Дело 12-21/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Лахденпохья Республика Карелия 13 июня 2017 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Лахденпохского городского поселения на постановление мирового судьи судебного участка Лахденпохского района по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка Лахденпохского района от ДД.ММ.ГГГГ администрация Лахденпохского городского поселения (далее ЛГП) привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ).
Администрация ЛГП обратилась в суд с жалобой на указанное постановление по тем основаниям, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех. Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007). Ссылаясь на положения п. 12 ст. 3 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007, п. 2 ст. 12, п. 4 ст. 6 ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, п. 7 Классификации работ по капительному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 года № 402, СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», ст.17 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», АЛГП указала, что постановлением администрации ЛГП № от ДД.ММ.ГГГГ создано МУП «Зеленый город». Разделом 2 Устава указанного предприятия установлено, что основными целями создания предприятия является удовлетворение общественных потребностей в результате его деятельности. Предприятие для достижения данной цели осуществляет определенные виды деятельности, в т.ч. содержание и ремонт дорожно-мостового хозяйства. Согласно п. 4.1 Устава МУП «Зеленый город» имеет право в порядке, установленном действующим законодательством, определять на договорной основе производственно-хозяйственные, финансовые и иные взаимоотношения с учредителем. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией и МУП «Зеленый город» заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения общего пользования ЛГП в 2017 году. Согласно плану мероприятий по безопасности дорожного движения ЛГП, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, проведение ямочного ремонта МУП «Зеленый город» по <адрес> запланировано на ДД.ММ.ГГГГ при благоприятных погодных условиях. Исходя из определения Верховного суда РК по делу № от ДД.ММ.ГГГГ по аналогичному делу, судом установлено, что работы по ямочному ремонту не входят в состав работ по зимнему содержанию дорог, предусмотренных Классификацией. При таких обстоятельствах, административным ответчиком не доказано, что в объем обязательств административного истца входит выполнение работ по ямочному ремонту в зимний период.
На основании изложенного, администрация ЛГП просила отменить постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель администрации ЛГП, действующая на основании доверенности Муравская И.В., жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям, дополнив, что просит прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, так как у АЛГП отсутствует обязанность по осуществлению ямочного ремонта в зимний период, кроме того, в силу погодных условий проведение такого вида работ было невозможно.
Государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Лахденпохскому району Якшин А.В. полагал постановление мирового судьи законным обоснованным, а жалобу АЛГП не подлежащей удовлетворению.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что согласно оспариваемому постановлению, администрация Лахденпохского городского поселения (далее – АЛГП), ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов, допустила нарушение п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно при исполнении Отделением ГИБДД государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, выявлен факт нарушения требований п.3.1.1, п.3.1.2 ГОСТ Р50597-93, о чем составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии улиц Лахденпохского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на <адрес> имеются выбоины в дорожном покрытии превышающие размерами предельно допустимые (ширина х длина х глубина в сантиметрах): 1) участок между домами № и № (относящимся к <адрес>) выбоина размерами 40х50х8; 2) участок между домами № и № (относящимся к <адрес>) выбоина размерами 55х60х6; 3) участок между домами № и № (относящимся к <адрес>) выбоина размерами 60х70х6; 4) у <адрес> выбоина размерами 65х70х6; 5) у <адрес> выбоина размерами 190х300х8; 6) у <адрес> выбоина размерами 130х250х15; 7) у <адрес> выбоина размерами 150х240х10; 8) у <адрес> выбоина размерами 100х350х8; 9) у <адрес> выбоина размерами 140х100х9; 10) у <адрес> выбоина размерами 130х250х11; 11) у <адрес> выбоина размерами 110х120х7; 12) у <адрес> выбоина размерами 110х140х7; 13) у <адрес> выбоина размерами 35х70х5; 14) у <адрес> выбоина размерами 45х48х9; 15) у <адрес> выбоина размерами 40х68х8; 16) у <адрес> выбоина размерами 90х120х6; 17) у <адрес> выбоина размерами 40х60х12; 18) у <адрес> выбоина размерами 50х50х7; 19) у <адрес> выбоина размерами 40х80х7; 20) у <адрес> выбоина размерами 45х120х7; 21) у <адрес> выбоина размерами 70х60х7; 22) у <адрес> выбоина размерами 47х65х10; 23) у <адрес> выбоина размерами 50х48х10; 24) у <адрес> выбоина размерами 52х130х7; 25) у <адрес> выбоина размерами 70х100х10; 26) у <адрес> выбоина размерами 100х90х12; 27) у <адрес> выбоина размерами 200х130х6; 28) у <адрес> выбоина размерами 140х160х9; 29) у <адрес> выбоина размерами 120х105х10.
Постановлением мирового судьи судебного участка Лахденпохского района от ДД.ММ.ГГГГ, с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, администрация ЛГП подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 12.34 КоАП РФ устанволена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
За указанное правонарушение предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В подтверждение вины администрации ЛГП мировым судьей приняты во внимание: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии улиц Лахденпохского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, фотографии к акту, другие материалы дела.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 (далее – Основные положения) установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.12 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Согласно ч. 4 ст. 6 указанного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Положениями ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Согласно п. 3.1.1 указанного ГОСТ покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью; согласно п. 3.1.2 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В соответствии с п. 5 ст. 9 Устава Лахденпохского городского поселения, к вопросам местного значения Лахденпохского городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов Лахденпохского городского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно подп.5 п.5 ст.30 Устава АЛГП осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов Лахденпохского городского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании мирового судьи установлено, что <адрес> от <адрес> до <адрес> находится на балансе АЛГП, в оперативное управление или на ином вещном праве не передавалась каким-либо третьим лицам. В дорожном полотне на указанном в протоколе участке <адрес> имелись многочисленные выбоины, данный факт представителем АЛГП не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Также при рассмотрении дела мировым судьей установлено, что между АЛГП и МУП «Зеленый город» заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому подрядчик МУП «Зеленый город» принимает на себя обязательства по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог местного значения общего пользования АЛГП ДД.ММ.ГГГГ, согласно техническому заданию, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Техническим заданием по содержанию автомобильных дорог местного значения общего пользования Лахденпохского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ, являющимся приложением к указанному контракту, установлен перечень работ, которые МУП «Зеленый город» должен произвести ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, техническим заданием не предусмотрен такой вид работ, как устранение дефектов дорожного полотна на улицах <адрес> ни в зимний, ни в летний период.
Между тем, необходимо отметить, что передача полномочий по решению каких-либо вопросов местного значения созданному органом местного самоуправления юридическому лицу или отраслевому органу не влечет за собой освобождение органа местного самоуправления от соблюдения установленных действующим законодательством требований.
Несостоятельными суд полагает доводы администрации ЛГП о том, что пунктом 7 Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, не предусмотрено устранение деформаций и повреждений автомобильных дорог в зимний период. Так, по смыслу положений раздела IV Классификатора, во взаимосвязи пунктов 6 и 7, Классификатором определен обязательный минимум работ, необходимых при содержании автомобильных дорог. Перечень работ, изложенных в пункте 6, не поставлен в зависимость от погодных условий и времен года, следовательно, пунктом 6 указанного раздела определен состав работ по постоянному содержанию автомобильных дорог. В указанном перечне, в том числе, имеется обязанность по устранению деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушений, выкрашивания и других дефектов) дорожных покрытий. При этом пунктом 7 того же раздела, кроме работ указанных в п. 6, определено какие работы должны проводится в зимний период. Очевидно, что все виды работ, указанные в этом пункте, связаны с атмосферными осадками в виде снега и возможным наличием скользкости на дорогах. По мнению суда, проведение таких работ в зимний период не исключает обязанности, связанной с содержанием дорог, предусмотренной пунктом 6 указанного раздела Классификатора. Иное толкование раздела IV Классификатора позволит в зимний период лицу, ответственному за содержание дорог, не ликвидировать последствия обвалов, осыпей, оползней (п.п. «к» п.п. 1 пункта 6), не очищать проезжие части от мусора, грязи и посторонних предметов (п.п. «а» п.п. 2 пункта 6), не поддерживать в чистоте и порядке линии электроосвещения, не заменять вышедшие из строя лампы (п.п. «к» п.п. 4 пункта 6), не поддерживать в порядке светофорные объекты (п.п. «л» п.п. 4 пункта 6), и многое другое.
Более того, как следует из материалов дела правонарушение совершено АЛГП в весенний период – ДД.ММ.ГГГГ.
Доводу представителя АЛГП о невозможности устранения в плохих погодных условиях выбоин горячей асфальтобетонной смесью, мировым судьей дана правильная оценка, о том, что устранение дефектов дорожного полотна было возможно иным способом.
Остальные доводы, изложенные в жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьёй, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не усматривается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи, вынесенное с учетом конкретных обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, является законным и обоснованным, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
Мировым судьей при назначении наказания учтены характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства совершения административного правонарушения, а также финансовое состояние АЛГП, являющейся органом местного самоуправления, пояснения представителя АЛГП о дефиците бюджета Лахденпохского городского поселения. Признаны указанные обстоятельства исключительными, и при назначении наказания применены положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, назначено наказание меньше минимального размера - в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (половины от минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ). Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 п.1, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка Лахденпохского района Республики Карелия от 10.05.2017 года о назначении администрации Лахденпохского городского поселения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей - оставить без изменения, а жалобу администрации Лахденпохского городского поселения - без удовлетворения.
Решение вступает в силу со дня принятия и обжалованию не подлежит.
Судья И.В.Жданкина
Копия верна: судья И.В.Жданкина