Дело № 2-900/2014
Решение в окончательной форме изготовлено 04 сентября 2014 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 сентября 2014 года Алейский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего Г.Н.Осколковой, при секретаре Л.О. Остапенко, с участием помощника Алейского межрайонного прокурора О.Н.Станевич, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Распопова ФИО8 к Министерству финансов Российской Федерации, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Алейский» о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей,
УСТАНОВИЛ:
Распопов А.Ю. обратился в суд с иском к ответчикам, указывая на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он содержался под стражей в ИВС города Алейска. Полагает, что в отношении него были нарушены нормы Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», приказов МВД РФ о материально-бытовом обеспечении. В указанный период времени в камерах ИВС г.Алейска освещение не соответствовало установленным требованиям, нарушались нормы средней санитарной площади из расчетов не менее 4 кв.м. на человека, окна были заварены металлическими листами с наружи, а внутренняя сторона камер заложена трубами диаметром 9 см. Вследствие изложенного ему довелось пережить нравственные и душевные страдания. Просит взыскать с Министерства финансов РФ в его пользу в счет компенсации морального вреда 150 000 рублей.
Истец Распопов А.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом, находится в местах лишения свободы ФКУ СИЗО № 1 России. В определении о принятии искового заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству от 08 июля 2014 года суд разъяснил истцу право на ведение дела в суде через представителей на основании статьи 48 ГПК Российской Федерации, поскольку действующее гражданско-процессуальное законодательство не предусматривает этапирование лиц, содержащихся под стражей и находящихся в местах лишения свободы для участия в судебном заседании (закон также не предусматривает этапирование лиц, заявленных в качестве представителей, содержащихся под стражей).
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика МО МВД России «Алейский» Селищева Е.В. исковые требования Распопова А.Ю. не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дополнив свои объяснения тем, что изолятор временного содержания был построен в 1992 году, представляет кирпичное одноэтажное здание, пристроенное к главному административному зданию, общей площадью 147,5 кв.м. ИВС оснащен всеми необходимыми инженерными коммуникациями: имеется централизованное водоснабжение, отопление, канализация. Искусственное освещение во всех камерах, принудительная и естественная вентиляция. Во всех камерах ИВС встроенные санитарные узлы, раковины, также имеется санитарный пропускник: душевая сетка и дез.камера, облучатель бактерицидный (стационарный и переносной).
В наличии имеются постельные принадлежности: матрацы; одеяла; подушки; комплекты постельных принадлежностей, которые выдаются содержащимся в ИВС.
По договору с территориальными органами, осуществляющими Госсанэпиднадзор, проводятся профилактические мероприятия по разовым заявкам.
Лица, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются горячим питанием, на основании заключаемых договоров. Питание готовится в соответствии с нормами, предусмотренными действующим законодательством. Имеется комната для подогрева и раздачи пищи, оборудована водопроводом, электроплитой, 2-мя раковинами, стеллажами. Имеется обеспеченность холодной водой, посудой. Наличие термосов для доставки пищи, маркировка: 3шт. под 1- е и 2-е 3-е блюдо. Наличие отдельной посуды для инфекционно больных, маркировка, условия хранения: 6 шт. «Т»,6 шт. «В», хранятся раздельно.
Экстренная медицинская помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений оказывается бригадами скорой неотложной медицинской помощи муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.
Кроме того, статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что камеры по возможности обеспечиваются вентиляционным оборудованием, а также по просьбе подозреваемых и обвиняемых, в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, выдаются индивидуальные средства гигиены.
Таким образом, в судебном заседании должны быть установлены обстоятельства причинения вреда, которые в порядке ст. 56 ГПК РФ должны быть доказаны надлежащим образом.
Так, должна быть установлена противоправность действий (бездействия) сотрудников МО МВД России «Алейский» и определена причинная связь между их якобы незаконными действиями (бездействием) во время содержания Распопова А.Ю. в ИВС и наступившими у него нравственными и страданиями.
Согласно закону о причинно-следственных связях действие должно порождать последствие и предшествовать ему во времени. При этом причинно- следственная связь должна быть прямой, а не косвенной.
Следовательно, истец должен представить доказательства, подтверждающие, что нравственные страдания явились следствием ненадлежащих условий содержания в ИВС.
Также обращают внимание суда на то, что истец содержался в ИВС в связи с тем, что подозревался в совершении преступления, и если он и испытывал нравственные страдания, то нелогично было бы думать, что они были вызваны ни фактом привлечения его к уголовной ответственности и лишением свободы, а тем, что со слов истца, в камере были ненадлежащие условия содержания. Кроме того, истцом не представлены доказательства устанавливающие вину должностных лиц в предусмотренном законодательством порядке.
Представители третьих лиц ГУ МВД России по Алтайскому краю, Управления Федерального казначейства Министерства финансов по Алтайскому краю, Отделения Федерального казначейства по г.Алейску и Алейскому району в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В возражениях на исковое заявление № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Алтайскому краю просят провести судебное заседание в их отсутствие, считают требования Распопова А.Ю. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
При установлении ответственности по статье 1069 ГК РФ применяются общие основания ответственности за причинение вреда: наличие причиненного вреда, противоправность причинителя вреда, причинная связь между противоправными действиями и причиненным вредом, вины причинителя вреда.
При этом необходимо учитывать, что при отсутствии одного из указанных элементов, ответственность не наступает.
Из искового заявления и представленных документов не усматривают каких-либо действий по стороны сотрудников ГУ МВД России по Алтайскому краю, в том числе неправомерных, в отношении истца.
Считают необходимым истцу доказать наличие морального вреда (физических и нравственных страданий), причинной связи между наступившим вредом и действиями сотрудников ИВС.
Аналогичный отзыв на исковое заявление поступил от Управления Федерального казначейства Министерства финансов по Алтайскому краю.
Учитывая мнение прокурора, представителя МО МВД России «Алейский» Селищевой Е.В., суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса по имеющимся материалам.
Выслушав представителя ответчика МО МВД России «Алейский» Селищеву Е.В., заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Распопов А.Ю. обратился в суд с иском о возмещении морального вреда, указывая на то, что в период нахождения его в ИВС города Алейска он содержался в условиях, не отвечающих санитарным требованиям. В указанный период времени в камерах ИВС г.Алейска освещение не соответствовало установленным требованиям, нарушались нормы средней санитарной площади из расчетов не менее 4 кв.м. на человека, окна были заварены металлическими листами с наружи, а внутренняя сторона камер заложена трубами диаметром 9 см. Условия его содержания в ИВС причинили ему нравственные и физические страдания, нарушили его права, предусмотренные Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Приказами МВД РФ.
В соответствии со статьей 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.
Согласно статье 151 ГК Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Под нематериальными благами закон (статья 150 ГК РФ) понимает жизнь, здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейная тайну, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Распопова А.Ю. подлежат частичному удовлетворению, поскольку условия содержания в ИВС ОВД по городу Алейску, Алейскому району Алтайского края не соответствовали санитарным нормам, что нарушило личные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие истцу в силу Федерального закона от 15 июля 1995 года номер 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Согласно статье 17 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые имеют право…получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года номер 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», регулирующей материально-бытовое обеспечение, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Указанное положение также отражено в Приказе МВД России от 22 ноября 2005 года № 950. В соответствии с пунктами 42, 43 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством РФ. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование.
В судебном заседании установлено, что истец Распопов А.Ю. находился в ИВС МО МВД России «Алейский» с 20 октября 2009 года по 29 октября 2009 года.
Находясь в ИВС, Эков Д.А. содержался в условиях, не отвечающих установленным требованиям.
Так, нарушалась норма санитарной площади в камере на одного человека, освещение в камерах не соответствовало предъявляемым требованиям.
Данные обстоятельства подтверждаются письмом заместителя Алейского межрайонного прокурора от 24 июня 2014 года №175ж-10, и, хотя, проверка условий содержания под стражей лиц в ИВС МО МВД «Алейский» проводилась несколько позже, чем Распопов А.Ю. там пребывал, вместе с тем, следует признать, что Распопов А.Ю. в указанный им период времени находился в ненадлежащих условиях пребывании в ИВС, улучшены они были позже его нахождения там.
В соответствии с пунктом 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Ответчиками не опровергнуты доводы истца о том, что нарушались нормы санитарной площади в камере на одного человека и освещение в камерах не соответствовало предъявляемым требованиям.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что должностными лицами ИВС ОВД по городу Алейску, Алейскому району Алтайского края нарушены требования Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Суд также обращает внимание на то, что Европейский Суд по правам человека в своем постановлении от 16 июня 2005 года по делу «Лабзов против Российской Федерации» неоднократно подчеркивал, что страдания и унижения, имеющие место в любом случае, не должны выходить за пределы неизбежного элемента страдания или унижения, связанного с применением формы правомерного обращения или наказания. Согласно этому положению государство должно обеспечить, чтобы лицо содержалось под стражей в условиях, которые совместимы с уважением его достоинства, чтобы способы и методы исполнения подобных мер не подвергали лицо душевным страданиям или трудностям, интенсивность которых превышает неизбежный уровень страдания, присущий содержанию под стражей, и чтобы, учитывая практические потребности заключения под стражу, соответствующим образом обеспечивалась безопасность его здоровья и благосостояния.
Исходя из изложенного, суд считает, что условия содержания под стражей причинили Распопову А.Ю. страдания и лишения, которые не могут быть компенсированы самим фактом установления нарушения.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания финансируются за счет средств федерального бюджета по смете МВД РФ.
В связи с чем, исходя из положений статьи 1071 ГК РФ представителем казны Российской Федерации является Министерство Финансов РФ. Данное положение также отражено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применение части первой Гражданского кодекса РФ» от 01 июля 1996 года номер 6/8, где указано, что при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу, ответственность за который установлена статьей 1069 ГК РФ, надлежащим ответчиком по данному делу должна признаваться Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
Ссылку в возражении на исковое заявление представителя ответчика МО МВД России «Алейский» на то, что не доказана вина сотрудников ИВС суд считает не состоятельной, поскольку Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривает, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также сотрудников мест содержания под стражей.
В статьях 22, 23, 25 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено право подозреваемого и обвиняемого на бесплатное материально-техническое обеспечение, питание и получение передач. Реализуя право лиц, содержащихся под стражей во временных изоляторах, администрация изолятора одновременно исполняет императивную норму о бесплатном материально-техническом обеспечении указанных лиц.
Вместе с тем установлено, что указанные императивные нормы администрацией ИВС ОВД по городу Алейску, Алейскому району Алтайского края были нарушены.
Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом.
Учитывая отсутствие правовых норм, определяющих материальные критерии, эквивалентные нравственным и физическим страданиям, руководствуясь принципом соразмерности и справедливости, на основании статей 151, 1099, 1100, 1101 ГК РФ, суд принимает решение об удовлетворении заявленных исковых требований в части, взыскав с Министерства финансов РФ в пользу Распопова А.Ю. в счет компенсации морального вреда 3 000 рублей.
Суд не принимает во внимание, что с момента возникновения оснований для предъявления иска прошло более 4 лет, поскольку данное обстоятельство само по себе не исключает существенности физических и нравственных страданий, которые суд учитывал при определении размера компенсации морального вреда. Законодатель не определяет в качестве критерия определения степени физических и нравственных страданий период прошедший со времени претерпевания страданий, предусмотрев при этом, что к требованиям о возмещении морального вреда срок исковой давности не применяется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Распопова ФИО9 удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Распопова ФИО10 в счет возмещения морального вреда 3 000 рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края в течение месяца.
Председательствующий Г.Н.Осколкова
Не вступило в законную силу