дело № 2-180/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2019 года г. Александровск- Сахалинский
Александровск- Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Захарова Д.Г., с участием:
представителя истца - помощника Александровск- Сахалинского городского прокурора Л.Д.А.,
представителя ответчика - администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» Т.О.А. предоставившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Г.У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Александровск- Сахалинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки,
установил:
Александровск-Сахалинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Александровск-Сахалинский городской суд с исковым заявлением к администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район», в котором просит суд возложить обязанность на администрацию ГО «Александровск-Сахалинский район» ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные по адресу: <адрес> (напротив <адрес> (рядом с домом №), пер. Тымовский (рядом с домом №), <адрес> (рядом с домом №), <адрес> (рядом с домом №) в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование искового заявления прокурор указал, что Александровск-Сахалинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, по результатам которой установлено, что на территории городского округа «Александровск-Сахалинский район» имеются скопления твердых бытовых отходов. Несанкционированные свалки находятся в черте города Александровск-Сахалинский по адресу: <адрес> (напротив <адрес> (рядом с домом №), пер. Тымовский (рядом с домом №), <адрес> (рядом с домом №), <адрес> (рядом с домом №).
На данных участках территорий выявлено наличие бытового мусора (использованная бумажная, пластиковая, стеклянная, полиэтиленовая" упаковка и тара, упаковки от пищевых продуктов и товаров хозяйственного назначения, картонные коробки, изделия, утратившие свои потребительские свойства, строительный мусор, остовы автомобилей).
Нарушение установленных законом требований в области обращения с отходами производства и потребления приводит к негативному воздействию на окружающую среду, что, в свою очередь, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Л.Д.А. настаивает на удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ выезжала на территории указанных в исковом заявлении несанкционированных свалок, где производила фотосъемку. Выяснила, что по <адрес> (напротив <адрес>) и пер. Тымовский (рядом с домом №) свалки частично убраны от крупного мусора, однако осталась стеклянная тара, бумажные и целлофановые пакеты; по <адрес> ( рядом с <адрес>) и <адрес> (рядом с домом №) свалка не убраны полностью. По <адрес> (рядом с <адрес>) несанкционированная свалка ответчиком ликвидирована полностью, что прокурором в судебном заседании не оспаривается.
В судебном заседании представитель ответчика администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» Т.О.А. с исковыми требованиями согласна частично, указав, что по <адрес> (рядом с <адрес>) несанкционированная свалка ликвидирована полностью, по <адрес> ( рядом с <адрес>) и <адрес> (рядом с домом №) свалки не убраны полностью; по <адрес> (напротив <адрес>) и пер. Тымовский (рядом с домом №) свалки частично убраны от крупного мусора, однако остались, бумажные и целлофановые пакеты, пластиковые бутылки, которые будут убраны в ближайшее время. Просит суд увеличить срок исполнения решения суда до 6 месяцев в связи с необходимостью проведения конкурсных процедур.
Изучив материалы дела, заслушав стороны по делу, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность органов местного » самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
Согласно ст. 11 Закона № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст. 51 Закона № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в недра и на почву, размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.
Согласно ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом, благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
Как определено ст. 1 Закона № 89-ФЗ, отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу п. 3 ст. 8 Закона № 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Согласно ст. 12 Закона № 89-ФЗ, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, водоохранных зон. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст. 13 Закона № 89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как установлено пп. 24 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3.1, п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление лица, ответственного за организацию такой свалки.
На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Границы Александровск-Сахалинского городского округа Сахалинской области установлены ст. 2 Устава городского округа «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области принятого Решением Собрания городского округа "Александровск-Сахалинский район" от 30.01.2019 N 18.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ помощником Александровск-Сахалинского городского прокурора Л.Д.А. на основании распоряжения прокурора Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ №р, решения Александровск-Сахалинского городского прокурора проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой был составлен Акт проверки, в котором указано, что на территории городского округа «Александровск-Сахалинский район» имеются скопления твердых бытовых отходов. Несанкционированные свалки находятся в черте города Александровск-Сахалинский по адресу: <адрес> (напротив <адрес> (рядом с домом №), пер. Тымовский (рядом с домом №), <адрес> (рядом с домом №), <адрес> (рядом с домом №). На данных участках территории выявлено наличие бытового мусора (использованная бумажная, пластиковая, стеклянная, полиэтиленовая упаковка и тара от пищевых продуктов и товаров хозяйственного назначения, картонные коробки, изделия, утратившие свои потребительские свойства, строительный мусор, остовы автомобилей).
Также в судебном заседании на основании показаний представителя ответчика Т.О.А., прокурора Л.Д.А., приложенным фотоснимкам, установлено, и не оспаривается сторонами по делу, что на дату судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ несанкционированная свалка бытовых отходов по <адрес> (рядом с домом №) ответчиком полностью добровольно ликвидирована.
При указанных обстоятельствах, поскольку наличие несанкционированных свалок в черте города Александровск-Сахалинский по адресам: <адрес> (напротив <адрес> (рядом с домом №), пер. Тымовский (рядом с домом №), <адрес> (рядом с домом №) нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, суд удовлетворяет исковые требования прокурора в названной части и полагает исковые требования прокурора об обязании администрации ГО «<адрес>» ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в черте города Александровск-Сахалинский Сахалинской области по адресам: <адрес> (напротив <адрес> (рядом с домом №), пер. Тымовский (рядом с домом №), <адрес> (рядом с домом №), законными и обоснованными.
Вместе с тем, поскольку в ходе судебного разбирательства несанкционированная свалка бытовых отходов по <адрес> (рядом с домом №) ответчиком полностью добровольно ликвидирована, суд считает необходимым прокурору в указанной части исковых требований отказать.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Указанный прокурором в исковых требованиях срок для исполнения решения суда - в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, вопреки доводам представителя ответчика, просившего суд увеличить названный срок до 6 (шести) месяцев, является, по мнению суда, разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Кроме того, ответчик вправе в порядке статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Александровск- Сахалинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» - удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа «Александровск-Сахалинский район» ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в черте города Александровск-Сахалинский Сахалинской области по адресам: <адрес> (напротив <адрес> (рядом с домом №), пер. Тымовский (рядом с домом №), <адрес> (рядом с домом №), в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований Александровск- Сахалинскому городскому прокурору в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Александровск- Сахалинский городской суд в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20 августа 2019 года.
Председательствующий судья Д.Г. Захаров