Дело № 2-1647/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2020 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Протасовой Е.Б.,
при секретаре Рубашка Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Штабровского С.В. к УФСБ России по Калининградской области об обязании назначить пенсию по инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Штабровский С.В. обратился в суд с иском к УФСБ России по Калининградской области в котором просил обязать ответчика назначить ему пенсию по инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы с < Дата >. В обоснование иска указал, что он является инвалидом третьей группы, причина инвалидности – заболевание получено в период военной службы, что подтверждается копией справки №, является получателем пенсии по инвалидности. В период с < Дата > по < Дата > проходил службу в органах ФСБ России. Приказом в/ч № от < Дата > уволен в запас по болезни. Согласно свидетельству о болезни № от < Дата > Штабровский С.В. проходил лечение в в/ч 20814 с < Дата >, в/ч 15022 в период с 01.12 по < Дата >, в/ч 2531 с < Дата > по < Дата >, в/ч 36730 с < Дата > был выставлен диагноз < ИЗЪЯТО >). Заболевания получены в период прохождения военной службы. Не годен к военной службе с исключением с воинского учёта. Полагает, что заболевания, полученные в период военной службы, находятся в прямой причинно-следственной связи с исполнением им обязанностей военной службы, в связи с чем имеет право на получение пенсии по инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы с < Дата > (за 12 месяцев, предшествующих дню обращения – < Дата >).
В судебном заседании Штабровский С.В. и его представитель Васкевич О.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержали, по изложенным в иске основаниям. Кроме того, представитель истца указал, что согласно п. 2 ст. 8 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшими инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы. Штабровский призывался в органы ФСБ именно с категорией годности А. В период прохождения службы Штабровский получил заболевание. Полагает, что военнослужащий, получивший увечье или заболевание во время прохождения военной службы по призыву, получает инвалидность, и на основании этого получает пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от < Дата > № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Представитель ответчика Управления ФСБ России по Калининградской области Пигулевский И.Э., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, при этом указал, что ст. 2 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» гласит о том, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Штабровский проходил военную службу по призыву. Норма, процитированная представителем истца, говорит о том, что военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, назначается пенсия по инвалидности, но она назначается в соответствии с Законом № 166-ФЗ.
Выслушав пояснения участников процесса, иследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 Инструкции об организации работы в органах Федеральной службы безопасности по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и их семей, утвержденной Приказом ФСБ России от < Дата > №, инструкция определяет организацию работы в органах федеральной службы безопасности по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и их семей, виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций и иных денежных выплат, порядок их назначения, выплаты и перерасчета, а также исчисления выслуги лет для назначения пенсии установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон), Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами (соглашениями), заключенными Российской Федерацией, регулирующими вопросы социального, в том числе пенсионного, обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и их семей. ( п. 2 Инструкции).
Согласно п. 3 Инструкции, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 Закона, и их семей в зависимости от последнего места военной службы осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) (далее - органы безопасности) и пограничных войск, органов внешней разведки, органов государственной охраны, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей.
Судом установлено, что Штабровский С.В. является получателем пенсии по инвалидности в соответствии с п.2 ст. 8 Закона № 166-ФЗ, ст. 9 закона № 400-ФЗ, а также получает ежемесячную денежную выплату как инвалид 3 группы в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
< Дата > Штабровский С.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении ему пенсии по инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы, полагая, что у него имеется право на получение пенсии по инвалидности, полученной вследствие исполнения обязанностей военной службы.
< Дата > Управление ФСБ России по Калининградской области со ссылкой на положение ст. 2 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" сообщило об отсутствии оснований для назначения пенсии по инвалидности в соответствии с Законом.
Согласно подпункту 1 пункту 2 статьи 15 ФЗ N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранений, контузий, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территории других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
При этом, согласно пунктам 1, 2 статьи 8 ФЗ N 166 от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин пенсии по инвалидности устанавливаются Законом N 166-ФЗ, а военнослужащим, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и старшин пенсии по инвалидности назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" ( далее Закон).
Таким образом, право на получение пенсий в соответствии с Законом имеют военнослужащие, проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставшими инвалидами вследствие военной травмы (пункт 2 статьи 8 ФЗ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ).
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 N 17 утверждено разъяснение N 1 от 15.04.2003 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", согласно которому федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя различные формулировки, в том числе военная травма; заболевание получено в период военной службы.
Согласно п. 7 данных разъяснений, причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений), травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
Согласно п. 8 разъяснений, причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Рассматриваемые разъяснения соответствуют аналогичным нормам, содержащимся в пп. 1 п. 2 и в пп. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Таким образом, действующее законодательство разграничило такие виды заболеваний как "заболевание, полученное вследствие военной травмы", которое непосредственно связано с исполнением обязанностей военной службы, и "заболевание, полученное в период военной службы", не связанное с исполнением обязанностей военной службы. И как следствие, разграничило причины инвалидности, в зависимости от вида полученного заболевания. Различие в видах заболевания и причинах инвалидности влекут не тождественные правовые последствия.
Вопреки доводам Штабровского С.В., свидетельство о болезни не содержит выводов о том, что истцом получена именно военная травма, в свидетельстве о болезни за < Дата > год №, выданным на имя Штабровского С.В. сделан вывод о том, что заболевание получено в период прохождения военной службы.
Доводы Штабровского С.В. фактически сводятся к несогласию с установлением обстоятельств получения им травмы в период прохождения службы и постановленного заключения в свидетельстве о болезни за < Дата > год N № о том, что заболевание получено в период службы, между тем установление указанных обстоятельств в рамках рассмотренного судом дела невозможно, поскольку пенсионный орган назначает пенсию по представленным документам, среди которых заключения о получении истцом в период прохождения службы по призыву военной травмы не представлено.
С учетом того, что факт установления истцу «Военной травмы» материалами дела не подтверждается, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении на Управление ФСБ России по Калининградской области обязанности по назначению Штабровскому С.В. пенсии по инвалидности в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" ( далее Закон).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 197-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 01 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.07.2020 ░.
░░░░░