Решение в окончательной форме изготовлено 17.02.2014
Дело № 2-356/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2014 года г. Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Камерзана А.Н.
при секретаре Сизовой Б.С.,
с участием представителя истца Потаповой К.В.,
представителя ответчика Гореловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Мурманска, действующей в интересах Савоник В.Д., к закрытому акционерному обществу «Севжилсервис» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Мурманска, действующая в интересах Савоник В.Д., обратилась в суд с иском к закрытому акционерному обществу «Севжилсервис» о защите прав потребителей. В обоснование заявленных требований указано, что в администрацию города Мурманска с жалобой на бездействие управляющей компании ЗАО «Севжилсервис» обратился Савоник В.Д. По данному факту комитетом по жилищной политике администрации г. Мурманска проведена внеплановая проверка в отношении ЗАО «Севжилсервис», по результатам которой ответчику выдано предписание № *** от 05 сентября 2013 года о необходимости проведения работ по устранению причин залития с кровли и приведения в надлежащее техническое состояние кровельного покрытия в районе квартир № ***,***,*** дома № *** по улице *** в городе Мурманске. В ходе повторной проверки 26 ноября 2013 года установлено, что предписание № *** от 05 сентября 2013 года не исполнено. Поскольку работы по устранению выявленных нарушений до настоящего времени не выполнены, в порядке статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 44 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» администрация обратилась с данным иском в суд. Просит обязать ЗАО «Севжилсервис» в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по текущему ремонту кровли дома № *** по улице *** в городе Мурманске, а именно: восстановить примыкания кровельного покрытия к вентиляционным шахтам в районе квартир № ***, ***, восстановить кровельное покрытие в районе квартир № ***,***, восстановить примыкания кровельного покрытия в местах примыкания кровли к трубам вытяжной канализации, к радио-телеантенам в районе квартир № ***,***.
Истец в судебное заседание не явился о времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца администрации города Мурманска Потапова К.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ЗАО «Севжилсервис» в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, полагала, что отсутствуют основания для выполнения работ, указанных истцом. Полагала, что перечень работ указан не конкретно, что затрудняет исполнение решения суда. В случае удовлетворения заявленных требований просила увеличить срок исполнения решения суда.
Представитель третьего лица – комитета по жилищной политике администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с действующим законодательством истец свободен в выборе способа защиты своих прав.
Статьей 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), входит в структуру органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 (в редакции от 25 июня 2012 года) «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе: рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Учитывая, что администрация города Мурманска обратилась в суд с иском в интересах потребителя Савоник В.Д., суд приходит к выводу, что заявление подано администрацией города Мурманска в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Статья 39 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в частности, принятие решений о ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», он регулирует отношения, возникающие, в частности, между потребителями и исполнителями при … оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, … а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу статьи 4 Закона, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в частности, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила), состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Согласно пункту 2 Правил в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи … и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); крыши.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10 Правил).
В соответствии с п.п. «а» пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42).
Соответственно, кровли относятся к общему имуществу многоквартирного дома и их содержание находится в зоне ответственности управляющей компании, обслуживающей жилой дом.
В силу пункта 17 Правил, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Судом установлено, что согласно договору управления многоквартирным домом от 01 июня 2008 года ЗАО «Севжилсервис» с указанной даты по настоящее время осуществляет оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме № *** по улице *** в городе Мурманске.
Учитывая, что между собственниками жилых помещений многоквартирного дома и управляющей компанией заключен договор управления многоквартирным домом, предметом которого является оказание за плату собственникам жилых помещений услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, суд приходит к выводу, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяется действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Из материалов дела усматривается, что Савоник В.Д., являющийся собственником жилого помещения - квартиры № *** в доме № *** по улице *** в городе Мурманске, обратился в администрацию города Мурманска с просьбой обратиться в суд с иском в защиту прав потребителя, с целью понуждения ЗАО «Севжилсервис» произвести работы по устранению причин залития с кровли и приведения в надлежащее техническое состояние кровельного покрытия в районе подъезда № 1.
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной комитетом по жилищной политике администрации г. Мурманска в рамках муниципального жилищного контроля по обращению одного из жильцов дома № *** по улице *** в городе Мурманске, установлено на кровле: отслоение ковра в местах примыканий к вентиляционным шахтам в районе квартир № ***,***, расслоение полотнищ ковра между собой в районе квартир № ***,***, наличие воздушных мешков, многочисленных трещин на поверхности ковра, наличие на поверхности рулонного ковра мха, наличие многочисленных трещин в местах примыкания кровли к трубам вытяжной канализации, к радио-телеантеннам в районе квартир № ***,***.
В соответствии с предписанием от 05 сентября 2013 года № ***, выданным комитетом по жилищной политике администрации г. Мурманска, ЗАО «Севжилсервис» обязано в срок до 22 ноября 2013 года провести мероприятия по устранению причин залития с кровли квартиры № ***, восстановить примыкание кровельного покрытия к вентиляционным шахтам в районе квартир № ***,***, восстановить кровельное покрытие в районе квартир № ***,***, восстановить примыкания кровельного покрытия в местах примыкания кровли к трубам вытяжной канализации, к радио-телеантеннам в районе квартир № ***,***, о выполнении предписания сообщить в отдел муниципального жилищного контроля комитета.
Указанное предписание ответчиком не обжаловалось, недействительным не признавалось.
Из договора управления многоквартирным домом от 01 июня 2008 года следует, что он заключен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1.1).
Пункт 2.1 договора предусматривает, что управляющая организация по заданию собственника в течение согласованного срока за плату обязуется осуществлять управление многоквартирным домом, включающее в себя: услуги по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 2.4 договора цель договора - обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с приложением № 2 к договору управления, к перечню работ, относящихся к текущему ремонту общего имущества относятся работы по устранению неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.
Предельный срок выполнения ремонта по устранению протечек в отдельных местах крыши (кровли) – не более 14 суток после получения заявки диспетчером.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно п. 4.6.1.1. Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
Приложением № 2 к Правилам установлено, что предельный срок выполнения ремонта по устранению протечек в отдельных местах кровли – 1 сутки.
Предусмотренное статьями 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда регулирование предполагает, что общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности в доме, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц. Для достижения этих целей указанные нормативно-правовые акты определяют перечень необходимых и обязательных работ при осуществлении содержания общего имущества многоквартирного дома.
С учетом изложенного, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта, и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли они в договоре и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
Поскольку кровля многоквартирного дома относится к общему имуществу собственников, ее содержание и текущий ремонт находится в зоне ответственности управляющей компании, обслуживающей многоквартирный дом.
Из материалов дела видно, что требование предписания № *** от 05 сентября 2013 года ЗАО «Севжилсервис» не выполнило.
Доказательств, подтверждающих полное либо частичное устранение нарушений в содержании кровли на день рассмотрения настоящего дела, суду не представлены.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования администрации г. Мурманска подлежат удовлетворению в полном объеме.
К доводам стороны ответчика о том, что истцом не указан конкретный перечень работ, что затрудняет устранение недостатков, суд относится критически, поскольку указанные виды работ определены специалистом органа муниципального жилищного контроля, фактически не оспорены и направлены на устранение выявленных нарушений.
В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая характер и объем работ, производство которых необходимо выполнить ответчику, необходимость привлечения подрядных организаций, в целях реального исполнения судебного акта, суд устанавливает срок исполнения решения суда - в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу, полагая указанный срок разумным и достаточным.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу бюджета муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ № *** ░░ ░░░░░ *** ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ № ***,***;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ № ***, ***;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ № ***, № ***.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ *** ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░