятельствам дела соответствуют выводы, содержащиеся в оспариваемом постановлении, о нарушении Николаевым С.В. нормативных требований о защите информации, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, а значит о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ в его действиях.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности и принцип презумпции невиновности не нарушен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление начальника подразделения УФСБ России по Смоленской области Тарасова Ю.Г. № 2/24-18/4 от 04.07.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 13.12 КоАП РФ в отношении директора Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» Николаева ФИО6 – оставить без изменения, а жалобу Николаева С.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья             Л.Н. Кузуб

12-480/2018

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Николаев Сергей Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Кузуб Л.Н.
Статьи

ст. 13.12 ч.6 КоАП РФ

Дело на странице суда
leninsky--sml.sudrf.ru
18.07.2018Материалы переданы в производство судье
23.07.2018Истребованы материалы
02.08.2018Поступили истребованные материалы
21.08.2018Судебное заседание
21.08.2018Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2018Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
01.09.2018Вступило в законную силу
02.10.2018Дело оформлено
03.10.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее