УИД 63RS0025-01-2022-000831-40
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2022 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Демиховой Л.В.
при секретаре судебного заседания Шкариной Д.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1379/2022 по исковому заявлению ООО «ЭкоСтройРесурс» к Горбачеву ИВ о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, встречному исковому заявлению Горбачева Игоря Владимировича к ООО «ЭкоСтройРесурс» о списании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с иском о взыскании с наследников принявшим наследство после умершей Горбачевой М.Н. задолженности за предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование заявленных требований указав, что ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от <дата> присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.
Согласно пунктам 8 (4)- 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № ***, договор считается заключенным на условиях типового договора
и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором <дата> на сайте: https://ecostr.ru/, а также опубликованы <дата>
в средствах массовой информации – в газете «Волжская коммуна». В силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (ст. 426 ГК РФ), а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с <дата>, то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг потребителю.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 № 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 №95 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме – 598,16 руб./м3. Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № 1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе г.о. Сызрань, на 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год.
Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, жилой дом площадью 793 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> «В» принадлежит на праве собственности Горбачевой М.Н.
С <дата> региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
В адрес ответчика были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг. Однако, до настоящего времени обязательство по оплате оказанных Региональным оператором услуг ответчиком исполнено не было. За период с <дата> по <дата> размер задолженности составил 111 509,79 руб.
В адрес ООО «ЭкоСтройРесурс» поступила информация о том, что Горбачева М.Н. умерла. Согласно сайта Федеральной нотариальной палаты после смерти Горбачевой М.Н. заведено наследственное дело.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, и положения ст. 1175 ГК РФ, истец просил суд взыскать с наследников, принявших наследство после умершей Горбачевой М.Н. сумму задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <дата> по <дата> в размере 111 509 руб., расходы по уплате государственной пошлины – 3 430 руб.
Определением Сызранского городского суда Самарской области от <дата>
к участию в деле в качестве ответчика привлечен Горбачев И.В.
Горбачев И.В. в лице представителя по доверенности Разводова С.Н. обратился в суд
с встречным исковым заявлением к ООО «ЭкоСтройРесурс» о списании задолженности.
В обоснование заявленных требований указал, что у него отсутствует обязанность по уплате задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку наследство после смерти Горбачевой М.Н. он фактически не принял, свидетельство о праве на наследство не получал, договор с ООО «ЭкоСтройРесурс» на предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключал, документы, подтверждающие заключение между ООО «ЭкоСтройРесурс» и Горбачевым И.В. данного договора ему не предоставлялись, он с ними ознакомлен не был, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами ему фактически не предоставлялась. Также указал, что в жилом доме, расположенном по адресу: Самарская область, г. Сызрань <адрес> «В» никто не проживает, дом является незавершенным строительство объектом, в связи с чем начисление платежей по обращению
с твердыми коммунальными отходами производиться не должно.
Представитель ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования, предъявленные к Горбачеву И.В. поддерживает, возражений относительно встречного искового заявления Горбачева И.В. о списании задолженности, не представил.
В судебном заседании представитель Горбачева И.В. по доверенности Разводов С.Н. исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» к Горбачеву И.В. о взыскании задолженности за предоставление услуги о обращению с твердыми коммунальными отходами не признал, встречный иск поддержал в полном объеме, пояснив, что обязанность Горбачева И.В. по оплате задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами у него отсутствует, поскольку наследство после смерти Горбачевой М.Н. не принял, договоров с ООО «ЭкоСтройРесурс» на предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключал, документы, подтверждающие заключение между ООО «ЭкоСтройРесурс» и Горбачевым И.В. данного договора ему не предоставлялись, он с ними ознакомлен не был, не извещался о их заключении, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами ему фактически не предоставлялась. Кроме того, что объект недвижимости по которому производится начисление платежей по ТКО является незавершенным строительством, в данном объекте недвижимости никто не проживает, следовательно, услугой по обращению с ТКО Горбачев И.В. не пользовался. При этом не оспаривал, что Горбачев И.В. обращался к нотариусу
с заявлением о вступлении в права наследования после умершей <дата> матери Горбачевой М.Н. Однако, полагает, что поскольку ему не было выдано свидетельство о праве на наследство, то он фактически наследство не принял и собственником жилого дома, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань <адрес> «В» не является. Также указал, что на территории городского округа Сызрань имеется ряд организаций по утилизации ТКО, с которыми при желании и наличии данных отходов он самостоятельно мог заключить договор, либо осуществлять утилизацию ТКО самостоятельно.
Выслушав пояснения представителя Горбачева И.В. - Разводова С.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, жилой дом площадью 793 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> «В» принадлежит на праве собственности Горбачевой М.Н., что подтверждается выпиской ЕГРН от <дата>.
Из материалов дела также следует, что <дата> Горбачева М.Н. умерла.
Согласно сообщению нотариуса г. Сызрань от <дата> наследником по закону, обратившимся с заявлением о принятии наследства после смерти <дата>. Горбачевой М.Н. является ее сын Горбачев И.В., принявший наследство.
Наследственное имущество состоит из жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> В.
Свидетельства о праве на наследство не получены.
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу ст. 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации ( п.4 ст. 1152 ГК РФ).
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство ( п. 1 ст. 1153 ГК РФ).
Таким образом, если наследодателю (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику с момента открытия наследства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 9 от 29.05.2012 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Таким образом, Горбачев И.В. обратившись к нотариусу с заявлением о вступлении
в права наследования фактически совершил действия, свидетельствующие о принятии им наследства, следовательно, независимо от времени и способа его принятия считается собственником объекта недвижимости, площадью 793 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> «В» со дня открытия наследства, т.е. со дня смерти наследодателя.
Доводы Горбачева И.В. о том, что право собственности на указанный выше жилой дом у него возникнет после получения свидетельства о праве на наследство, несостоятельны, основаны на неверном толковании норм закона. Более того, нормами действующего законодательства не установлены сроки получения наследником свидетельства о праве на наследственное имущество.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане
и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение
и коммунальные услуги.
Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению ТКО, регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений
в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 4 ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 2 Правил № 269 установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В силу ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно положениям ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999
№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Правовые отношения в области обращения с отходами регулируются Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», а также другими законами и иными нормативным правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
На основании ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 к твердым коммунальным отходам относят отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Статьей 24.7 п.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Положениями ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 1 января 2019 года.
Как следует из материалов дела 01.11.2018 между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО «ЭкоСтройРесурс», наделенного по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории Самарской области, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области.
Согласно п. 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами с установленной даты применения, утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с 01.01.2019.
Таким образом, с 01.01.2019 Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 ЖК РФ собственники ТКО обязаны заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641».
Согласно пунктам 8(4) – 8(17) Правил № 1156, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором 23.12.2018 на сайте: https://ecostr.ru, а также опубликованы 25.12.2018 в средствах массовой информации – в газете «Волжская коммуна» выпуск № 343 (30578) от 25.12.2018.
Таким образом, в силу своей публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителем, а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 01.01.2019, то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.
Данная позиция подтверждается письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.10.2018 № 41963-АЧ/04, в котором указано, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации, в связи с чем заключение договора в письменной форме не требуется.
Таким образом, доводы представителя Горбачева И.В. по доверенности Разводова С.Н. об отсутствии договорных отношений с региональным оператором ООО «ЭкоСтройРесурс» на предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на объект недвижимости по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> «В», суд признает несостоятельными, поскольку в силу приведенных выше норм законодательства договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителем, заключение договора в письменной форме персонально с собственником жилого помещения не предусмотрено, оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с <дата>, то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.
Положениями абз. 2 п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) предусмотрено определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из общей площади жилого помещения, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, рассчитанную из общей площади определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения № 2 Правил № 354.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области №1023 от 29.12.2018 «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв.м, общей площади жилого помещения» принято решение об утверждении и применении нормативов накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе и в г.о. Сызрань на 1 кв.м общей площади жилого помещения.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, расположенном на территории десяти городских округов Самарской области, в том числе
в г.о. Сызрань, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения № 2 к Правилам №354, где расчетной единицей указана площадь жилых помещений, что не предусматривает зависимость размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 № 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 № 95 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме – 598,16 руб./м3.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № 1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе г.о.Сызрань, на 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год.
Согласно выписке ЕГРН от <дата>, общая площадь объекта недвижимости, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> «В» составляет 793 кв.м.
Согласно представленному ООО «ЭкоСтройРесурс» расчету сумма ежемесячного платежа за оказание услуг по обращению с ТКО по объекту недвижимости: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> В (лицевой счет № *** составляет 3 597,09 руб.).
Расчет суммы ежемесячного платежа за услуги по обращению с ТКО произведен следующим образом: 793 кв.м. (общая площадь жилого помещения) х 0,091 м3/год/ (норматив накопления ТКО) 12 мес. (количество месяцев в году) х 598 руб./м3 ( цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах единого тарифа на услугу регионального оператора).
Суд полагает данный расчет верным, арифметически правильным, поскольку указанный расчет выполнен ООО «ЭкоСтройРесурс» в соответствии с нормативами накопления ТКО, тарифами, правилами, и по формуле, утвержденными Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Иной расчет Горбачевым И.В. суду не представлен.
Из материалов дела также следует, что Горбачев И.В. обязанность по оплате оказанных региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не исполнял, в связи с чем образовалась задолженность.
Согласно представленному истцом расчету сумма задолженности по обращению с ТКО по лицевому счету № *** перед ООО «ЭкоСтройРесурс» за период <дата> по <дата> составляет 111 509,79 руб., что подтверждается карточкой расчетов.
В адрес ответчика были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг. Однако, до настоящего времени обязательство по оплате оказанных Региональным оператором услуг ответчиком исполнено не было.
Обращаясь в суд с встречным исковым заявлением Горбачев И.В. просит произвести перерасчет платы за предоставленные услуги по обращению с ТКО, путем списания с него задолженности, в обоснование требований указав, что фактически данная услуга ему не предоставлялась, поскольку в доме он не проживал.
Основания уменьшения размера платы за коммунальные услуги определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
В соответствии с п. 148 (46) Правил № 354 при перерывах в предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу снижается на размер платы за объем не предоставленной коммунальной услуги.
Согласно положениям п.148 (47) Правил № 354 объем (количество) не предоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю в жилом или нежилом помещении рассчитывается исходя из продолжительности не предоставления коммунальной услуги и норматива накопления твердых коммунальных отходов за расчетный период или расчетной величины потребления коммунальной услуги, определенной в соответствии с пунктом 148(30) настоящих Правил в зависимости от способа расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу п.17 приложения №1 к Правилам № 354 за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам.
Между тем, из материалов дела следует, что ООО «ЭкоСтройРесурс», являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области, с 01.01.2019 принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом на территории г.о. Сызрань, включая сбор и вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) с контейнерной площадки, предназначенной для жителей домов по <адрес> в г. Сызрани в соответствии с нормами и правилами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды.
Таким образом, ООО «ЭкоСтройРесурс» осуществляло предоставление услуг по обращению с ТКО, а Горбачев И.В. получал указанные услуги, отказа ответчика от фактического получения услуг в адрес истца не поступало, доказательств ненадлежащего исполнения или неисполнения истцом обязанности по предоставлению коммунальных услуг в спорный период, суду также не представлено.
Доводы Горбачева И.В. об освобождении его от уплаты услуги ТКО в связи
с не проживанием в жилом помещении суд полагает несостоятельными, поскольку
в применяемых формулах расчета коммунальной услуги по обращению с ТКО расчетной единицей является площадь жилых помещений (1 кв. м), что не предусматривает зависимости размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц.
Неиспользование гражданином жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах № 354 для соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения гражданина как собственника названного жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами № 354, ни иными нормативными актами, не предусмотрен.
Сам по себе факт постоянного проживания ответчика по иному адресу не освобождает собственника от обязанности оплаты коммунальных услуг по другому принадлежащему ему жилому помещению.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается одним или несколькими Региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Аналогичная норма содержится в п. 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2020 г. № 641» (далее - Правила № 1156).
В силу ст. 1 Закона № 89-ФЗ утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
В соответствии со ст. 9 Закона № 89-ФЗ утилизация отходов I-IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Региональный оператор является единственным региональным оператором по обращению с ТКО на территории Самарской области и осуществляет деятельность на основании лицензии серии 63№ ОТ-0155 от 05.10.216 по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области.
В силу статьи 10 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья
и благоприятную среду обитания.
В соответствии со статьей 18 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999
№ 96- ФЗ, запрещается сжигать отходы производства и потребления, загрязняющие атмосферный воздух, без специального оборудования, которое очищает выбросы.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с ТКО, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.
Следовательно, потребители обязаны осуществлять сбор ТКО в специально отведенных местах, указанных в перечне мест накопления, для дальнейшего их транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения Региональным оператором.
Таким образом, доказательств того, что ответчик Горбачев И.В. самостоятельно осуществлял утилизацию твердых коммунальных отходов, способом, предусмотренным действующим законодательством, учитывая, что собственники жилых домов не вправе самостоятельно осуществлять транспортировку и захоронение твердых коммунальных отходов, суду представлено не было.
Доводы Горбачева И.В. о том, что дом является объектом незавершенного строительства, не могут быть признаны состоятельными, поскольку согласно выписке из ЕГРН от <дата> указанный объект стоит на кадастровом учете как жилой дом площадью 793 кв.м. (л.д.16). Горбачев И.В. унаследовал указанный жилой дом, о чем свидетельствуют данные нотариуса.
Таким образом, оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства,
и представленные доказательства, установив, что услуга по обращению с ТКО в указанный выше период была оказана надлежащим образом, проверив расчет задолженности, который суд полагает арифметически правильным, а также учитывая, что Горбачев И.В., являясь собственником жилого дома, расположенного по указанному выше адресу, обязанность по оплате оказанных Региональным оператором услуг надлежащим образом не исполняет, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ООО «ЭкоСтройРесурс»
о взыскании с Горбачева И.В. в пользу истца задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <дата> по <дата>
в размере 111 509 руб.
Между тем, встречные исковые требования Горбачева И.В. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о списании задолженности, суд полагает необходимым оставить без удовлетворения, поскольку какие-либо объективные и допустимые доказательства, подтверждающие факт неисполнения, либо ненадлежащего исполнения ООО «ЭкоСтройРесурс» обязанности по предоставлению услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, доказательства оказания ответчику Горбачеву И.В. коммунальной услуги по обращению с ТКО силами иных специализированных организаций, либо иные доказательства, свидетельствующие о наличии оснований освобождения Горбачева И.В. об обязанности по оплате за ТКО, истцом по встречному иску суду не представлены.
Также в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, 333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 430 руб.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление ООО «ЭкоСтройРесурс» к Горбачеву ИВ
о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворить.
Взыскать с Горбачева ИВ сумму задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <дата> по <дата> в размере 111 509 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 430 руб.
В удовлетворении встречных исковых требований Горбачева ИВ
к ООО «ЭкоСтройРесурс» о списании задолженности отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.В. Демихова
В окончательной форме решение принято <дата>.