гражданское дело № 2-772/2020
24RS0014-01-2020-000640-05
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2020 года город Енисейск
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Антоненко К.Г.,
при секретаре Белоконовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Енисейска» к Абрамовой Любови Андреевне о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Енисейска» (далее по тексту – КГКУ «ЦЗН г.Енисейска») обратилось в суд с иском к Абрамовой Л.А. о взыскании денежных средств размере 125600 рублей.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с действующим законодательством, центр занятости выплатил безработной Абрамовой Л.А. денежные средства в указанном размере на организацию предпринимательской деятельности. В соответствии с п.2.1.4 договора № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении единовременной финансовой помощи», не позднее 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет, гражданину необходимо представить копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи (отчетные документы). Связываясь с ответчиком, специалисты центра занятости неоднократно предупреждали о предоставлении отчетных документов в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако таковые в указанный срок не представлены, равно как и не осуществлен возврат денежных средств. Заказным письмом в адрес ответчика направлялось уведомление о возврате единовременной финансовой помощи, в соответствии с которым Абрамовой Л.А. было предложено добровольно вернуть денежные средства в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления, однако до настоящего времени денежные средства не возвращены, отчетные документы не представлены. В соответствии с п.3.1 договора № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении единовременной финансовой помощи» гражданин обязуется возвратить сумму единовременной финансовой помощи в краевой бюджет в случае невыполнения (несвоевременного выполнения) обязанности по предоставлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи.
Истец КГКУ «ЦЗН г.Енисейска», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направил, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие такового, что суд считает возможным.
Ответчик Абрамова Л.А., надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщила, с заявлением о рассмотрении дела в свое отсутствие не обращалась.
Согласно ст.233 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Принимая во внимание, что ответчик Абрамова Л.А., извещенная о заявленных к ней исковых требованиях, в том числе посредством публичного размещения соответствующей информации в сети Интернет (http://eniseysk.krk.sudrf),в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах своей неявки суду лично не сообщала, с заявлением о рассмотрении дела в свое отсутствие не обращалась, суд, с учетом мнения истца (изложенного в рамках искового заявления), не возражавшего против рассмотрения дела в порядке заочного производства, полагает возможным разрешить спор в порядке, предусмотренном главой 22 ГПК РФ (заочное производство), и в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года №1032-1 (далее – Закон о занятости населения).
Согласно ст.5 Закона о занятости населения государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, которая, в частности, направлена на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.
В соответствии со ст.7.1-1 Закона о занятости населения к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся в том числе, содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (пп.8 п.1 ст.7.1-1).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (п.2).
Установление порядка, условий и размера предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии со ст.3 Закона Красноярского края от 01 декабря 2011 года №13-6604 «О содействии занятости населения в Красноярском крае», относится к полномочиям Правительства Красноярского края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 августа 2012 года №429, утвержден Порядок, условия, размер предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечень расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, условия ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи.
Предоставление единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также предоставление единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации осуществляется получателям центрами занятости населения за счет средств краевого бюджета в пределах доведенных до них главным распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п.1.2). Получатель имеет право на получение единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации один раз в течение 5 лет (п.1.3).
В соответствии с п.2.1 Порядка единовременная финансовая помощь при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации составляют единовременную финансовую помощь и предоставляются одновременно в следующих размерах: 1) единовременная финансовая помощь при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства: гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению центров занятости населения, за исключением граждан предпенсионного возраста, - в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, установленного законодательством Красноярского края; 2) единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в размере государственной пошлины, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации, и фактически понесенных расходов на подготовку учредительных документов и оплату нотариальных действий, но не свыше 7000 рублей.
В течение 5 календарных дней со дня получения центром занятости населения экспертного заключения по бизнес-плану центр занятости населения в том числе готовит проект договора о предоставлении единовременной финансовой помощи (далее - договор) и уведомляет получателя (в зависимости от способа, указанного в заявлении) об итоговой оценке по бизнес-плану 3,0 балла и более согласно Методике проведения экспертизы бизнес-планов, о дате и времени подписания получателем договора. При наличии в экспертном заключении замечаний к бизнес-плану замечания дорабатываются получателем и оформляются отдельным приложением к бизнес-плану в срок не более 3 календарных дней со дня получения экспертного заключения.
Центр занятости населения в течение 3 рабочих дней, следующих за днем подписания получателем двух экземпляров договоров, подписывает их и уведомляет получателя (в зависимости от способа, указанного в заявлении) о дате и времени передачи получателю одного экземпляра подписанного центром занятости населения договора. В договор включаются условия, устанавливающие обязанность получателя осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства и обязанность центра занятости населения по организации посещения получателя в рамках исполнения договора (п. 2.5).
Получатель, с которым заключен договор, в течение 30 дней со дня его подписания регистрируется в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (п.2.6).
После регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства получатель представляет документы, подтверждающие произведенные расходы на оплату государственной пошлины, нотариальных действий и на подготовку учредительных документов (кассовый чек и копия кассового чека, договор, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек).
Выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) или выписки из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), содержащие сведения о государственной регистрации получателя в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, запрашиваются центром занятости населения в Федеральной налоговой службе либо предоставляются получателем по собственной инициативе. Если с даты внесения записи о государственной регистрации в ЕГРИП или ЕГРЮЛ не истекли 30 календарных дней, центр занятости населения не позднее 10 календарных дней с даты представления получателем документов, предусмотренных настоящим пунктом, издает приказ о выплате единовременной финансовой помощи с указанием размера единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства и размера единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации согласно подтверждающим документам (далее - приказ).
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются в центр занятости населения или в МФЦ на бумажном носителе лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме через Единый портал или Региональный портал или на электронный адрес центра занятости населения (п. 2.7).
Единовременная финансовая помощь перечисляется получателю не позднее 15 календарных дней с даты издания приказа на лицевой счет, открытый в кредитной организации Российской Федерации, при поступлении в центр занятости населения выписки из ЕГРИП или выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о государственной регистрации получателя в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (п.2.8).
В соответствии с п.4.1 Порядка единовременная финансовая помощь подлежит возврату в краевой бюджет, в том числе в случае фактическое неосуществление предпринимательской деятельности без ликвидации юридического лица, учредителем которого являлся получатель, без прекращения получателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «Центр занятости населения г.Енисейска» и Абрамовой Л.А. заключен договор № о предоставлении единовременной финансовой помощи, предметом которого является предоставление Абрамовой Л.А. финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в размере 125600 рублей.
По условиям договора Абрамова Л.А. приняла на себя обязательство в течение
30 дней со дня заключения договора зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по видам деятельности, которые соответствуют деятельности, указанной в представленном ею экспертизу бизнес-плане «Деятельность автомобильного грузового транспорта» (ОКВЭД 49.41) и представить в Центр занятости населения выписку из ЕГРИП или из ЕГРЮЛ, документы, подтверждающие произведенные расходы на оплату государственной пошлины, нотариальных действий и на подготовку учредительных документов (кассовый чек и копия кассового чека, договор, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек); осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации по указанному виду деятельности; произвести целевое расходование средств единовременной финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом на приобретение сырья, расходных материалов, топлива, запасных частей; не позднее 90 календарных дней, с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет, представить копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи (договор, кассовый чек и копия кассового чека, счет фактура, платежное поручение, товарная (товарно-транспортная) накладная, акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), расписка о передаче денежных средств, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек, договор аренды (купли-продажи), копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, акт приема-передачи нежилого помещения, строительная смета, путевой лист, расчет стоимости перевозки) (пп.2.1.1 - 2.1.4 договора).
В свою очередь, Центр занятости населения обязался не позднее 10-ти календарных дней после предоставления Абрамовой Л.А. в Центр занятости населения выписки из ЕГРИП или поступления из ФНС выписки из ЕГРИП издать приказ о выплате единовременной финансовой помощи, с указанием размера единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и размера единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации согласно подтверждающим документам; не позднее 15-ти календарных дней с момента издания приказа о выплате единовременной финансовой помощи перечислить на лицевой счет Абрамовой Л.А., единовременную финансовую помощь за счёт средств краевого бюджета, в размерах, указанных в приказе (пункты 2.2.1-2.2.2).
Согласно пп. «б» п.3.1 данного договора предусмотрено, что в случае невыполнения (несвоевременного выполнения) обязанности по предоставлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи Абарамова Л.А. обязуется возвратить полученные суммы единовременной финансовой помощи.
ДД.ММ.ГГГГ директором КГКУ «ЦЗН г.Енисейска» был издан приказ № об оказании Абрамовой Л.А. единовременной финансовой помощи в размере 124800 рублей. Одновременно с этим, также издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ об оказании единовременной финансовой помощи в размере 800 рублей. С данными приказами Абрамова Л.А. ознакомлена, возражений не представлено.
Во исполнение принятых на себя обязательств КГКУ «ЦЗН г.Енисейска» ДД.ММ.ГГГГ перечислило на лицевой счет Абрамовой Л.А. денежные средства в общем размере 125600 рублей, их которых: 124800 рублей – в качестве единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и 800 рублей – как единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, что подтверждается платежными поручениями № и №, соответственно.
Из содержания выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей усматривается, что Абрамова Л.А. зарегистрирована в МИФНС №23 по Красноярскому краю качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, основным видом ее экономической деятельности является деятельность автомобильного грузового транспорта по коду ОКВЭД 49.41.
Вместе с тем, Абрамова Л.А. свои обязательства по предоставлению копий документов, указанных в п.2.1.4 договора, подтверждающих целевое расходование полученной финансовой помощи в течение 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на ее лицевой счет, до настоящего времени не исполнила. Доказательств исполнения своих обязательств перед истцом, ответчиком не представлено, в материалах дела не имеется.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика заказным письмом было направлено уведомление о возврате единовременной финансовой помощи.
Поскольку в ходе судебного заседания достоверно установлен факт ненадлежащего исполнения обязательств по договору о предоставлении единовременной финансовой помощи со стороны ответчика, учитывая, что единовременная финансовая помощь предоставляется из краевого бюджета в целях реализации мероприятий, направленных на защиту граждан от безработицы, а также право истца на взыскание денежных средств, которое предусмотрено как нормами действующего законодательства, так и условиями договора, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и взыскании с ответчика единовременной финансовой помощи в размере 125600 рублей.
Согласно пп.8 п.1 ст.333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины).
В силу пп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с учетом положения ч.1 ст.103 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика составляет 3712 рублей, исходя из расчета: (125600 руб. – 100000 руб.) * 2% + 3 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Енисейска», удовлетворить.
Взыскать с Абрамовой Любови Андреевны в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Енисейска» для возврата в краевой бюджет Красноярского края сумму единовременной помощи по договору № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 125600 (сто двадцать пять тысяч шестьсот) рублей.
Взыскать с Абрамовой Любови Андреевны в доход бюджета муниципального образования г.Енисейска государственную пошлину в размере 3712 (три тысячи семьсот двенадцать) рублей.
Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья К.Г. Антоненко
Мотивированное решение составлено 07 декабря 2020 года.
Судья К.Г. Антоненко