Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2943/2020 ~ М-2365/2020 от 18.06.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2020 г. Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи    Осьмининой Ю.С.,

при секретаре                Пугачевой Н.Е.,

с участием административного ответчика Расскалиева А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2943/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Расскалиеву А.С. о взыскании недоимки и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Расскалиеву А.С. о взыскании задолженности, в котором просила взыскать с ответчика задолженность в общей сумме 64 163 рубля, из которых транспортный налог за 2015 г., 2016 г. – 59 364 рубля, пени по транспортному налогу – 4 799,08 рублей, ссылаясь на то, что административный ответчик, как лицо, состоящее на учете в качестве налогоплательщика, обязанное уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему имущества, не исполнил в полном объеме установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем в его адрес было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам, которое было оставлено без исполнения.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России по Самарской области представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Расскалиев А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснил, что требования о взыскании с него транспортного налога с 2013 г по 2017 г. налоговым органом уже были заявлены ранее в порядке обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, требования были удовлетворены. Также налоговый орган ранее уже выходил с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании транспортного налога за 2015 г. - 2016 г., которые им были отменены. После отмены судебных приказов, налоговый орган не обращался с исковыми требованиями. Считает, что Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области был пропущен срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением.

В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, а извещенного о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, указал, что налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 НК РФ).

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В пункте 1 статьи 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Судом установлено и следует из материалов дела, ответчик Расскалиев А.С. в налоговый период 2015 г. имел в собственности транспортное средство <данные изъяты>, г/н , <данные изъяты> г/н ; в налоговый период 2016 г. имел в собственности транспортное средство <данные изъяты>, г/н , <данные изъяты> г/н .

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 363 НК РФ).

Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области было сформировано и направлено в адрес административного ответчика налоговое уведомление от 04.09.2016 г. об уплате транспортного налога за 2015 год в общем размере 30 559 рублей, со сроком исполнения до 01.12.2016 г.

Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области было сформировано и направлено в адрес административного ответчика налоговое уведомление от 21.09.2017 г. об уплате транспортного налога за 2016 год в общем размере 30 559 рублей, со сроком исполнения до 01.12.2017 г.

После неисполнения налогоплательщиком в срок налогового уведомления от 04.09.2016 г. было выставлено требование по состоянию на 20.12.2016 г., по которому был выдан судебный приказ от 19.07.2017 г. № 2а-660/2017, который не был предъявлен к исполнению, поскольку транспортный налог за 2015 г. был уменьшен 15.01.2018 г.

После неисполнения налогоплательщиком в срок налогового уведомления от 21.09.2017 г. было выставлено требование по состоянию на 19.12.2017 г., за выдачей судебного приказа налоговый орган не обращался, поскольку транспортный налог за 2016 г. был уменьшен 15.01.2018 г.

В связи с перерасчетом транспортного налога за 2015-2016 гг. в сторону уменьшения налоговым органом было сформировано налоговое уведомление от 17.01.2018 г. о подлежащей уплате сумме транспортного налога за 2015-2016 гг. в общей сумме 59 364 рублей.

Указанное выше налоговое уведомление было сформировано 17.01.2018 г. и направлено в адрес налогоплательщика с предложением уплатить налог в срок не позднее 22.03.2018 г.

В установленный срок не исполнил установленную законом обязанность по уплате транспортного налога за 2015-2016 гг.

Ввиду невнесения Расскалиевым А.С. оплаты транспортного налога за 2015-2016 гг. налоговым органом в его адрес было направлено требование об уплате налога по состоянию на 30.05.2018 г. с предложением добровольно погасить недоимку по транспортному налогу в размере 59 364 рублей, пени по транспортному налогу в размере 977,02 рублей в срок до 10.07.2018 г.

В установленный срок оплата транспортного налога и пени по требованию от 30.05.2018 г. административным ответчиком не произведена, в связи 04.02.2020 г. с чем налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 112 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Расскалиева А.С. недоимки.

06.02.2020 г. мировым судьей судебного участка № 112 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской был вынесен судебный приказ о взыскании с Расскалиева А.С. недоимки на общую сумму 64 163,08 рублей, который определением

27.02.2020 г. определением и.о. мирового судьи судебного участка № 112 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области мировым судьей судебного участка № 111 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области указанный выше судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно исполнения судебного приказа.

Таким образом, по входящему в предмет настоящего административного иска требованию от 20.12.2016 г. МРИ ФНС России № 19 по Самарской области установила Расскалиеву А.С. срок уплаты до 14.02.2017 г., следовательно, шестимесячный срок подачи заявления о взыскании налога и пеней по требованию истек 14.08.2017 г.

По требованию от 19.12.2017 г. МРИ ФНС России № 19 по Самарской области установила Расскалиеву А.С. срок уплаты до 13.02.2018 г., следовательно, шестимесячный срок подачи заявления о взыскании налога и пеней по требованию истек 13.08.2018 г.

По требованию от 30.05.2018 г. МРИ ФНС России № 19 по Самарской области установила Расскалиеву А.С. срок уплаты до 10.07.2018 г., следовательно, шестимесячный срок подачи заявления о взыскании налога и пеней по требованию истек 10.01.2019 г.

На основании ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Расскалиева А.С. налоговой задолженности, по налоговому требованию от 20.12.2016 г. Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в июле 2017 г., судебный приказ был отменен 09.08.2017 г., с административным иском в районный суд административный истец обратился 18.06.2020 г., то есть за пределами установленного законом шестимесячного срока.

С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Расскалиева А.С. налоговой задолженности, по налоговым требованиям от 19.12.2017 г. налоговый орган к мировому судье не обращался.

С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Расскалиева А.С. налоговой задолженности, по налоговому требованию от 30.05.2018 г. Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в 04.02.2020 г., то есть за пределами установленного законом шестимесячного срока (до 10.01.2019 г.).

При таких обстоятельствах, поскольку МРИ ФНС России № 19 по Самарской области пропущен предусмотренный законом срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, административным исковым заявлением и не представлено доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска данного срока, по которым он может быть восстановлен, суд считает возможным отказать в удовлетворении административного иска.

При этом суд учитывает, что возможность восстановления пропущенного срока действующее законодательство связывает с наличием обстоятельств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные законом сроки.

В материалах дела отсутствует ходатайство налогового органа к районному суду о восстановлении срока при подаче заявления о выдаче судебного приказа; доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска этого срока и о возможности его восстановления, суду также не представлено.

Суд учитывает, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременным их взысканием, и должна знать и соблюдать процессуальные правила обращения с иском в суд.

Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.02.2012 г. № 479-О-О указал, что не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 КАС РФ, является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

При указанных обстоятельствах, с учетом того, что на дату обращения 18.06.2020 г. в районный суд с административным исковым заявлением о взыскании с Расскалиева А.С. недоимки по транспортному налогу и пени по транспортному налогу, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание налога в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом требований.

На основании изложенного, руководствуясь руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Расскалиеву А.С. о взыскании транспортного налога за 2015, 2016 г.г., пени по транспортному налогу за 2015,2016 г.г. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 14.09.2020 г.

Председательствующий:

2а-2943/2020 ~ М-2365/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №19 по Самарской области
Ответчики
Расскалиев А.С.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Осьминина Ю. С.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
18.06.2020Регистрация административного искового заявления
18.06.2020Передача материалов судье
19.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2020Подготовка дела (собеседование)
16.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2020Судебное заседание
14.09.2020Судебное заседание
14.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее