РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2018 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Болотовой Ж.Т., при секретаре Цыренжапове А.А. с участием прокурора Сметаниной И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богидаевой С. В. к Порсину Н. А. о взыскании морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1 300000 руб.
В судебном заедании истец Богидаева С.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что Октябрьским районным судом <адрес> за совершение убийства ее сына Богидаева В.М. при превышении пределов необходимой обороны осужден Порсин Н.А.
В результате убийства ее сына наступили особо тяжкие, необратимые последствия – они потеряли сына, брата, внука, семье истца нанесен моральный вред. Данный моральный вред заключается в том, что после вышеуказанного события ее постоянно сопровождает депрессивное состояние, она не может полноценно выполнять свои трудовые обязанности, ввиду плохого самочувствия. Все члены его семьи: бабушка, отец, два брата понесли тяжелую утрату. Кроме того, у ее сына осталась жена и малолетняя дочь.
Богидаев В.М. был для всех надеждой, опорой, решал все проблемы в семье, хорошо разбирался в технике, помогал по дому, хороший семьянин. Смерть сына подорвала ее здоровье и здоровье всех близких родственников. Ее сын работал спасателем МЧС, характеризовался положительно, был грамотным специалистом, пользовался авторитетом. Они возлагали на него большие надежды, в том числе на получение от сына Владимира поддержки и материальной поморщи в обучении младшего сына Романа. Вся семья испытывает физические страдания. Истец постоянно находится на лечении у терапевта, что подтверждается медицинскими документами. Бабушка, проживающая с ними, от страданий о смерти внука, перенесла инсульт, на протяжении всего времени после его смерти находится в лежачем состоянии и нуждается в постоянном уходе. Младший сын Роман обучается в институте на 2 курсе на платной основе. У мужа сезонная работа, заработки не постоянные. Компенсацию морального вреда истец оценивает в 1300000 рублей.
В судебное заседание ответчик Порсин Н.А. и его представитель Гофланд В.В. возражали против полного удовлетворения исковых требований, просили снизить размер компенсации морального вреда. Просят учесть обстоятельства совершенного преступления, противоправные действия потерпевшего, тяжелое материальное положение ответчика, на иждивении которого находится супруга и двое малолетних детей, его доход в размере 14000 рублей. Непомерный размер компенсации морального вреда повлечет за собой нищенское существование семьи Порсина Н.А. Одновременно просит учесть наличие значительного количества родственников, имеющих право обратиться с аналогичными исковыми требованиями.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшей необходимым исковые требований удовлетворить частично, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Приговором Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Порсин Н.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.108 УК РФ и ему назначено наказание в виде 1 года ограничения свободы. Приговором установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 02 час.40 минут Порсин Н.А., в целях защиты от преступного посягательства Богидаева В.М., превышая пределы необходимой обороны, нанес с достаточной силой один удар клинком ножа в грудь Богидаева В.М., причинив тем самым последнему проникающее колото – резаное ранение грудной клетки слева с повреждением межреберных мышц, сердечной сорочки, аорты, расценивающееся как повреждение, причинившее тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека, в данном случае приведшее к смерти. Порсину Н.А.
В соответствии с ч.4 ст. 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом. При этом суд, рассматривающий гражданское дело, не вправе подвергать сомнению сделанные при рассмотрении уголовного дела иным судом выводы.
В этой связи доводы истицы о том, что ее сын не совершал противоправные действия, а Порсин Н.А. причинил ему смерть при иных обстоятельствах, нежели указано в приговоре, суд расценивает критически.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников.
Согласно свидетельству о рождении 111-АЖ № Богидаева С.В. является матерью Богидаева В.М.
При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у ответчика возникла обязанность возместить причиненный истице моральный вред.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Оценивая характер физических и нравственных страданий Богидаевой С.В., суд учитывает обстоятельства причинения смерти потерпевшему Богидаеву В.М.; индивидуальные особенности личности истицы, влияющие на оценку физических и нравственных страданий, ее возраст, состояние здоровья. Суд находит обоснованными вышеизложенные доводы истицы, в том числе и о том, что в результате гибели сына она пережила психологическую травму, потеряла близкого и дорогого ей человека, опору, надежду, в связи с чем испытывает тяжелые нравственные страдания, депрессию.
Одновременно суд учитывает противоправное поведение потерпевшего, явившееся поводом для совершения преступления, что следует из приговора, в котором указано, что убийство совершено при превышении пределов необходимой обороны, материальное положение ответчика, на иждивении которого находится супруга и двое малолетних детей, его среднемесячный доход в размере 14000 рублей.
Таким образом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, относящегося к категории преступлений небольшой тяжести, характера и степени физических и нравственных страданий, причиненных истцу, требований разумности и справедливости, суд считает необходимым определить компенсацию морального вреда в пользу истицы в размере 200 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Богидаевой С. В. к Порсину Н. А. о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Порсина Н. А. в пользу Богидаевой С. В. компенсацию морального вреда в размере 200000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья Болотова Ж.Т.