Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3222/2020 ~ М-2194/2020 от 07.05.2020

66RS0004-01-2020-002899-80 Дело № 2-3222/2020 (4)

Мотивированное решение составлено 14 сентября 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«07» сентября 2020 года г. Екатеринбург

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга <адрес> в составе председательствующего судьи Степкиной О.В., при секретаре Трофименко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тиунова С. Ю. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, УМВД России по г. Екатеринбургу о взыскании компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Тиунов С.Ю. обратился в Ленинский районный суд г.Екатеринбурга с иском к Министерству финансов Российской Федерации, УМВД России по г. Екатеринбургу о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере, равном рублёвому эквиваленту 5 000 евро на день вынесения судебного решения, вынесении частного определения в адрес ответчиков.

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что постановлением судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от <//> Тиунов С.Ю. был привлечен к административной ответственности по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного ареста сроком на 10 суток. Административное наказание истец отбывал в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении при УМВД России по г. Екатеринбургу по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, при этом он был помещён в камеру , которая не была снабжена горячим водоснабжением и приточной вентиляцией; не имела санитарный узел, обеспечивающий приватность и отвечающий санитарно-гигиеническим нормам; была оборудована столом и скамейками, размеры которых не соответствовали установленным требованиям; не имела раздельных шкафчиков для хранения продуктов и вещей; была оснащена неисправной тревожной сигнализацией.

Тиунову С.Ю. не были предоставлены утверждённые Приказом МВД России по согласованию с Генеральным прокурором РФ Правила внутреннего распорядка в ИВС, которыми в целях обеспечения порядка и условий отбывания административного ареста утвержден перечень предметов, вещей и продуктов питания, не разрешенных к хранению и использованию лицами, подвергнутыми административному аресту, в связи с чем ему не было обеспечено употребление чая, переданного в ИВС близкими людьми.

Также истцу не предоставлялись бритвенные принадлежности. В первые две ночи не выключалось дневное освещение, что повлекло не только нарушение права истца на восьмичасовой сон, но и свидетельствовало о применении к нему пыток.

Кроме того, в нарушение ст. 14 Федерального закона от <//> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» истец был лишён права на получение медицинской помощи для определения состояния здоровья при его ухудшении, вызванного голодовкой, объявленной ввиду нарушения режима содержания, в том числе на получение медицинской помощи от медицинского работника места отбывания административного ареста, не осуществлявшего медицинское освидетельствование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Также истцу был запрещён доступ в комнату культурно-воспитательного назначения, что лишило его необходимого нормального человеческого и социального взаимодействия.

При этом, ранее на имя начальника ИВС выносилось представление органа прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства, которое было рассмотрено, удовлетворено, к виновным должностным лицам применены меры ведомственного характера.

Таким образом, истец полагает, что был подвергнут насилию и пыткам при содержании в оскорбляющих человеческое достоинство условиях в течение десяти суток, вне специально предназначенного места для отбывания административного ареста, претерпевал унизительные необоснованные оскорбления своей личности и доброго имени, в связи с чем был вынужден объявить голодовку, писать жалобы, пытаясь донести до органов власти факты нарушения его прав, претерпевать последствия пыток, находясь в жестоких условиях, не способствующих сохранению здоровья.

Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от <//> к участию в деле в качестве соответчика привлечено МВД России.

Истец Тиунов С.Ю. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчиков МВД России и УМВД России по г. Екатеринбургу Мальчихина Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, указав, что истцом не доказано наличие причинно-следственной связи между действиями ответчиков и причинения ему морального вреда. В соответствии с указанием ГУ МВД России по <адрес> от <//> «О создании резерва мест для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства в спецучреждения полиции» и приказом УМВД России по г. Екатеринбургу от <//> «О временной приостановке деятельности спецприемника и создании на его базе ЦВСИГ и определении места содержания лиц, подвергнутых административному аресту, в ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу» с <//> и до особого распоряжения камеры 3 этажа ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу закреплены для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Условия содержания лиц, подвергнутых административному аресту, соответствует требованиям приказа МВД от <//> «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста» и Федерального закона от <//> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста». Согласно техническому паспорту площадь камеры составляет 13,2 кв.м., то есть из расчета 4 кв.м. на человека, а также 1.5 кв.м. санитарный узел. Согласно плану покамерного размещения Тиунов С.Ю. отбывал наказание в камере в течение 10-ти дней, при этом в течение 3-х дней в камере находилось два человека, в течение 7-ми дней он был один. Из фотографий, прилагаемых к отзыву, следует, что в камере имеются стол, скамейка, шкаф, вешалка для верхней одежды, полка для туалетных принадлежностей. Таким образом, доводы административного истца о ненадлежащем техническом и материально-бытовом, санитарном состоянии камер ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу не нашли своего подтверждения в связи с представлением ответчиком исчерпывающей информации относительно такого состояния камер.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля заместитель начальника ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу Свидетель №3 суду пояснил, что третий этаж изолятора временно используется для размещения лиц, подвергнутых административному наказанию, поскольку спецприемник занят иностранными гражданами. В ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу выдают постельное белье, туалетные принадлежности, камеры оборудованы необходимой мебелью, дневным и ночным освещением. Правила внутреннего распорядка размещены для обозрения гражданами в каждой камере с внутренней стороны двери, там же размещен перечень разрешенных к передаче вещей, продуктов. Также в камере истца имелась тревожная кнопка, но она неисправна. Туалет отвечает требованиям приватности, отгорожен от остальной части камеры перегородкой, но спереди дверей не имеется. Горячее водоснабжение камер отсутствует, но на первом этаже есть душевая с горячей водой, где лица, содержащиеся в ИВС, моются один раз в неделю. Также постовые по камерам разносят горячую воду для тех, кто в ней нуждается, в частности, истцу по его требованию всегда приносили кипяток в стаканах. Одноразовые бритвы выдаются всем без ограничений. Столик в камере, где содержался истец, составляет 40 см., что является достаточным для одного человека, также в камере имеется полка для личных вещей. Когда истец отбывал наказание в ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу, заведующая медицинской частью находилась на лечении в больнице, поэтому при необходимости получения медицинской помощи вызывалась бригада скорой медицинской помощи, к Тиунову С.Ю. она приезжала 4-5 раз, но врачи не заходили в камеру, а истец сам отказывался к ним выходить.

Допрошенная в судебном заседании от <//> свидетель Иванцева О.А. пояснила, что является членом Общественной наблюдательной комиссии <адрес>, в марте 2020 она в составе комиссии выходила с проверкой в ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу, в ходе которой были установлены следующие нарушения: отсутствие приватности санитарной зоны; отсутствие централизованной подачи горячей воды; отсутствие шкафчиков для хранения личных вещей, имелись только маленькие полки, куда не могли поместиться вещи. Сами туалеты находились в неисправном состоянии. Также в камеры не приносили горячую воду, запрещали предавать чай и кофе. Столы и скамейки в камерах маленьких размеров, не предназначены для двух человек, поэтому приходиться принимать пищу, сидя на кровати. Кроме того, в спецприемнике отсутствуют телефонные автоматы, лица, отбывающие административное наказание, разговаривают из клеток в следственной комнате по своему сотовому телефону. Жалобы и иную корреспонденцию регистрируют только в электронном виде, при этом регистрационные номера никому не сообщают, в связи с чем невозможно отследить движение по жалобе. В момент проведения проверки от истца поступили жалобы на то, что свет с дневного на ночной не переключают, в результате проверки данные обстоятельства подтвердились, было установлено, что сотрудники ИВС свет не выключали два дня. Кроме того, кнопки вызова в камерах не работали, приходилось стучать в дверь, чтобы вызвать сотрудника ИВС. Также по камерам в промежуток между приёмами пищи не разносили питьевую воду и кипяток для чая. Более того, так как истец объявил голодовку, то состояние его здоровья должны были контролировать, однако, на момент посещения ИВС членам наблюдательной комиссии не смогли предоставить журнал с медицинскими обходами. Когда вызывали бригаду скорой медицинской помощи, врачи истца не осматривали, а разговаривали с ним через дверь. Также лицам, отбывающим административное наказание, не выдавались зубные щетки, бритвы.

Представитель ответчика Министерству финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен в срок и надлежащим образом, представил в суд письменные возражения на иск с просьбой отказать в удовлетворении исковых требований, заявленных к Министерству финансов Российской Федерации, поскольку главным распорядителем денежных средств и надлежащим ответчиком в данном случае является МВД России.

Суд, с учетом мнения лиц, явившихся в судебное заседание, положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело при имеющейся явке и вынести решение.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ч.1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать или осуществлять имущественные и личные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <//> «О применении судами некоторых положений раздела первого части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Предъявление гражданином иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска, в этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.

Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 данной статьи главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от <//> , Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (статья151Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <//> «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.

Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

В силу разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <//> «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права, либо нарушающими имущественные права гражданина (абзац первый пункта 2 названного Постановления Пленума). Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 названного Постановления Пленума).

Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен.

Из материалов дела следует, что постановлением судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от <//> Тиунов С.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое Тиунову С.Ю. назначено наказание в виде административного ареста сроком на 10 суток, срок наказания исчислен с 09 часов 50 минут <//>.

Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Федеральный закон от <//> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» и Правила внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденные Приказом МВД России от <//> , устанавливают порядок отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отбывание административного ареста осуществляется на основании постановления судьи об административном аресте (часть 1 статьи 2 Федерального закона от <//> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

Отбывание административного ареста осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства. При отбывании административного ареста не допускается причинение физических или нравственных страданий лицам, подвергнутым административному аресту (часть 2 статьи 2 Федерального закона от <//> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

Места отбывания административного ареста предназначены для содержания в них лиц, подвергнутых административному аресту, в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 3 Федерального закона от <//> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

Местами отбывания административного ареста являются подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 3 Федерального закона от <//> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

Внутренний распорядок в местах отбывания административного ареста определяется Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденными в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 3 Федерального закона от <//> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

Создание, реорганизация и ликвидация мест отбывания административного ареста осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 3 Федерального закона от <//> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

Финансирование мест отбывания административного ареста осуществляется за счет средств федерального бюджета. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении органами внутренних дел Российской Федерации функций по содержанию лиц, подвергнутых административному аресту (часть 5 статьи 3 Федерального закона от <//> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

Лица, подвергнутые административному аресту, находятся в период отбывания административного ареста под контролем и надзором администрации и сотрудников места отбывания административного ареста. В целях осуществления таких контроля и надзора могут применяться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля и надзора (часть 3 статьи 5 Федерального закона от <//> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

В отношении лиц, подвергнутых административному аресту, проводятся обязательная государственная дактилоскопическая регистрация, фотографирование, личный досмотр, досмотр находящихся при них и передаваемых им вещей и предметов в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и Правилами внутреннего распорядка (часть 4 статьи 5 Федерального закона от <//> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

В соответствии с указанием ГУ МВД России по <адрес> от <//> «О создании резерва мест для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства в спецучреждения полиции» и приказа УМВД России по г.Екатеринбургу от <//> «О временной приостановке деятельности спецприемника и создании на его базе ЦВСИГ и определении места содержания лиц, подвергнутых административному аресту, в ИВС УМВД России по г.Екатеринбургу», с <//> и до особого распоряжения камеры 3 этажа ИВС УМВД России по г.Екатеринбургу закреплены для содержания лиц, подвергнутых административному аресту.

Из материалов дела следует, что Тиунов С.Ю. отбывал административный арест в специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке, УМВД России по г.Екатеринбургу, в соответствии с постановлением судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от <//>.

В силу статьи 13 Федерального закона от <//> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» лица, подвергнутые административному аресту, обеспечиваются бесплатным питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Указанным лицам создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности. Норма санитарной площади в помещении, предназначенном для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, составляет четыре квадратных метра на одного человека. Лицам, подвергнутым административному аресту, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, а также по их просьбе индивидуальные средства гигиены (туалетная бумага, мыло, зубная щетка, зубная паста, одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).

Согласно статье 15 Федерального закона от <//> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» в целях обеспечения порядка и условий отбывания административного ареста федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка. Правилами внутреннего распорядка устанавливаются примерный распорядок дня места отбывания административного ареста, перечень предметов, вещей и продуктов питания, не разрешенных к хранению и использованию лицами, подвергнутыми административному аресту, а также определяется порядок: 1) приема и размещения лиц, подвергнутых административному аресту; 2) проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации, фотографирования; 3) осуществления личного досмотра лиц, подвергнутых административному аресту, досмотра находящихся при них вещей, поступающих им посылок, передач, письменной корреспонденции, а также отправляемых ими писем; 4) личного приема лиц, подвергнутых административному аресту, администрацией места отбывания административного ареста, а также особенности рассмотрения обращений указанных лиц; 5) проведения ежедневных прогулок лиц, подвергнутых административному аресту; 6) предоставления свиданий лицам, подвергнутым административному аресту, с лицами, указанными в статье 10настоящего Федерального закона; 7) отправления лицами, подвергнутыми административному аресту, религиозных обрядов при условии соблюдения прав других лиц, подвергнутых административному аресту; 8) материально-бытового обеспечения лиц, подвергнутых административному аресту, включая наименования и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях; 9) санитарной обработки лиц, подвергнутых административному аресту; 10) приобретения лицами, подвергнутыми административному аресту, продуктов питания, предметов первой необходимости и других промышленных товаров;11) медицинского обеспечения лиц, подвергнутых административному аресту;12) приема и выдачи лицам, подвергнутым административному аресту, поступивших им посылок, передач, письменной корреспонденции;13) изъятия, хранения и возврата предметов, вещей и продуктов питания, не разрешенных к хранению и использованию лицами, подвергнутыми административному аресту; 14) пользования услугами телефонной связи; решения иных вопросов, связанных с отбыванием административного ареста.

Согласно статье 16 Федерального закона от <//> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» лица, подвергнутые административному аресту, отбывают его в условиях изоляции от общества в общих помещениях или помещениях для одиночного содержания. При размещении лиц, подвергнутых административному аресту, обязательно соблюдение следующих требований: 1) раздельно содержатся мужчины и женщины; 2) отдельно от других лиц, подвергнутых административному аресту, содержатся больные инфекционными заболеваниями или лица, нуждающиеся в медицинском наблюдении; 3) при наличии свободных помещений, предназначенных для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, раздельно содержатся курящие и некурящие. Отбывание административного ареста в помещениях для одиночного содержания допускается в следующих случаях:1) при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований, предусмотренных частью 2настоящей статьи; 2) в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья лица, подвергнутого административному аресту, либо других лиц; 3) по письменному заявлению лица, подвергнутого административному аресту, об отбывании административного ареста в помещении для одиночного содержания - при наличии такой возможности. Отдельно от других лиц, подвергнутых административному аресту, содержатся лица, являвшиеся судьями, работниками органов и учреждений прокуратуры, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенных органов, а также лица, проходившие военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, органах внешней разведки Российской Федерации, органах государственной охраны или во внутренних войсках федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или войсках национальной гвардии Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России <//> , помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются: столом и скамейками по установленному количеству мест в помещении (пункт 47.1), шкафом для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях (пункт 47.2), санитарным узлом (с соблюдением необходимых требований приватности) и умывальником с подводкой холодной и горячей воды (пункт 47.3), вешалкой для верхней одежды (пункт 47.4), бачком для питьевой воды, качество которой соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 47.5), полкой для туалетных принадлежностей (пункт 47.6), аудиодинамиком (пункт 47.7), кнопкой для вызова дежурного (пункт 47.8), урной для мусора (пункт 47.9), светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа (пункт 47.10), приточной и (или) вытяжной вентиляцией (пункт 47.11), системой центрального отопления (пункт 47.12).

В соответствии с пунктом 46 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России <//> , для общего пользования в помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, выдается: уборочный инвентарь для поддержания чистоты в помещении (пункт 46.4).

В соответствии с пунктом 79 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России <//> , перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях размещается на информационном стенде в помещении для приема передач (приложение к настоящим Правилам).

Согласно приложению к Правилам (перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях) лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах, бандеролях и приобретать за счет собственных денежных средств: продукты питания, кроме требующих тепловой обработки, скоропортящихся, с истекшим сроком хранения либо тех, дату изготовления которых установить не представляется возможным, а также дрожжей, алкогольных напитков и пива. Перечень продуктов питания согласовывается с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора медико-санитарных организаций системы МВД России по месту дислокации места отбывания административного ареста. Пищевые продукты, за исключением овощей и фруктов, должны быть промышленного изготовления и в упаковке завода-поставщика с указанием сроков годности.

Начальником ИВС УМВД России по г.Екатеринбургу <//> утвержден список продуктов и предметов первой необходимости, разрешенных для передачи лицам, содержащимся в ИВС УМВД России по г.Екатеринбургу.

Согласно пункту 54 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России <//> , не реже одного раза в неделю лицам, подвергнутым административному аресту, предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно.

В соответствии с пунктом 37 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России <//> , свидания с близкими родственниками или близкими лицами, а также с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи лицам, подвергнутым административному аресту, осуществляются в специально выделенном помещении места отбывания административного ареста под наблюдением администрации места отбывания административного ареста либо сотрудников места отбывания административного ареста.

На свидание с лицами, подвергнутыми административному аресту, приглашаются одновременно не более двух лиц (пункт 38 Правил).

В соответствии с пунктом 31 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России <//> , лицам, подвергнутым административному аресту, во время прохождения по коридорам места отбывания административного ареста и на прогулке запрещается кричать, петь, нарушать тишину иным способом, перебрасывать что-либо за пределы прогулочного двора, делать надписи, оставлять и подбирать любые предметы, нарушать целостность оборудования и ограждающих сооружений, нажимать без необходимости кнопки тревожной сигнализации, совершать иные действия, нарушающие режим содержания.

В соответствии с пунктом 98 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России <//> , телефонные разговоры предоставляются лицам, подвергнутым административному аресту, с помощью личных средств связи либо стационарных телефонов-автоматов при наличии технической возможности, в порядке очередности, устанавливаемой администрацией места отбывания административного ареста по предварительной записи в журнале учета выдачи (приема) личных средств связи и зарядных устройств лицам, подвергнутым административному аресту, и предоставленных телефонных разговоров.

Телефонные разговоры лиц, подвергнутых административному аресту, осуществляются в присутствии администрации или сотрудников места отбывания административного ареста либо при их отсутствии с помощью средств аудиовизуального контроля (пункт 99 Правил).

Личные средства связи и зарядные устройства выдаются лицам, подвергнутым административному аресту, только на время осуществления телефонных разговоров (пункт 100 Правил).

Телефонные разговоры предоставляются лицам, подвергнутым административному аресту, ежедневно в соответствии с распорядком дня места отбывания административного ареста в период с 10.00 час. до 12.00 час. и с 19.00 час. до 21.00 час. местного времени, за исключением времени прогулок, санитарных, гигиенических и иных подобных мероприятий, а также мероприятий, проводимых администрацией и сотрудниками места отбывания административного ареста в целях обеспечения безопасности лиц, подвергнутых административному аресту, и порядка отбывания административного ареста (пункт 102 Правил).

Из материалов дела следует, что помещение лиц, которым назначено наказание в виде административного ареста, в помещение ИВС УМВД России по г.Екатеринбургу не противоречит закону при условии раздельного содержания с лицами, задержанными по подозрению в совершении преступлений. Условие о раздельном содержании в здании ИВС УМВД России по г.Екатеринбургу соблюдено, камеры ИВС расположены на 2 этаже, камеры спецприемника - на 3 этаже. Тиунов С.Ю. отбывал наказание в виде административного ареста в камере 3 этажа ИВС УМВД России по г.Екатеринбургу , норма санитарной площади в указанной камере четыре квадратных метра на одного человека соблюдена.

В силу части 1 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у неё доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны. В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <//> «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в городе Риме <//>, с изменениями от <//>) признаёт юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья1Федерального закона от <//> № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»), поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункт 10названного Постановления).

Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от <//> № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.

В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <//> «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Согласно правовой позиции Европейского суда по правам человека, изложенной в постановлении от <//> «Дело С. против Российской Федерации» (жалоба ), производство по жалобам на нарушения Конвенции не во всех случаях характеризуется неуклонным применением принципа «доказывание возлагается на утверждающего», так как в некоторых случаях только государство-ответчик имеет доступ к информации, подтверждающей или опровергающей жалобы заявителя. Непредоставление государством-ответчиком данной информации без убедительного объяснения причин подобного поведения может привести к выводу об обоснованности показаний заявителя (постановление ЕСПЧ от <//> дело «Ананьев и другие против Российской Федерации» (жалобы , ).

Ответчиками Министерством внутренних дел Российской Федерации и УМВД России по городу Екатеринбургу не опровергнуты обстоятельства, на которые истец Тиунов С.Ю. указал в исковом заявлении, а именно не опровергнуты указанные им сведения о том, что в камере ИВС УМВД России по г.Екатеринбургу, в которой он отбывал административный арест, отсутствовали ночное освещение (нарушение пункта 47.10 Правил), приточная вентиляция (нарушение пункта 47.11), камеры не оборудованы столом и скамейками по установленному количеству мест в помещении (нарушение пункта 47.1), камеры не оборудованы шкафом для хранения предметов первой необходимости, личных вещей (нарушение пункта 47.2), установленный в камерах санитарный узел оборудован без соблюдения необходимых требований приватности (нарушение пункта 47.3), установленный в камерах умывальник не имеет подводки горячей воды (нарушение пункта 47.3), камеры не оборудованы кнопкой для вызова дежурного, кнопкой тревожной сигнализации (нарушение пункта 47.8).

Кроме того, отсутствие в камерах ИВС УМВД России по г.Екатеринбургу системы подачи горячей воды, тот факт, что в камерах ИВС УМВД России по г.Екатеринбургу тревожные кнопки неисправны, санитарный узел (места приватности) не имеет дверей подтверждено заместителем начальника ИВС УМВД России по г.Екатеринбургу Свидетель №3 в ходе судебного разбирательства по делу.

В силу статьи 24 Федерального закона от <//> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав человека в местах отбывания административного ареста в соответствии с Федеральным законом от <//> № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Согласно заключению Общественной наблюдательной комиссии по <адрес> по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в соответствии с Федеральным законом от <//> № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» члены Общественной наблюдательной комиссии по <адрес> <//> посетили ИВС УМВД России по г.Екатеринбургу с целью проверки условий содержания административно задержанных и подследственных. Установлено, что на день проверки часть ИВС функционирует как спецприемник. Состав рабочей группы: члены Общественной наблюдательной комиссии по <адрес> - Девятьярова А.Л., Иванцева О.А. Осмотром установлено, что на 3 этаже находится спецприемник. При проверке <//>, проведенной ночью, ОНК отметили, что горел очень яркий свет во всех камерах. Кроме того, факт того, что свет на ночь не переключается, подтвердили лица, находящиеся в камерах , , . Во всём здании нет централизованной подачи горячей воды. На момент проверки в бачках вода тоже была холодная и грязная. Отсутствует приватность санитарной зоны. Также установлены маленький размер столов и лавок, недостаточное количество лавок, отсутствие мыла в камере, шкафчиков, есть только маленькие узкие пристенные полочки, в ячейках которых не положить разрешенные личные вещи, продукты. Проблемы с чаем возникают вследствие отсутствия горячей питьевой воды в камерах. Чай в пакетах в ИВС в передачах не разрешен, его не принимают. Так же ОНК отметили и зафиксировали, что информация, имеющаяся в камерах на третьем этаже, по приказу, действующему как спецприемник для содержания административно арестованных, не была изменена. Присутствовала почти вся информация для лиц обвиняемых и подозреваемых. Список продуктов и предметов первой необходимости, разрешенных для передачи лицам, размещенным в ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу, был выпиской из Приказа МВД России . Врач, работающий в ИВС, с <//> находился на больничном, журнала медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и санитарного состояния ИВС не показали. Для ИВС и спецприемника в наличие были только журналы, где фиксировали состояние при поступлении в специальное учреждение, никакой фиксации про состояние объявившего голодовку Тиунова С.Ю. в них не содержалось.

Также отсутствие в камерах ИВС УМВД России по г.Екатеринбургу системы подачи горячей воды, приточной вентиляции, оборудование их неисправными тревожными кнопками, кабинами санитарных узлов без дверей подтверждено ответом заместителем прокурора г. Екатеринбурга от <//> (12,13,14,15,16)ж-2016 на обращения истца о ненадлежащих условиях содержания в спецприемнике.

В связи с указанным суд считает, что истец Тиунов С.Ю. доказал тот факт, что в камерном помещении ИВС УМВД России по г.Екатеринбургу, в котором он отбывал административный арест, отсутствовали ночное освещение (нарушение пункта 47.10 Правил), приточная вентиляция (нарушение пункта 47.11), камера не оборудована столом и скамейками по установленному количеству мест в помещении (нарушение пункта 47.1), камера не оборудованы шкафом для хранения предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях (нарушение пункта 47.2), установленный в камере санитарный узел оборудован без соблюдения необходимых требований приватности (нарушение пункта 47.3), установленный в камере умывальник не имеет подводки горячей воды (нарушение пункта 47.3), камера не оборудована кнопкой для вызова дежурного (нарушение пункта 47.8).

Относимых, допустимых, достоверных доказательств, опровергающих нарушения пунктов 47.1, 47.2,47.3,47.8, 47.10, 47.11 Правил, в материалы дела не представлено.

Руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, учитывая, что в силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, суд считает, что относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие иные (кроме указанных выше нарушений пунктов 47.1, 47.2,47.3,47.8, 47.10, 47.11Правил) нарушения условий отбытия в камере ИВС УМВД России по г.Екатеринбургу Тиуновым С.Ю. административного ареста, на которые он ссылался в обоснование своих требований, в материалы дела не представлены.

Вопреки утверждениям Тиунова С.Ю., его права, как лица, подвергнутого административному аресту, на телефонные разговоры, на передачу бритвенных принадлежностей, продуктов питания, в том числе, чая, на получение доступа в комнату культурно-воспитательного назначения, на получение медицинской помощи не нарушены.

Так, судом установлено, что безопасная (одноразовая) бритва предоставляется лицам, содержащимся в ИВС УМВД России о г. Екатеринбургу, по первому требованию в безвозмездное пользование во время помывки под контролем сотрудников администрации учреждения, в соответствии с п.п. 45, 79 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденный приказом МВД России от <//> . Чай передается административно-арестованным лицам одновременно с приемом пищи в установленное распорядком дня время.

Помещение культурно-воспитательного назначения для лиц, содержащихся в ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу, не оборудовано, поскольку его размещение в учреждениях для лиц, отбывающих административный арест, действующим законодательством не предусмотрено.

Согласно журналу медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу бригадой, СМП, к Тиунову С.Ю. 5 раз за время пребывания в ИВС вызывалась бригада сокрой медицинской помощи, при этом в трех случаях истец от осмотра отказался, в остальных случаях он был осмотрен медицинским работником, ему было измерено давление и выданы лекарственные препараты.

Относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих, что к Тиунову С.Ю., как к лицу, отбывающему административное наказание, было применено насилие, пытки, причина физическая боль, в материалы дела не представлено.

Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен повергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Достоинство личности является предпосылкой безопасности, свободы и самоуважения. Чувство собственного достоинства является неотъемлемой частью уважительного отношения в себе, создает условия сохранения физического и психического здоровья.

Условия отбытия административного ареста должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Лица, отбывающие административный арест, не должны подвергаться унижающим достоинство видам обращения, никакие обстоятельства не могут служить оправданием для них. Санитарные условия должны быть достаточными для того, чтобы каждый, отбывающий административный арест, мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.

Руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, суд признает установленным факт нарушения личных неимущественных прав истца Тиунова С.Ю. при содержании в камере ИВС УМВД России по г.Екатеринбургу при отбытии им административного ареста по постановлению судьи Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от <//> в условиях, нарушающих положения пунктов 47.1,47.2,47.3,47.8,47.10,47.11 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России <//> , а именно в условиях, когда камера ИВС УМВД России по г.Екатеринбургу при отбытии истцом административного ареста не была оборудована столом и скамейками по установленному количеству мест в помещении (нарушение пункта 47.1), камеры не были оборудованы шкафом для хранения предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях (нарушение пункта 47.2), когда установленный в камерах санитарный узел оборудован без соблюдения необходимых требований приватности (нарушение пункта 47.3), когда установленный в камерах умывальник не имел подводки горячей воды (нарушение пункта 47.3), когда камеры не были оборудованы кнопкой для вызова дежурного (нарушение пункта 47.8), когда в камерах отсутствовали ночное освещение, приточная вентиляция (нарушение пунктов 47.10, 47.11).

В связи с чем суд приходит к выводу о наличии совокупности необходимых условий для наступления гражданско-правовой ответственности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Учитывая фактические обстоятельства причинения истцу морального вреда, индивидуальные особенности истца, род занятий, характер и степень нравственных (физических) страданий истца, степень вины причинителя вреда, а также требования разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда за нарушение условий содержания в ИВС, подлежащего взысканию с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца Тиунова С.Ю., равным 10000 рублей. Оснований для взыскания компенсации в ином размере суд не усматривает.

Согласно п. 1 ст. 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.

В данном случае суд не находит оснований для удовлетворения заявленного истцом требования о вынесении частного определения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования Тиунова С. Ю. удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Тиунова С. Ю. компенсацию за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания в размере 10 000 рублей.

В удовлетворении остальных исковых требований, в том числе к УМВД России по г. Екатеринбургу, Министерству финансов Российской Федерации – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья О.В. Степкина

2-3222/2020 ~ М-2194/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Тиунов Сергей Юрьевич
Ответчики
Управление МВД России по г. Екатеринбургу
МВД РФ
Другие
Министерство финансов Российской Федерации
ГУ МВД по СО
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Степкина Ольга Валерьевна
Дело на странице суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
07.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
07.09.2020Судебное заседание
14.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее