дело № 12 – 157/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
26 июня 2019 года г.Уфа
Судья Демского районного суда города Уфы Республики Башкортостан Киекбаева А.Г., рассмотрев жалобу Виноградова С.М. на постановление Административной комиссии Демского района ГО г. Уфа РБ по делу об административном правонарушении № 000661 от 10.04.2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Административной комиссии Демского района городского округа город Уфа № 000661 от 10.04.2019 года Виноградова С.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.1 КоАП РБ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 4 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Виноградова С.М. обжаловала постановление, указав, что протокол об административном правонарушении, о котором она узнала только 01.04.2019 года в момент получения постановления по почте, был составлен без ее участия. О месте и времени составления протокола она не была извещена надлежащим образом. Лично в руки уведомление ей вручено не было. При этом никто не ознакомил ее с протоколом об административном правонарушении и не вручил копию. О нем она узнала только 22.04.2019 года, когда получила постановление на руки. Данное процессуальное нарушение лишило ее возможности ознакомиться с протоколом, предоставить свои возражения и пояснения относительно события административного правонарушения, также ей не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 ч. 1, 28.2 ч. 4, 20.25 ч. 1 КоАП РФ в соответствии со ст. 51 Конституции РФ, чем грубо был нарушен п. 3 ст. 28.2 КоАП РФ. Существенным недостатком протокола № 22 от 10.01.2014 года, послужившего основанием вынесения постановления, является отсутствие описания полноты события административного правонарушения, которое является обязательным в соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. Просит постановление № 000661 от 10.04.2019 года отменить, производство по делу прекратить.
Заявитель Виноградова С.М., представитель заявителя по устному ходатайству Иштуганова Р.Г. в суде доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Представитель административной комиссии Демского района городского округа город Уфа Бирюкова Д.А. в суде с доводами жалобы не согласилась, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В материалах дела отсутствуют доказательства получения заявителем копии постановления. Заявитель указывает, что постановление получено 22.04.2019 г., указанные доводы не опровергнуты. Жалоба подана в суд 26.04.2019 г., в связи с чем рассмотрению как поданная в установленный законом срок.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Согласно п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах.
Как следует из протокола об административном правонарушении № 266 от 12.02.2019 года, 11.02.2019 года в 12 час. 35 мин. по адресу г.Уфа, на перекрёсте улиц <адрес>, Виноградова С.М., являясь должностным лицом, допустила складирование снега вне установленном муниципальным нормативным правовым актом месте, тем самым не исполнила п.п. 2.32, 5.3.3.12 Правил благоустройства ГО г. Уфа РБ № 17/7 от 02.07.2009 года.
На основании названного протокола, постановлением Административной комиссии Администрации Демского района ГО г.Уфа РБ № 000661 от 10.04.2019 года Виноградова С.М. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.6.1 Кодекса РБ «Об административных правонарушениях» и ей назначено наказание в виде штрафа в сумме 4 000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч. 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из вышеприведенных норм КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении сведений составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица либо законного представителя юридического лица.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Как усматривается из материалов дела, Виноградова С.М. была извещена о необходимости явиться к 15 час. 10 мин. 12.02.2019 г. в Управление общественной безопасности и профилактики правонарушений несовершеннолетних по Демскому району МКУ «Центр общественной безопасности» ГО г. Уфа для рассмотрения вопроса о неисполнении п.п. 2.30, 2.32, 2.35, 5.3.3.13 «Правил благоустройства ГО г. Уфа РБ» № 17/7 от 02.07.2009 года.
Как указывает сама Виноградова С.М. в назначенное время в административную комиссию она не явилась.
Исходя из смысла и содержания ст. 28.2 КоАП РФ извещение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и последующая неявка или уклонение этого лица от участия в составлении протокола не освобождают административный орган от обязанности направить такому лицу копию протокола по делу об административном правонарушении, составленного в его отсутствие. Невыполнение этой обязанности, повлекшее лишение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, возможности ознакомиться с протоколом, а также представить объяснения и замечания по его содержанию, свидетельствуют о нарушении права вышеупомянутого лица на защиту, гарантированного ст. 28.2 КоАП РФ.
Материалы дела не содержат сведений о направления копии протокола по делу об административном правонарушении Виноградова С.М.
В соответствии со ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из имеющихся материалов дела усматривается отсутствие доказательств о надлежащем извещении Виноградова С.М. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае Виноградова С.М. не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ, что повлекло нарушение ее права на защиту.
Не направление копии протокола привлекаемому лицу, рассмотрение дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежаще не уведомленного об этом суд относит к существенным нарушениям процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно п.6 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
На день рассмотрения жалобы истек срок давности привлечения Виноградова С.М. к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса является обстоятельством, исключающим возвращение дела в административную комиссию на новое рассмотрение.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность за пределами срока давности обсуждать вопрос о наличии или отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, в совершении административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
При изложенных обстоятельствах, постановление административной комиссии Администрации Демского района ГО г.Уфы № 000661 от 10.04.2019 года о привлечении Виноградовой С.М. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.1 КоАП РБ подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Административной комиссии Демского района городского округа город Уфа № 000661 от 10.04.2019 года по делу об административном правонарушении в отношении Виноградова С.М. отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с истечением установленного законом срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Г. Киекбаева