Дело № 2-2104/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень 16 мая 2019 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Котовой С.М.
при секретаре Карауш В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальцевой <данные изъяты> к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (межрайонное) в Тюменском районе Тюменской области о возложении обязанности включить в трудовой стаж периоды работы и назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Истец Мальцева <данные изъяты> обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (межрайонное) в Тюменском районе Тюменской области, просит обязать ответчика включить в льготный трудовой стаж истицы, предусмотренный пп.20.п.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях» период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> и назначить пенсию с даты подачи заявления о назначении пенсии, мотивировав требования тем, что в оспариваемый период осуществляла трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда полный рабочий день.
В судебное заседание истец Мальцева <данные изъяты>. при надлежащем извещении не явилась, ее представитель Шапорева <данные изъяты>. в судебном заседании иск поддержала.
Представитель УПФР Тюменского районо Тюменской области Черная И.В. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ГБУЗ ТО «Областная больница №» в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, направил в суд отзыв, в котором просил исковые требования удовлетворить.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "б" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Как следует из материалов дела, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу, обратившемуся с заявлением ДД.ММ.ГГГГ к ответчику о назначении пенсии по основаниям, предусмотренным пп.20 п.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях» было отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ не менее 5 лет (по решению ответчика специальный стаж -00.00.00), и не включением в такой стаж периода работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, в связи с отсутствием в архивных документах учреждения сведений о характере работы и занятости истицы полный рабочий день по <данные изъяты>.
Вместе с тем, для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ (в настоящем случае период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), подлежит применению Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", разделом XXVI "Учреждения здравоохранения", которого предусмотрен младший медицинский персонал, работающий в туберкулезных и инфекционных учреждениях, непосредственно обслуживающий больных.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555 основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца.
Согласно записям в трудовой книжке в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года Мальцева <данные изъяты>. осуществляла трудовую деятельность в должности <данные изъяты>, которая предусмотрена Списком N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173.
Сведений об одновременном выполнении ею другой работы суду не представлено.
При этом согласно справке уточняющей характер работы или условий труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, выданной Администрацией <данные изъяты> Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ, Мальцева <данные изъяты>., работала в <данные изъяты>, занятость на работах на одну ставку, то есть полную ставку в течение полного рабочего времени. Специальный стаж составляет 7 лет 0 месяцев 15 дней.
Согласно ответу ГБУЗ ТО «Областная больница №» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что должностные инструкции Мальцевой <данные изъяты>. не сохранились, но из тарифно-квалификационной характеристики по должностям работников здравоохранения РФ (приложение № к Постановлению Минтруда РФ от 17.11.1992г. №), устанавливающей типовые должностные обязанности младшего медицинского персонала следует, что функциональные обязанности санитарки, младшей медицинской сестры заключаются в проведении уборки помещений, сопровождении больных в лечебно-диагностические кабинеты, уборке прикроватных столиков у лежачих больных и т.п. Выполнение указанных функций невозможно без постоянного нахождения в помещениях учреждения, в которых находятся больные, без контакта с постельным бельем, одеждой, средствами гигиены пациентов и т.п., что свидетельствует о непосредственном обслуживании больных.
Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что Мальцева <данные изъяты>. полностью выполняла все обязанности <данные изъяты>, в течение полного рабочего дня с выплатой оклада на полную ставку и при этом ей выплачивалась надбавка за вредные условия труда на основании приказа работодателя, что также подтверждается приказом главного врача <данные изъяты> Центральной районной больнице № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Также суд, учитывает, что из анализа разъяснения от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29, разъяснения Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 N 1, утвержденного приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 N 3/235, разъяснения от 25.02.1994 N 3 "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 N 591", распространивших свое действие после 01.01.1992, следует, что в оспариваемый истцом период, имевший место до 01.01.1992, подтверждение занятости работника на работах с тяжелыми условиями труда продолжительностью не менее 80% рабочего времени не требовалось.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на свои Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также предоставленные доказательства суд считает, что факт занятости Мальцевой <данные изъяты>. на работах с тяжелыми условиями труда и характер выполняемой работы подтвержден представленными в судебное заседание доказательствами, несмотря на то что подтверждение занятости работника на работах с тяжелыми условиями труда продолжительностью не менее 80% рабочего времени и не требовалось. Отказывая Мальцевой <данные изъяты>. во включении в льготный стаж периода работы, имевшего место до ДД.ММ.ГГГГ, орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил ее в пенсионных правах, поставив в неравные условия с другими категориями граждан, выполнявших аналогичную работу, что противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом, закрепленному ст. 19 Конституции Российской Федерации, в связи с чем суд полагает возможным включить истице в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мальцевой <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (межрайонное) в Тюменском районе Тюменской области включить Мальцевой <данные изъяты> в трудовой стаж, дающий право на назначении досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (межрайонное) в Тюменском районе Тюменской области назначить Мальцевой <данные изъяты> досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через суд Центральный районный суд Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2019 года.
Судья С.М. Котова