Дело № 12-185/2017
Поступило 25.09.2017
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
19октября 2017 года г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Агеевой Н.В.,
при секретаре Мермановой А.С.,
с участием заявителя Нечаевой Е.Н.,
должностного лица по доверенности ССС,
рассмотрев жалобу представителя лица привлекаемого к административной ответственности Нечаевой Е.Н. – ИТВ на постановление руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Новосибирской области (далее – Росздравнадзора)ХЕЯ от 04.08.2017 г. о привлечении Нечаевой Е. Н. к административной ответственности по ч.1 ст. 6.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Новосибирской области ХЕЯ от 04.08.2017 г. Нечаева Е.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.30 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей, в связи с тем, что главным врачом ООО «МАКСИ-ТРЭВЕЛ» Нечаевой Е.Н. по месту осуществления деятельности: <адрес> <адрес>, не выполнялись требования нормативно-правовых актов Российской Федерации (ст.79 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), подлежащих обязательному исполнению, то есть совершила правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 6.30 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель лица привлекаемого к административной ответственности ИТВ подала на него жалобу, согласно которой, указала, что не согласна с постановлением, просила признать незаконным и отменить постановление, а также признать правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием, по следующим основаниям.
В целях устранения нарушения, выявленного в ходе проведения плановой выездной проверки, а также в целях недопущения нарушений в дальнейшем, ООО «МАКСИ-ТРЭВЕЛ» были предприняты незамедлительные меры, а именно было издано распоряжение №1 от 01.07.2017 об устранении нарушений и сроках их устранения, о возложении дополнительных обязанностей на должностных лиц, ответственных за соблюдение требований норм действующего законодательства. Помимо этого, лицо, виновное в совершении правонарушения, привлечено к дисциплинарной ответственности.
Административным органом не доказано, что допущенные правонарушения привели к существенной угрозе охраняемых общественных отношений. Выявленные нарушения не причинили никому вреда и не создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, не представляют существенной опасности для охраняемых общественных правоотношений, а кроме этого устранены незамедлительно, в связи с чем являются малозначительными.
При вынесении наказания, административный орган не принял во внимание то, что совершение правонарушения произошло впервые, отсутствовал умысел, отсутствуют доказательства наступления каких-либо негативных последствий, а также социальный характер деятельности общества и то, что наказание должно отвечать целям административного наказания, одной из которых является предупреждение совершения административных правонарушений в дальнейшем, и не должно превращаться в инструмент экономического подавления субъекта.
Административный орган не оценил все обстоятельства дела, не учел возможность применения малозначительности совершенного правонарушения, привлек по одному и тому же правонарушению и юридическое лицо, и должностное лицо.
Кроме того, административный орган назначил Нечаевой Е.Н. штраф по двум статьям КоАП РФ, по ст. 6.30 и ст.6.28 КоАП РФ, чем нарушил положения ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ.
При вынесении постановления должностным лицом не было принято во внимание в качестве смягчающего вину обстоятельства, то, что все выявленные нарушения были добровольно незамедлительно устранены, а также то, что указанное правонарушение вменяется впервые. Кроме того, не было учтено имущественное положение Нечаевой Е.Н..
В судебное заседание представитель ИТВ, будучи извещенной надлежащим образом, не явилась.
В судебном заседаниилицо, привлекаемое к административной ответственности Нечаева Е.Н. поддержала жалобу в полном объеме по основаниям изложенным в ней, также пояснила, что поскольку организация частная, то и необходимость в оказании медицинской помощи в рамках ОМС отсутствует. Ее бездействие вреда никому не принесло, после выявления нарушений они были устранены. Информация была размещена на стенде.
26.06.2017 проводилась плановая проверка, проверяли медицинскую деятельность организации, условия хранения препаратов, размещение, соответствие стандартов. По результатам проверки она была привлечена к административной ответственности за отсутствие информации о территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам, а также за наличие в аптечке экстренной помощи пипетки с просроченным сроком действия, а также салфетки с просроченным сроком действия. Должностным лицом было установлено, что она должна была обеспечить доступность изучения данной программы для отдыхающих граждан, поскольку это входило в ее обязанности, как главного врача.
Онаполагала, что поскольку учреждение частное и так как ООО «МАКСИ-ТРЭВЕЛ» не предоставляет бесплатную медицинскую помощь, кроме оказания экстренной неотложной, в предоставлении данной информации нет необходимости.
Считает, что данное правонарушение является малозначительным, не принесло никому угрозы жизнии здоровью, просит вынести предупреждение.
Поскольку в отношении нее в один день было составлено два протокола об административном правонарушении, то необходимо соединить их в одно производство и назначить одно наказание.
Должностное лицо –представитель Росздравнадзора ССС, возражала против удовлетворения жалобы в полном объеме, просила отказать в удовлетворении жалобы Нечаевой Е.Н., постановлениеруководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Новосибирской области (далее – Росздравнадзора)ХЕЯ от 04.08.2017 г. о привлечении Нечаевой Е. Н. к административной ответственности по ч.1 ст. 6.30 КоАП РФ, оставить без изменения. При проведении проверки 27.06.2017 года было установлено, что в ООО «МАКСИ-ТРЭВЕЛ» для общего доступа граждан не предоставлена программа государственных гарантий на оказание бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС. Любая медицинская организация, не выделяя формы ее собственности, обязана информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках территориальных программ. Граждане обязаны знать, что помимо того, что они могут получить медицинскую помощь платно, они также вправе получить медицинскую помощь бесплатно, в рамках гос.гарантий. Не всегда граждане знают об этом, поскольку частные медицинские организациине информируют их об этом. Данную информацию допускается размещать либо на информационном стенде, либо разъяснять гражданам лично, под роспись, например результаты такого разъяснения вклеивать в медицинскую карточку больного.
Нечаевой Е.Н. допущено бездействие по информированию граждан в рамках программы ОМС, поскольку она не только не разместила эту информацию, но и не знала, что она должна быть размещена, по этому же основанию считает невозможным применить малозначительность.
По поводу соединения двух протоколов об административных правонарушениях по ст.6.30 КоАП РФ и ст.6.28 КоАП РФ в одно производство, считает, что соединению данные дела не подлежат, поскольку совершенные правонарушения носят разный характер, совершены в форме различных бездействия (действия). Добровольно выявленное нарушение было устранено только после проведения проверки.
Просит постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, должностное лицо, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судом установлено следующее.
В соответствии с ч.1 ст.6.30КоАП РФ невыполнение медицинской организацией обязанности об информированииграждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация обязана информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.30КоАП РФ, образует бездействие субъекта - медицинской организации, а также должностных лиц, заключающееся в невыполнении им нормативно установленной обязанности об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Так, в судебном заседании при исследовании материалов дела установлено, что постановлением Росздравнадзора № 115/17 от 04.08.2017 г. назначено административное наказаниеглавному врачу Общества с ограниченной ответственностью «МАКСИ-ТРЭВЕЛ» Нечаевой Е. Н. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 6.30 КоАП РФ - невыполнение медицинской организацией обязанности об информированииграждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Судом установлено, что местом совершения административного правонарушения является г. Бердск, Новосибирской области.
Согласно приказа руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Новосибирской области ХЕЯ №252-Пр/17 от 06.06.2017 о проведении плановой выездной проверке, в период с 21 июня по 04 июля 2017 года была проведена проверка Общества с ограниченной ответственностью «МАКСИ-ТРЭВЕЛ».
ООО «МАКСИ-ТРЭВЕЛ» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии №ЛО-54-01-001856 от 19.11.2012 выданной Министерством здравоохранения Новосибирской области.
Согласно Акта проверки Росздравнадзора №54170700989784 от 04.07.2017 выявлены нарушения п.3 ч.1 ст.79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в части отсутствия Программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Нечаева Е. Н., занимает должность главного врача ООО «МАКСИ-ТРЭВЕЛ», на основании приказа о назначении №Мт0000046 от 22.12.2015 года.
Согласно ст. 2.2, 2.3 раздела 2 должностной инструкции, главный врач несет ответственность за организацию лечебно-оздоровительного процесса, в том числе контролирует работу врачей и главной медсестры, следовательно является должностным лицом, и субъектом привлечения к административной ответственности.
Таким образом, должностное лицо – главный врач ООО «МАКСИ-ТРЭВЕЛ» Нечаева Е.Н., не обеспечив выполнение медицинской организацией обязанности об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, совершила административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 6.30 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения главным врачом ООО «МАКСИ-ТРЭВЕЛ» Нечаевой Е.Н. законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые она не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку у должностного лица, привлекаемого к административной ответственности имелась возможность соблюдения требования законодательствах об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, но оно не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению, в действиях должностного лица привлекаемого к административной ответственности, имеется вина в совершении данного административного правонарушения, которая установлена материалами дела.
Вина Нечаевой Е.Н. в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.6.30 КоАП РФ подтверждается материалами дела, а именно:
- приказом руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Новосибирской области о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «МАКСИ-ТРЭВЕЛ» ИНН 5407011943 от 06.06.2017;
- предписанием об устранении выявленных нарушений № 03-34-25/17 от 04.07.2017, согласно которого ООО «МАКСИ-ТРЭВЕЛ» предписано устранить нарушения выявленные в ходе проведения плановой проверки, согласно акта проверки от 04.07.2017 в срок до 06.09.2017;
- предписанием об устранении выявленных нарушений № 04-28-66/17 от 04.07.2017, согласно которого ООО «МАКСИ-ТРЭВЕЛ» предписано устранить нарушения выявленные в ходе проведения плановой проверки, согласно акта проверки от 04.07.2017 в срок до 04.10.2017;
- актом проверки №54170700989784 от 04.07.2017 согласно которого, при проведении проверки ООО «МАКСИ-ТРЭВЕЛ» Росздравнадзором выявлены нарушения в том числе п.3 ч.1 ст.79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в части отсутствия Программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- приказом о приеме работника на работу №Мт0000046 от 22.12.2015, согласно которого Нечаева Е. Н., принята на работу в должности главного врача ООО «МАКСИ-ТРЭВЕЛ»;
- должностной инструкцией главного врача №ДИ-1-16 от 15.02.2016 года, утвержденной директором ООО «МАКСИ-ТРЭВЕЛ» ЕМС;
- объяснением главного врача ООО «МАКСИ-ТРЭВЕЛ» Нечаевой Е.Н. к протоколу об административном правонарушении №115/17 от 17.07.2017 и другими материалами дела.
Доводы заявителя Нечаевой Е.Н. о том, что выявленные нарушения были устранены, а должностное лицо привлечено к административной ответственности, в связи с чем постановление Росздравнадзора является незаконным и подлежащим отмене, суд считает необоснованными, поскольку устранение выявленных в ходе проведенной проверки нарушений, не является основанием к освобождению лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности, за его совершение.
Доводы заявителя, изложенные в жалобе о том, что административным органом не доказано то, что допущенные правонарушения привели к существенной угрозе охраняемых общественных отношений, а выявленные нарушения не причинили никому вреда и не создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, а кроме этого устранены незамедлительно, в связи с чем являются малозначительными, суд считает не состоятельными.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лиц, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью является правом, а не обязанностью, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административный орган обязан установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимоисходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения, как малозначительного, может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положения пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В судебном заседании Нечаева Е.Н. не представила доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения.
Статья 6.30 КоАП РФ предусматривает формальный состав административного правонарушения, не требующий наступления общественно опасных последствий. Объективная сторона выражается в бездействии - невыполнении медицинской организацией обязанности об информировании граждан о возможности получения бесплатной медицинской помощи в рамках вышеуказанных программ. Субъективная сторона характеризуется как умышленной формой вины, так и неосторожной.
При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. В данном случае административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 6.30 КоАП РФ.
Таким образом, совершенное Нечаевой Е.Н. административное правонарушение не является малозначительным.
Доводы заявителя, изложенные в жалобе о том, что административный орган назначил Нечаевой Е.Н. штраф по двум статьям КоАП РФ, по ст. 6.30 и ст.6.28 КоАП РФ, чем нарушил положения ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ, суд считает не обоснованными, поскольку ч.2 ст. 4.4. КоАП РФ предусматривает назначение наказания за совершение нескольких административных правонарушений в случае совершения лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу.
Как усматривается из материалов дела при проведении проверки должностным лицом были выявлены два нарушения в форме бездействия Нечаевой Е.Н., выразившиеся в ненадлежащем контроле за сроками годности, и сроками поверки изделий медицинского назначения в ООО «МАКСИ-ТРЭВЕЛ», а также в не осуществлении контроля главным врачом ООО «МАКСИ-ТРЭВЕЛ» Нечаевой Е.Н. за соблюдением ООО «МАКСИ-ТРЭВЕЛ» законодательства в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, а именно в отсутствии информации для граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В связи с чем, должностное лицо правомерно пришло выводу о составлении в отношении Нечаевой Е.Н. двух постановлений по делу об административном правонарушении, поскольку Нечаевой Е.Н. было совершено два правонарушения, выразившиеся в форме различных бездействий.
Доводы заявителя, изложенные в жалобе, о том, что при вынесении постановления должностным лицом не было принято во внимание в качестве смягчающего вину обстоятельства, то, что все выявленные нарушения были добровольно незамедлительно устранены, а также то, что указанное правонарушение вменяется впервые, не было учтено имущественное положение Нечаевой Е.Н., суд находит необоснованными, поскольку согласно обжалуемого постановления должностным лицом в качестве смягчающего вину Нечаевой Е.Н. обстоятельства был учтен факт устранения выявленных нарушений, а также совершение Нечаевой Е.Н. правонарушения впервые, данных подтверждающих тяжелое финансовое положение Нечаевой Е.Н. при рассмотрении дела лицом привлекаемым к административной ответственности представлено не было, кроме того согласно справке 2-НДФЛ имеющейся в материалах дела, доход Нечаевой Е.Н. составляет 23000 рублей, что превышает прожиточный минимум в соответствии с Постановлением Губернатора Новосибирской области от 14.07.2017 N 138 "О прожиточном минимуме в Новосибирской области за II квартал 2017 года".
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Новосибирской области (далее – Росздравнадзора)ХЕЯ №115/17 от 04.08.2017 г. о привлечении Нечаевой Е. Н. к административной ответственности по ч.1 ст. 6.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей,является законным и обоснованным, административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ, в минимальном размере.
Рассматривая дело по существу, руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Новосибирской области ХЕЯустановила все фактические обстоятельства, полно и всесторонне их исследовала, в том числе исследовала все доводы, приведенные заявителем, и дала им оценку, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе рассмотрения административного дела и получившими правильную оценку в постановлении.
Все представленные доказательства были оценены руководителем Росздравнадзора в совокупности.
Таким образом, вывод руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Новосибирской области ХЕЯ о наличии в бездействии Нечаевой Е.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.30 КоАП РФ, и виновности в совершении данного правонарушения является законным и обоснованным.
Оценка доказательствам дана в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Оснований для иной их оценки, выводов об их недопустимости, недостаточности, недостоверности, наличии неустранимых сомнений в виновности должностного лица не имеется; следовательно, жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.4.5, 19.5 ч.2.6, 28.3, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Постановление руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Новосибирской областиХЕЯ №115/17 от 04.08.2017 г. о привлечении Нечаевой Е. Н. к административной ответственности по ч.1 ст. 6.30 КоАП РФ,оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток.
Судья Бердского городского суда
Новосибирской области/подпись/ Н.В. Агеева