Дело №2-1670/2020
УИД 92RS0003-01-2020-002000-46
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2020 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. при секретаре – Мальцевой И.И. с участием представителя истца – Заварина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богатырёвой Веры Александровны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
27.05.2020 Богатырёва В.А. обратилась в суд с настоящим иском к ответчику, уточнив исковые требования, просит образовать земельный участок, находящийся в её пользовании, признать право собственности на земельный участок и нежилое здание, расположенные по адресу: <адрес>.
Исковые требования обоснованы тем, что Решением Севастопольского городского совета народных депутатов №15/1614 от 12.07.1991г. Богатырёву А.В. во временное пользование под хранение и обслуживания пчелиных ульев (пчеловодство) был предоставлен земельный участок ориентировочной площадью 0,0417 га по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов. Решением Севастопольского городского совета народных депутатов №228 от 23 марта 1993г., срок пользования земельным участком был продлен на 20 лет - до ДД.ММ.ГГГГ. Богатырёв А.В. на данном земельном участке построил капитальное сооружение – нежилое здание, в котором осуществлял переработку меда и использовал помещения в своей хозяйственной деятельности. Решением Севастопольского городского совета VI созыва № от ДД.ММ.ГГГГ Богатырёву А.В. дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0417 га, расположенного по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). После перехода Республики Крым и города Севастополя в юрисдикцию Российской Федерации, продолжая процедуру приватизации земельного участка, Богатырёв А.В. обратился в Правительство Севастополя с заявлением о согласовании схемы расположения указанного земельного участка, однако закончить процедуру приватизации не успел - умер. Являясь единственным наследником Богатырёва А.В., истец обратилась в Ленинский суд города Севастополя с иском о признании за ней права на завершение процедуры оформления права собственности на земельный участок в порядке наследования, решением от 05.06.2019 года по гражданскому делу № 2-1212/2019 суд удовлетворил исковые требования в полном объеме, решение вступило в законную силу. Истец обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений г.Севастополя с заявлением о согласовании схемы земельного участка по адресу: <адрес> однако получила отказ. Отсутствие разрешения на строительство здания и отсутствие правоустанавливающих документов на двухэтажное здание создает непреодолимое препятствие в регистрации прав на как на здание, так и на земельный участок, что стало основанием для обращения в суд с данным иском.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Стороны, третьи лица – Управление государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, ГСК «Мотор-2», ООО «Предприятие «Геострой», Бурцева И.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили, от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, ответчик письменных возражений на иск не представил.
Руководствуясь положениями статей 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 29.11.2018, вступившим в законную силу 10.01.2019, по делу №2-2799/2018 по иску Богатырёвой Веры Александровны к Правительству города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, которым было отказано в удовлетворении иска, а также Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 05.06.2019 года, вступившим в законную силу 05.09.2019, по делу №2-1212/2019 по иску Богатырёвой Веры Александровны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права на завершение оформления права собственности на земельный участок, которым удовлетворены исковые требования, были установлены следующие обстоятельства.
Истец Богатырёва В.А. является единственным наследником умершего Богатырёва А.В., за которой на основании вступившего в силу решения Ленинского суда г. Севастополя от 05.06.2019 года признано право на завершение процедуры оформления права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>.
Судами установлено, что Решением Севастопольского городского совета народных депутатов №15/1614 от 12.07.1991г. Богатырёву А.В. был предоставлен земельный участок ориентировочной площадью 0,0417 га по адресу: <адрес> во временное пользование под хранение и обслуживание пчелиных ульев, с целевым назначением пчеловодство (код 1.6), категория земель: земли населенных пунктов, предоставленные для традиционных народных промыслов и предпринимательской деятельности.(ч.2 ст.2 Земельного Кодекса Украины).
Согласно Решению Севастопольского городского совета VI созыва №6178 от 15.10.2013 г. Богатырёву А.В. дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу указанного земельного для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
По данным Технического отчета № от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного Государственным предприятием Севастопольский геодезический центр (далее Севгеоцентр), земельному участку установлена и согласована система координат для последующей регистрации права собственности на земельный участок в Кадастре Украины, площадь земельного участка составляет 0,0424 га.
Согласно техническому отчету по выносу проекта отвода земельного участка по адресу: <адрес> в натуру общая площадь земельного участка составляла 0,0417 га, на участке зафиксировано 4 строения, площадь земельного участка под строениями составляла 0,0112 га, утвержден План расположения земельного участка с хозяйственными постройками.
Согласно техническому паспорту КП БТИ и ГРОНИ СГС 2009 года, на земельном участке построен двухэтажный жилой дом с хозяйственными постройками и сооружениями.
Согласно Акту согласования границ земельного участка от 05.08.2015 года границы образуемого земельного участка согласованы со смежными землепользователями.
В марте 2014 года Республика Крым и г. Севастополь перешли в юрисдикцию Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В 2016 году Богатырёв А.В. обратился в Правительство Севастополя с заявлением на согласование схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>.
30.12.2017 года Богатырёв А.В. умер.
ДД.ММ.ГГГГ Богатырёва В.А., являясь единственным наследником умершего Богатырёва А.В., обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений г. Севастополя с заявлением о согласовании схемы земельного участка площадью 0,0417 га, расположенного по адресу: <адрес>, для дальнейшей регистрации права на земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ ДИЗО г. Севастополя принял решение об отказе в согласовании схемы земельного участка, сославшись на отсутствие сведений о принадлежности существующих на данном земельном участке строений, что в силу п. 7 ст. 2 Закона города Севастополя №299-ЗС от 07.12.2016 года «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» является основанием для отказа в согласовании схемы земельного участка.
Заключением Управления земельного контроля города Севастополя Севземконтроля от ДД.ММ.ГГГГ № было установлено, что оснований для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> не выявлено.
Отказ Департамента имущественных и земельных отношений г. Севастополя в утверждении схемы расположения земельного участка на основании отсутствия у истца правоустанавливающих документов на двухэтажное здание и строения, расположенные на земельном участке, послужил основанием для обращения в суд с данным иском.
В соответствии с пунктами "в" и "к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города Федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно ст. 12 Закона №6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Решения органа местного самоуправления и решения о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятые до 21 марта 2014 года местными Советами Севастополя в период действия права Украины, отнесены, согласно ст. 12 Закона № 6-ФКЗ, к категории документов, которые действуют без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя. В соответствии с чч. 1, 2 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с п. 29 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, до 1 января 2020 г. вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
Законом города Севастополя № 299-ЗС от 07 декабря 2016 г. предусмотрены дополнительные основания для принятия решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в число которых входит:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утверждённому решением Севастопольского городского Совета № 4114 от 13 декабря 2005 года «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г. », иной градостроительной документации, утверждённой до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утверждённой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, завершение оформления прав на который предусмотрено статьёй 12 Закона города Севастополя № 46-ЗС от 25 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя »;
3) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, права на который возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6ФКЗ от 21 марта 2014 года « О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя », вне зависимости от наличия сведений о границах такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка землеустроительной документации, утверждённой до вступления в силу Федерального конституционного закона;
5) наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных документах, и сведениями об этом земельном участке, полученными уполномоченным органом в порядке информационного взаимодействия в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
6) отсутствие документов, предусмотренных федеральным законодательством, подтверждающих полномочия лиц, обратившихся с заявлением о подготовке либо об утверждении схемы расположения земельного участка, полномочия лиц, давших согласие в письменной форме от лица землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, а также полномочия собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках;
7) отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на здания, строения, сооружения, расположенных на земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения, за исключением образования земельного участка, предоставление которого осуществляется в случаях, предусмотренных п.3 ч.2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и п.2.7 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Положения ст.11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации допускают возможность образования земельных участков на основании решения суда, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В ходе рассмотрения данного дела была проведена землеустроительная экспертиза, по результатам которой был образован земельный участок по фактическим границам, которые определялись с учетом существующих объектов капитального строительства, как на образуемом участке, так и на смежных с ним участках, площадь образуемого земельного участка составила 431 кв. м, характерные точки границ вновь образованного участка по проезду Белкина-3 указаны в системе координат 1963 года, зона 4, квартал Х.
Статья 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусматривает, что судом осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Заявленные истцом требования об образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по которому ранее Решением Севастопольского городского совета VI созыва №6178 от 15.10.2013 г. дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность, находятся в рамках такого способа защиты, как установление (определение) границ земельного участка, при отсутствии возражений заинтересованных лиц.
Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будут образованы и установлены границы истребуемого земельного участка по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством).
Решение суда, которым образованы границы земельного участка, является основанием для внесения сведений о данном земельном участке в ЕГРН.
Согласно ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно п.1-2 ст. 4 Федерального закона №112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и за пределами границ населенного пункта для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В соответствии с положениями ст. 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для государственной регистрации прав на вновь созданный объект недвижимого имущества необходимо представить: документ, подтверждающий права на земельный участок, разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, иные документы на созданный объект недвижимого имущества.
Пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Согласно п. 26 указанного Постановления необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Богатырёва В.А. является единственным наследником умершего Богатырёва А.В., за которой на основании вступившего в силу решения Ленинского суда г.Севастополя от 05.06.2019 года признано право на завершение процедуры оформления права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, соответственно Богатырёва А.В. имеет права и в отношении земельного участка, допускающие строительство на нём, постройка (нежилое здание) соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, сохранение постройки (здания) не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, Богатырёва В.А. предпринимала надлежащие меры к легализации и регистрации готовых объектов строительства, что подтверждается материалами дела.
В рамках рассматриваемого дела была назначена и проведена комплексная землеустроительная и строительно-техническая экспертиза.
Согласно Заключению экспертов № ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости - двухэтажное здание общей площадью 108,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам и не создает угрозу безопасности окружающих.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
На основании изложенного суд пришёл к выводу, что исковые требования Богатырёвой В.А. о признании права собственности на объект недвижимости - двухэтажное здание общей площадью 108,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.
В соответствии с Обзором судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утверждённым Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 19.03.2014, в резолютивной части решения суда о признании права собственности на самовольную постройку, реконструированный объект, должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать такой объект и его правообладателя.
Вступившие в законную силу судебные решения о признании права собственности на самовольную постройку, реконструированный объект являются основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество (ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В силу п. 1 ст. 18 названного Закона в решении должны содержаться сведения, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
С учетом положений ст. 12 того же Закона, а также Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219, в резолютивной части такого решения суда должны содержаться сведения о правообладателе, об адресе (местонахождении) объекта, о его наименовании и назначении, площади, а если объект находится в общей долевой собственности - доле в праве в виде правильной простой дроби. Отсутствие в резолютивной части решения суда подробного описания объекта затруднит государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и может повлечь необходимость разъяснения решения суда в соответствии с требованиями ст. 202 ГПК РФ.
С учётом указанных рекомендаций суд полагает необходимым при удовлетворении требований Богатырёвой В.А. указать на назначение объекта недвижимости (нежилое здание), исходя из доказательств их назначения, представленных в материалы дела.
Судом также учитывается, что понесенные истцом в ходе рассмотрения настоящего дела расходы не вызваны незаконными действиями ответчика, а связаны с намерением истца признать право собственности на объекты недвижимости, в связи с чем не имеется оснований возлагать на ответчика расходы, понесенные истцом по данному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Богатырёвой Веры Александровны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, признании права собственности удовлетворить.
Образовать земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, общей площадью 431 кв.м по адресу: <адрес>, с целевым назначением для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), с характеристиками, указанными в экспертном заключении № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненном ООО «СКЭксперт».
Сведения о характерных точках границ земельного участка согласно экспертному заключению ООО «СКЭксперт» от ДД.ММ.ГГГГ №:
Номер точки | X координата | Y координата |
1 | 4 931 840,80 | 4 380 493,85 |
2 | 4 931 845,10 | 4 380 493,26 |
3 | 4 931 846,63 | 4 380 493,50 |
4 | 4 931 852,59 | 4 380 514,56 |
5 | 4 931 843,84 | 4 380 518,04 |
6 | 4 931 843,61 | 4 380 517,52 |
7 | 4 931 834,16 | 4 380 521,59 |
8 | 4 931 829,39 | 4 380 510,09 |
9 | 4 931 830,03 | 4 380 509,80 |
10 | 4 931 827,92 | 4 380 504,99 |
11 | 4 931 826,87 | 4 380 502,53 |
12 | 4 931 831,15 | 4 380 500,36 |
13 | 4 931 831,82 | 4 380 501,90 |
14 | 4 931 833,12 | 4 380 501,38 |
15 | 4 931 840,49 | 4 380 498,51 |
16 | 4 931 839,62 | 4 380 496,37 |
17 | 4 931 838,91 | 4 380 494,65 |
Признать за Богатырёвой Верой Александровной право собственности на земельный участок общей площадью 431 кв.м по адресу: <адрес>, в границах (координатах), с характеристиками, указанными в экспертном заключении № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненном ООО «СКЭксперт».
Признать за Богатырёвой Верой Александровной право собственности на объект недвижимости – нежилое двухэтажное здание общей площадью 108,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Судебные расходы отнести на истца.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 17.12.2020 г.
Судья -