Судья – < Ф.И.О. >3 Дело №33-82/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июня 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего < Ф.И.О. >21
судей: Рыбиной А.В., Золотова Д.В.
по докладу судьи < Ф.И.О. >21
при секретаре < Ф.И.О. >6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования г.Краснодар на решение Прикубанского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 27 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Свидченко А.И. и Стаин Е.И. обратились в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования г.Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар о признании незаконным бездействия и заключении договора мены.
В обоснование заявленных исковых требований указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126040:2687, площадью 27 512 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу (местоположение объекта): Российская Федерация, Краснодарский край, г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ. Данный земельный участок занят незаконными захоронениями Славянского кладбища расположенного в северо-западной части г.Краснодара по адресу <...>. Неоднократные обращения к директору департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г.Краснодар, директору МУП Ритуальных услуг муниципального образования г.Краснодар, главе администрации муниципального образования г.Краснодар, прокурору г.Краснодара с требованием прекратить незаконные захоронения на земельном участке результатов не принесли. 22.09.2014 года на совещание, по вопросу возможности дальнейшего использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0126040:424 для захоронения умерших, под председательством заместителя главы муниципального образования г.Краснодар - Е.А. Первышова, с участием М.В. Онищенко - начальника отдела по благоустройству и санитарии департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г.Краснодар, М.А. Димитренко - заместителя начальника правового управления администрации муниципального образования г.Краснодар, С.А. Егоян - директора департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар, А.В. Потапова - начальника юридического отдела департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар, М.Ю. Резникова - директора МУП Ритуальных услуг, по результатам которого департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г.Краснодар предложил собственнику земельного участка изложить приемлемые условия обмена, а так же определить четкие границы участка, подлежащего обмену. Для реализации договоренностей установленных в ходе совещания от 22.09.2014 года под председательством < Ф.И.О. >7 и официальной переписки, собственники разделили земельный участок кадастровым номером 23:43:0126040:424 на 2 земельных участка, с кадастровым номером 23:43:0126040:26 свободный для освоения и с кадастровым номером 23:43:0126040:2687 занятый захоронениями и определи рыночную стоимость земельного участка. Согласно отчету №0-15/111 от 21.12.2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0126040:424 составила 575 086 000 руб. Площадь земельного участка занятого незаконными захоронениями составляет 27 512 кв.м, в связи с чем, рыночная стоимость земельного участка занятого незаконными захоронениями составляет 55 354150 руб. Собственники обратились к главе администрации муниципального образования г.Краснодар с заявление об обмене земельного участка занятого незаконными захоронениями. Согласно письму департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г.Краснодар от 09.06.2016 года, администрация муниципального образования г.Краснодар считает возможным заключить договор мены. 21.06.2016 года было проведено совещание, под председательством заместителя главы муниципального образования г.< Ф.И.О. >13 Яковлевой с участием < Ф.И.О. >14 - директора департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г.Краснодар, < Ф.И.О. >15 - и.о. заместителя директора департамента городского хозяйства топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г.Краснодар, < Ф.И.О. >16 - директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар, < Ф.И.О. >17 - директора МКУ «Управление коммунального хозяйства благоустройства», < Ф.И.О. >12 - директора МУП Ритуальных услуг, в ходе которого заместитель главы муниципального образования г.Краснодар разъяснила, что в данном случае изъять земельный участок для муниципальных нужд уже занятый незаконными захоронениями невозможно. Между тем, согласно письму департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар от 08.08.2017 года, администрацией муниципального образования г.Краснодар указано на возможным изъять занятый захоронениями земельный участок для муниципальных нужд. Согласно письму департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г.Краснодар от 18.10.2017 года, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, занятых захоронениями, законодательством не предусмотрено в том числе и путем обмена земельными участками. Таким образом, земельный участок, который принадлежит Свидченко А.И. и Стаину Е.И., используется для захоронения умерших, однако предусмотренная законом процедура изъятия у собственника принадлежащего им земельного участка для муниципальных нужд не проведена, решение об изъятии земельного участка или его части не принималось, действий в данном направлении не ведется. Указали, что данными действиями органа местного самоуправления нарушены имущественные права собственников земельного участка на предварительное и равноценное возмещение стоимости фактически изъятой земли. В результате действия муниципального образования г.Краснодар собственники лишились права использовать свой земельный участок по назначению, причем без предварительной и добровольной компенсации потерь от ущемления их прав и законных интересов. Полагают, что с учетом позиции администрации муниципального образования г.Краснодар и департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г.Краснодар, обращение в суд является единственным способом защиты потерпевших (собственников) произвольного занятия этого участка для захоронения умерших. Просили суд признать незаконным бездействия администрации муниципального образования г.Краснодар и департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г.Краснодар, выразившиеся в не совершении действий по изъятию в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:43:0126040:2687, площадью 27512 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, путем заключения договоры мены; обязать администрацию муниципального образования г.Краснодар, и департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г.Краснодар изъять в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126040:2687, площадью 27 512 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, путем заключения договоры мены; обязать администрацию муниципального образования г.Краснодар, департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г.Краснодар, в течении 30 календарных дней со дня вступления в законную силу судебного акта направить собственникам перечень равнозначных (равноценных) земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, для заключения договора мены; обязать администрацию муниципального образования г.Краснодар, департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г.Краснодар в течении 15 календарных дней со дня получения от собственников уведомления с указанием равнозначного равноценного) земельного участка и (или) объекта недвижимого имущества, направить собственникам подписанный проект договора мены (проект соглашения об изъятии земельного участка.
Решением Прикубанского районного суда г.Краснодара от 27 апреля 2018 года исковые требования Свидченко А.И., Стаина Е.Н. к администрации муниципального образования г.Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар о признании незаконным бездействия, удовлетворены. Признаны незаконными действия (бездействие) администрации муниципального образования г.Краснодар, департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г.Краснодар, департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар, выразившиеся в допущении (осуществлении) захоронений умерших за пределами установленных границ Славянского кладбища, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0126040:2687, площадью 27 512 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ и не совершении действий по изъятию в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:43:0126040:2687, путем заключения соглашения об изъятии земельного участка или иным способом. Администрация муниципального образования г.Краснодар, департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г.Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар обязаны изъять в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126040:2687, площадью 27512 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, путем заключения соглашения об изъятии земельного участка или заключения договора мены. Администрация муниципального образования г.Краснодар, департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г.Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар в течении 30 календарных дней со дня принятия в законную силу судебного акта обязаны направить собственникам перечень равнозначных (равноценных) земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, для заключения договора мены или соглашения об изъятии земельного участка исходя из рыночной стоимости земельного участка равной 59 090 000 руб. Администрация муниципального образования г.Краснодар, департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г.Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар в течении 15 календарных дней со дня получения от собственников уведомления с указанием равнозначного (равноценного) земельного участка и (или) объекта недвижимого имущества, обязаны направить собственникам подписанный проект договора мены или соглашения об изъятии земельного участка.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, администрация муниципального образования г.Краснодар просит решение Прикубанского районного суда г.Краснодара от 27 апреля 2018 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех материалов дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Стаин Е.И. просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила, признать причину неявки лиц, участвующих в деле неуважительной, рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя Свидченко А.И., Стаина Е.Н. по доверенностям < Ф.И.О. >19, просившую изменить решение суда первой инстанции, и удовлетворить исковые требования с учетом выводов судебной экспертизы НСЭУ «Межрегиональный центр независимой экспертизы» от 12.04.2019 года №104, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Свидченко А.И., Стаину Е.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 27512 кв.м, кадастровым номер 23:43:0126040:2687, категория земли - земли населённых пунктов, расположенный по адресу: г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ.
Данный земельный участок граничит с территорией Славянского кладбища, расположенного в северо-западной части <...>.
Граница проходит между земельным участком с кадастровым номером 23:43:0126040 категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, и земельным участком с кадастровым номером 23:43:0126040:29, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - действующее кладбище.
Однако сведения о границах земельного участка, на котором расположено Славянское кладбище, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости не соответствуют фактическим границам, в том числе границам, установленным на схеме Славянского кладбища. При наложении плана кладбища (схемы кладбища), который размещён на официальном сайте МУП Ритуальных услуг муниципального образования г.Краснодар, на публичную кадастровую карту, на которой утверждены границы кладбища, хорошо видно, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126040:2687 входит в план кладбища (схему кладбища) утверждённую муниципального образования г.Краснодар.
В результате захоронений на земельном участке, принадлежащем истцам на праве собственности, увеличилась фактическая площадь Славянского кладбища.
Определение и утверждение границ кладбища осуществлялось с учетом части земли не принадлежащей муниципальному образованию г.Краснодар, фактически за счет земельного участка, принадлежащего истцам.
Согласно заключению кадастрового инженера, фактически кладбищем занята часть земельного участка, принадлежащего истцам на праве собственности площадью 27 512 кв.м.
В соответствии со ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, которое не является собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Суд первой инстанции правильно указал, что с учетом требования ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, использование земельного участка принадлежащего истцам могло осуществляться только на основании договора, заключенного между истцами (их правопредшественниками), как собственниками земельного участка и администрацией муниципального образования г.Краснодар.
Однако между истцами и администрацией муниципального образования г.Краснодар отсутствуют договорные правоотношения о порядке использования спорного земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что у администрации муниципального образования г.Краснодар отсутствуют правовые основания для использования земельного участка, в том числе в целях осуществления захоронений, соответственно, ответчики неправомерно использовали земельный участок, принадлежащий истцам на праве собственности, осуществляя на нем захоронения.
Неправомерность действий администрации выразилась также в нарушении земельного законодательства Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126040:2687, принадлежащий истцам на праве собственности, относится к землям населенных пунктов, и имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
В соответствии со ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Осуществление захоронений на земельном участке, относящемся к землям, используемым в целях ведения сельхозпроизводства, является нарушением положений Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, осуществление захоронений могло производиться на спорном земельном участке только после изменения разрешенного использования земельного участка, осуществляемого с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости.
Суд первой инстанции верно отметил, что освобождение земельного участка, который занят захоронениями, является невозможным в соответствии с его целевым назначением в силу положений действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 года №18-ФЗ «О погребении и похоронном деле» создаваемые, а также существующие места погребения подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Согласно названными нормам, основания для сноса или перенесения мест погребет произведенных на земельном участке, принадлежащем истцам, отсутствуют, в связи с чем, освободить земельный участок от захоронений невозможно.
На основании п. 6 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 года №18-ФЗ «О погребении и похоронном деле» использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается. Аналогичная норма содержится в п. 4.2. СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.06.2011 года №84.
Соответственно, использование той части земельного участка, на которой произведены захоронения в соответствии с видом разрешенного использования - для осуществления сельскохозяйственного производства в будущем невозможно в силу прямого указания закона.
Согласно Закону Краснодарского края от 04.02.2004 года №666-КЗ «О погребении и похоронном деле Краснодарском крае» органы местного самоуправления создают единую систему учета всех видов захоронений, произведенных на территории соответствующих муниципальных образований, в порядке установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, места захоронения предоставляются в соответствии с установленной планировкой кладбища (ст. 21.1 Закона Краснодарского края)
Таким образом, решение о выдаче разрешения на захоронение принимается соответствующим органом местного самоуправления.
Факт занятия части земельного участка, принадлежащего истцам на праве собственности, захоронения не оспаривается ответчиками и подтверждается официальной перепиской с администрацией муниципального образования г.Краснодар, в том числе с заместителем главы муниципального образования г.Краснодар Е.И. Первышовым.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2015 года, разъяснено, что отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества.
Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно поле целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности.
Согласно ст. 279 и ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается изъятие земельного участка у собственника для муниципальных нужд с предоставлением собственнику возмещения. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок.
В соответствии с п. 3 ст. 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на объектов недвижимого имущества в соответствии с п.п. 4 и 5 указанной статьи.
Таким образом, учитывая незаконное занятие земельного участка, принадлежащего истцам на праве собственности, для захоронения умерших и увеличения фактической площади Славянского кладбища, фактические обстоятельства дела, указывающие на наличие публичных нужд, требующих изъятие земельных участков у истцов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что исковые требования истцов о наличии оснований для изъятия, принадлежащего им, земельного участка для муниципалах нужд, признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Истцы, обращаясь в суд с настоящим иском, ссылались на то, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126040:2687, расположенный по адресу: <...>, Прикубанский внутригородской округ, занят незаконными захоронениями, в связи с чем, просили суд обязать администрацию муниципального образования г.Краснодар произвести мену указанного земельного участка на равнозначный либо изъять его для муниципальных нужд, исходя из рыночной его стоимости равной 59090000 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, сославшись на отчет ООО «Краснодарская оценочная компания» от 13.03.2018 года, пришел к выводу, что выкупная стоимость земельного участка равна 59090000 руб.
Однако установленная судом первой инстанции выкупная стоимость земельного участка, установленная судом многократно превышает его кадастровую стоимость, в связи с чем, обоснованность отчета ООО «Краснодарская оценочная компания» от 13.03.2018 года вызывает у суда апелляционной инстанции сомнения.
Эксперт ООО «Краснодарская оценочная компания», проводивший оценку не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, отчет был подготовлен вне рамок судебного заседания по заказу истца, в связи с чем, ответчик был лишен задать свои вопросы эксперту, а также присутствовать при проведении экспертного исследования.
Судом первой инстанции отчет был приобщен судом первой инстанции в судебном заседании 27 апреля 2018 года, в этом же судебном заседании было принято решение по делу.
Возможности опровергнуть выводы содержащиеся в отчете ООО «Краснодарская оценочная компания» от 13.03.2018 года, у представителя администрации муниципального образования г.Краснодар не имелось.
Кроме того, в указанном отчете не содержится выводов о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126040:2687, расположенный по адресу: г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, полностью занят захоронениями.
В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» указано, что если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 2 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ).
Судом апелляционной инстанции, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проведена по делу судебная экспертиза.
Согласно выводам судебной экспертизы ООО «Веда-эксперт» от 12.12.2018 года №01/12/18, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0126040:2687 площадью 27 512 кв.м имеются захоронения. Площадь захоронений составляет 25 461 кв.м. Дата начала захоронений на данном земельном участке - 2102 год. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0126040:2687 площадью 27 512 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, по состоянию на 12.12.2018 года (без учета НДС) округленно составляет 88898150 руб.
Поскольку рыночная стоимость спорного земельного участка согласно заключению судебной экспертизы ООО «Веда-эксперт» почти на 30000000 руб. больше рыночной стоимости земельного участка установленной оценщиком ООО «Краснодарская оценочная компания» и многократно превышает его кадастровую стоимость, обоснованность заключения судебной экспертизы ООО «Веда-эксперт» вызвала у суда апелляционной инстанции сомнения, по делу проведена повторная судебная экспертиза.
Согласно выводов судебной экспертизы НЧЭУ «Межрегиональный центр независимой экспертизы» от 12.04.2019 года №104, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0126040:2687 площадью 27 512 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, по состоянию на 09.04.2019 года составляет 88069916 руб.
В соответствии со ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 настоящего Кодекса.
Как указано в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» разъяснено, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса РФ). Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.
Судебной коллегией установлено, что указанное заключение экспертов отвечает требованиям, предъявляемым к заключению судебной экспертизы, а именно: эксперт предупрежден об уголовной ответственности, в тексте заключения указаны ссылки на нормативно-правовые документы, на основании которых эксперт пришел к своим выводам, выводы эксперта подтверждаются совокупностью представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, к экспертному заключению приложены соответствующие дипломы.
Выводы эксперта НЧЭУ «Межрегиональный центр независимой экспертизы» от 12.04.2019 года №104 сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались, документально не опровергнуты. Материалы дела не содержат доводов и доказательств, которые позволили бы усомниться в правильности и обоснованности таких выводов.
Выводы судебной экспертизы НЧЭУ «Межрегиональный центр независимой экспертизы» от 12.04.2019 года №104 согласуются с выводами судебной экспертизы ООО «Веда-эксперт» от 12.12.2018 года №01/12/18.
Согласно правовой позиции изложенной в п. 30 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» принятие дополнительных (новых) доказательств в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оформляется вынесением определения с указанием в нем мотивов, по которым суд апелляционной инстанции пришел к выводу об относимости и допустимости данных доказательств.
С учетом установленных обстоятельств и требований действующего законодательства, учитывая требования ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и положений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», указания суда вышестоящей инстанции, судебная коллегия заключение эксперта НЧЭУ «Межрегиональный центр независимой экспертизы» от 12.04.2019 года №104 приняла в качестве дополнительного (нового) доказательства по делу, что нашло свое отражение в протоколе судебного заседания.
Таким образом, с учетом выводов судебной экспертизы НЧЭУ «Межрегиональный центр независимой экспертизы», судебная коллегия приходит к выводу, что рыночная стоимость подлежащего изъятию земельного участка составляет 86069916 руб.
При этом, учитывая отсутствие на территории муниципального образования г.Краснодар земельных участков равнозначных (равноценных) земельных участков, заключение договора мены, невозможно, в связи с чем, изъятие земельного участка для муниципальных нужд в данном случае подлежит с выплатой собственникам земельного участка его выкупной стоимости.
В соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части, по основаниям, предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новое решение.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции изменить, в части указания рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего истцам.
Кроме того, поскольку земельный участок принадлежит истцам в долях, судебная коллегия полагает необходимым взыскать в пользу истцов рыночную стоимость земельного участка соразмерно принадлежащим им земельным долям а именно, в пользу Свидченко Алексея Ивановича 1/3 суммы, а именно 28 689 972 руб., в пользу Стаина Евгения Ивановича 2/3 суммы, а именно 57 379 944 руб.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Прикубанского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 27 апреля 2018 года изменить.
Исковые требования Свидченко А.И., Стаина Е.Н. к администрации муниципального образования г.Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар о признании незаконным бездействия и заключении договора мены удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействие) администрации муниципального образования г.Краснодар, департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г.Краснодар, департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар, выразившиеся в допущении (осуществлении) захоронений умерших за пределами установленных границ Славянского кладбища, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0126040:2687, площадью 27 512 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ и не совершению действий по изъятию в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:43:0126040:2687, путем заключения соглашения об изъятии земельного участка и предоставлению возмещения.
Изъять в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126040:2687, площадью 27 512 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, путем выплаты Свидченко А.И., Стаину Е.Н. рыночной стоимости подлежащего изъятию земельного участка.
Взыскать с администрации муниципального образования г.Краснодар в пользу истцов за счет средств бюджета муниципального образования г.Краснодар, денежные средства в размере 86 069 916 руб., в счет подлежащего изъятию земельного участка, путем перечисления денежных средств на расчетный счет истцов в течении 30 календарных дней со дня вступления в законную силу судебного акта, в следующем порядке: в пользу Свидченко Алексея Ивановича 1/3 суммы, а именно - 28 689 972 руб.; в пользу Стаина Евгения Ивановича 2/3 суммы, а именно -57 379 944 руб.
Прекратить право собственности Стаина Евгения Ивановича и Свидченко Алексея Ивановича на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126040:2687, площадью 27 512 кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ.
Признать право собственности муниципального образования г.Краснодар на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126040:2687, площадью 27 512 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ.
Настоящее решение является основанием для осуществления управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по заявлению Стаина Евгения Ивановича и Свидченко Алексея Ивановича необходимых регистрационных действий, без истребования дополнительных документов для снятия с государственного кадастрового учета и регистрации в Едином государственном реестре недвижимости прекращения права собственности Стаина Евгения Ивановича и Свидченко Алексея Ивановича на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126040:2687, площадью 27 512 кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ; для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации в Едином государственном реестре недвижимости за муниципальным образованием г.Краснодар права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126040:2687, площадью 27 512 кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ.
В остальной части заявленных исковых требований отказать.
Председательствующий -
Судьи -