У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Николаева
Н.Д.
Дело № 33а-4042/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
17 ноября
2020 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Полуэктовой С.К.,
судей Лифановой
З.А., Васильевой Е.В.,
при секретаре
Расторгуевой Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда города
Ульяновска от 11 августа 2020 года по делу №2а-2826/2020, по которому
постановлено:
административный иск
прокурора Заволжского района г. Ульяновска действующего в интересах
неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска о возложении
обязанности произвести строительство тротуара и сетей наружного освещения,
организовать наружное освещение удовлетворить.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего
решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Заволжского
района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился
в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о возложении
обязанности произвести строительство тротуара и сетей наружного освещения,
организовать наружное освещение.
Требования
мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Заволжского района
г.Ульяновска проверки установлено, что администрацией г.Ульяновска надлежащим
образом не выполняются обязанности по содержанию муниципальных автомобильных
дорог: на участке дороги по ул.Краснопролетарская до ул. Мостостроителей
отсутствует тротуар. Также от дома №36 по ул. Краснопролетарская до
ул.Мостостроителей отсутствует стационарное электрическое освещение.
Уточнив в ходе
судебного разбирательства исковые требования, прокурор просил обязать
администрацию города Ульяновска произвести строительство тротуара по четной
стороне ул. Краснопролетарской от дома № 25А до дома № 34 по ул.Краснопролетарской,
от дома № 36 по ул.Краснопролетарской до объекта незавершенного строительства
по ул.Краснопролетарской (координаты 54.345076, 48.500356) в Заволжском районе
г. Ульяновска. Обязать администрацию г.Ульяновска произвести строительство новых
сетей наружного освещения от дома № 36 по ул.Краснопролетарской до дома № 65 по
ул. Мостостроителей в Заволжском районе г. Ульяновска. Обязать администрацию
г.Ульяновска организовать наружное освещение вдоль дороги от дома №36 по ул.Краснопролетарской
до дома №65 по ул. Мостостроителей в Заволжском районе г. Ульяновска в
соответствии с требованиями национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007
«Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие
требования».
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление дорожного хозяйства
и транспорта администрации города Ульяновска, УМВД России по Ульяновской
области, МУП «Ульяновская городская электросеть».
Определением суда
от 11.08.2020 производство по делу в части административных исковых требований
к администрации г. Ульяновска о возложении обязанности произвести строительство
тротуара по нечетной стороне ул. Краснопролетарской от дома №25 до ул.
Мостостроителей, по четной стороне ул. Краснопролетарской в районе домов № 34,
36, 36А прекращено в связи с отказом прокурора от иска в указанной части.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация
города Ульяновска просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе
в удовлетворении административных исковых требований.
В
обоснование доводов жалобы указывает, что строительство тротуара на участке
дороги ул.Краснопролетарская в районе д.25, 34, 36, 36А от домов 25 (нечетная
сторона) и 36 (четная сторона) до ул. Мостостроителей в Заволжском районе г.
Ульяновска не представляется возможным, так как ограждения придомовых
территорий вплотную прилегают к проезжей части автомобильной дороги, что
подтверждается актом совместного осмотра проведенного с участием представителя
прокуратуры Заволжского района г. Ульяновска, Управления дорожного хозяйства и
транспорта администрации г. Ульяновска, представителя МБУ «Домремстрой».
В
настоящее время сети наружного освещения на участке от д.36 по
ул.Краснопролетарской до ул. Мостостроителей в Заволжском районе г.Ульяновска
отсутствуют. В связи с дефицитом бюджета муниципального образования «город
Ульяновск» на 2020 год расходы на строительство сетей наружного освещения на
указанном участке не предусмотрены. Предполагаемая стоимость для строительства
вышеуказанных сетей уличного освещения составляет – 2040 тыс. руб. Выполнение
указанных мероприятий возможно при условии дополнительного финансирования
данной статьи затрат на 2021-2022 годы.
В
возражениях на апелляционную жалобу прокурор Заволжского района г.Ульяновска
просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
В заседание суда все лица, участвующие в
деле, за исключением прокурора, не явились, извещены надлежащим образом о
времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, согласно ст.150, ст.306 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в
суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений,
действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными
или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов
иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не
соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные
интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их
прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
В
силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать
обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или
возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по
административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 11 ст. 226
КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1
и 2 части 9
настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а
обстоятельств, указанных в пунктах 3
и 4 части 9
и в части 10
настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные
государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые
решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 г. №
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» к вопросам местного значения
муниципального района относятся дорожная
деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ
населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление
муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения
вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация
дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а
также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог
и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Согласно
п. 5 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003
г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся:
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в
границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного
движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок
(парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью
автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения,
организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области
использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.6.1.1
ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах
предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами
на расстоянии от них не менее 100 м.
В силу п. 4.5.1.1.,
п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы
обустройства. Общие требования» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на
дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III
категории по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих
через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.
Тротуары располагаются с обеих сторон
дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны.
Требования
Государственного стандарта ГОСТ Р являются обязательными и направлены на
обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья
граждан.
Как следует из
материалов дела и установлено судом, в ходе проверки 15.06.2020, проведенной
старшим государственным инспектором дорожного надзора отдела ЦДиТНПБДД ГИБДД
УМВД России по Ульяновской области Вишняковым А.Е. и заместителем прокурора
Заволжского района г. Ульяновска, были выявлены нарушения обязательных
требований ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы
обустройства. Общие требования», а именно: на участке дороги по ул.Краснопролетарская
в районе домов 25, 34, 36, 36 А, от домов 25А (нечетная сторона) и 36 (четная
сторона) до ул. Мостостроителей отсутствует тротуар. От дома 36 по ул.
Краснопролетарская до ул. Мостостроителей отсутствует (не обустроено)
стационарное электрическое освещение.
Поскольку
вышеуказанный участок дороги не соответствовал требованиям ГОСТ Р 52766-2007,
то суд пришел к правильному выводу об удовлетворении административного иска
прокурора и возложил на администрацию г. Ульяновска обязанность произвести
строительство тротуара и сетей наружного освещения, организовать наружное
освещение.
С выводами
районного суда судебная коллегия соглашается.
Так, в силу
п. 5 ч. 1 ст.
14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в
границах населенных пунктов поселения (муниципального образования), а также
осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и
осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения.
В
соответствии с п. 8 ст. 6
Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к собственности городского округа
относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах
населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального,
регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
К
полномочиям органов местного самоуправления в области использования
автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт,
содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера
ассигнований местного бюджета на указанные цели (п.11 ст.13 Федерального закона
№ 257-ФЗ).
Довод
апелляционной жалобы о недостаточном финансировании дорожной деятельности и об
отсутствии денежных средств в бюджете для выполнения данных обязанностей, не
являются основанием к отмене правильного решения суда, поскольку отсутствие у
административного ответчика финансовых средств на осуществление мероприятий по
содержанию дорог в соответствии с действующим законодательством не может
являться основанием для освобождения его от исполнения возложенных на него
законом обязанностей.
Доводы жалобы о невозможности обустройства
тротуаров на участке дороги ул.Краснопролетарская в районе д.25, 34, 36, 36А от
домов 25 (нечетная сторона) и 36 (четная сторона) до ул. Мостостроителей в
Заволжском районе г. Ульяновска являются
несостоятельными, поскольку производство по делу в указанной части прекращено
производством определением суда от 11.08.2020 в связи с отказом прокурора от
указанной части иска.
Что касается строительства тротуара по четной
стороне ул.Краснопролетарской от дома № 25А до дома № 34 по ул.Краснопролетарской,
от дома № 36 по ул. Краснопролетарской до объекта незавершенного строительства
по ул.Краснопролетарской в Заволжском районе г. Ульяновска, то согласно п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007. тротуары или
пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через
населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех
участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности
движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при
интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Спорный
участок дороги проходит по территории населенного пункта и отсутствие на нем
тротуара создает реальную угрозу безопасности участников дорожного движения.
Фактически изложенные в апелляционной жалобе
доводы сводятся к указанию на затруднительность исполнения судебного решения в
связи с недостаточным финансированием, что, однако, основанием для отмены
правильного по сути решения суда служить не может.
Нарушений норм материального либо
процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
Решение суда является правильным и отмене не
подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь
ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А
:
решение Заволжского
районного суда города Ульяновска от 11 августа 2020 года – оставить без
изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий:
Судьи: