Решение по делу № 2-2206/2014 ~ М-1567/2014 от 15.05.2014

Дело № 2-2206/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2014 года

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Казакова М.В.,

при секретаре Мальковой Ю.И.,

с участием представителя истцов Багаутдинова В.И. (по доверенности, л.д. 8), Бондарь С.А. (по ордеру), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Багаутдиновой Л.В. к Департаменту земельных отношений о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности,

установил:

Багаутдинова Л.В. обратилась в суд с иском к департаменту земельных отношений о признании незаконным решения от Дата об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка и направлении договора аренды. В обоснование заявленных требований указано, истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка по адресу: Адрес для размещения информационного пункта в области страхования и связи. Дата ответчик уведомил истца о возможности предоставления указанного земельного участка в аренду сроком на 11 месяцев, при этом уведомил о необходимости утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и постановке на кадастровый учет. Дата схема расположения земельного участка была утверждена ответчиком. Дата сведения об участке были внесены в государственный кадастровый учет. После этого истец обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора аренды, приложив к заявлению кадастровый паспорт земельного участка. Дата ответчик принял решение об отказе в предоставлении земельного участка, поскольку по заключению управления внешнего благоустройства испрашиваемый земельный участок расположен на территории улично-дорожной сети (тротуаре). Данное решение, по мнению истца, является незаконным, т.к. еще до выполнения заявителем кадастровых работ департамент принял решение о возможности предоставления земельного участка на праве аренды. Кроме того, испрашиваемый земельный участок не относится к территориям общего пользования (тротуарам), в связи с чем довод ответчика о невозможности размещения на данном участке пункта оказания услуг в области связи является несостоятельным. Земельный участок входит в территориальную зону: «виды разрешенного использования, установленные для территориальной зоны обслуживания и деловой активности местного значения, Ц-2», в связи с чем участок не может быть отнесен к территориям общего пользования. Кроме того, ответчик утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, чего не было бы, если бы участок относился к территориям общего пользования. Информационный пункт в области страхования и связи (киоск) может быть перемещен в любое время без ущерба его назначению, является временным объектом, поэтому предоставление участка возможно на срок 4 года 11 месяцев, при этом доказательств невозможности предоставить участок на этот срок ответчик суду не представил.

В судебном заседании истец не присутствовала, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители истца настаивали на удовлетворении требований по указанным в исковом заявлении основаниям.

Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, с иском не согласны по доводам письменных возражений (42-43, 45-46, 71-72).

Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

По смыслу требований данной статьи, органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков (пункт 1 ст. 34).

Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений и уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган…(пункт 1 ст. 34).

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган местного самоуправления с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, вида испрашиваемого права (пункты 2 и 3 ст. 34).

Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка (пункт 4 ст. 34).

Орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения (пункты 5 и 6 ст. 34).

Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 года № 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, который определяет процедуру предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, устанавливает процедуры и критерии предоставления, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении (отказе в предоставлении) названных земельных участков.

Критерии предоставления земельных участков установлены п. 1.6. названного Порядка и предусматривают, помимо прочего, такой критерий, как наличие установленных в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничений или запретов, не позволяющих использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей (п.п. 1.6.11.).

Согласно п. 1.11. названного Порядка, земельные участки для размещения временных объектов и автостоянок предоставляются в аренду на срок, указанный в заявлении о предоставлении земельного участка, но не более чем на 4 года 11 месяцев. В иных случаях земельные участки предоставляются в аренду на срок, указанный в заявлении о предоставлении земельного участка, но не более чем на 11 месяцев.

По смыслу п. 2.1. данного Порядка (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Департамент и на момент принятия оспариваемого решения), предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, заинтересованным гражданам осуществляется на основании заявления с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения с привязкой к улично-дорожной сети, а также вида и срока испрашиваемого права на землю.

Согласно п. 2.5. данного Порядка (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Департамент), уполномоченный орган в сфере земельных отношений не позднее десяти дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку на соответствие критериям невозможности предоставления земельного участка, установленным пунктами 1.6.1, 1.6.2, 1.6.5, 1.6.10 настоящего Порядка. При наличии указанных критериев уполномоченный орган в сфере земельных отношений принимает решение о невозможности предоставления земельного участка и уведомляет заявителя о принятом решении простым письмом. При отсутствии указанных критериев уполномоченный орган в сфере земельных отношений направляет запросы в функциональные и территориальные органы администрации города Перми, перечень которых устанавливается администрацией города Перми, о подготовке заключения о возможности (невозможности) предоставления земельного участка в соответствии с критериями, установленными подпунктами 1.6.3, 1.6.4, 1.6.6, 1.6.7, 1.6.8, 1.6.9, 1.6.11, 1.6.12. Указанные в настоящем пункте органы в течение десяти дней с момента отправления запроса в порядке, по форме и содержанию, установленным администрацией города Перми, готовят и направляют в уполномоченный орган в сфере земельных отношений соответствующее заключение.

Согласно п. 2.6. данного Порядка (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Департамент), уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок с момента поступления всех заключений принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка и уведомляет заявителя о принятом решении простым письмом.

По смыслу пунктов 2.10. – 2.12. названного Порядка, уполномоченный орган в сфере земельных отношений в сроки, установленные действующим законодательством, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка (пункт 2.10.). Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения (пункт 2.11.). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 2.11 настоящего Порядка (пункт 2.12.).

Таким образом, порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, подробно регламентирован в соответствии с требованиями действующего законодательства, уполномоченным органом в сфере земельных отношений на территории г. Перми является департамент земельных отношений администрации г. Перми.

В судебном заседании установлено, что Дата Багаутдинова Л.В. обратилась в департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в аренду на срок 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 60 кв.м. по адресу: Адрес под размещение информационного пункта в области страхования и связи (л.д. 69).

Дата департаментом земельных отношений был направлен запрос в функциональные органы администрации г. Перми, в том числе в управление внешнего благоустройства, для подготовки заключений по поводу обращений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе по заявлению Багаутдиновой Л.В. (л.д. 73-76).

Дата управлением внешнего благоустройства было дано заключение о невозможности предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка в связи с отсутствием привязки к улично-дорожной сети, нарушением п. 2.1.1.1. приложения № 1 к решению Пермской городской Думы от 23.10.2007 года № 260 (л.д. 77-78).

Дата департаментом было принято решение о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду на 11 месяцев, при этом указано на необходимость представить на утверждение схему расположения земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечить за свой счет выполнение в отношении участка кадастровых работ и его государственный кадастровый учет. Также было указано, что после получения департаментом кадастрового паспорта земельного участка будет издано распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду и заключен договор аренды (л.д. 32).

Дата департаментом земельных отношений г. Перми утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 30), Дата участок поставлен на кадастровый учет (л.д. 12-13).

Дата департаментом земельных отношений был направлен запрос в управление внешнего благоустройства, с просьбой уточнить, расположен ли испрашиваемый земельный участок на территории улично-дорожной сети (л.д. 79), на который Дата был дан ответ о том, что испрашиваемый земельный участок находится в границах улично-дорожной сети проспекта Парковый на тротуаре (л.д. 80-81, 82).

Дата истец вновь обратилась с заявлением о предоставлении в аренду на срок 4 года 11 месяцев испрашиваемого земельного участка (л.д. 66), в удовлетворении которого было отказано решением от Дата в связи с тем, что по заключению управления внешнего благоустройства земельный участок расположен на территории улично-дорожной сети (тротуаре), отказ обоснован ссылкой на пункты 2.31. и 4.1.12. Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми (л.д. 9-10).

Данный отказ является незаконным в связи со следующим:

Во-первых, у ответчика имелись правовые основания для принятия в соответствии с п. 2.6. указанного выше Порядка решения о невозможности предоставления спорного земельного участка после поступления заключения управления внешнего благоустройства от Дата года, однако такое решение не было принято. Как было указано выше, именно ответчик является уполномоченным органом в сфере земельных отношений и к его исключительной компетенции относится принятие решений о возможности или невозможности предоставления земельного участка. Ответчиком в соответствии с его компетенцией было принято решение о возможности предоставления земельного участка, которое влечет соответствующие правовые последствия.

Что касается заключения управления внешнего благоустройства от Дата года, то данное заключение получено в соответствии с требованиями п. 2.5. указанного выше Порядка, оно не оспаривалось, законность данного заключения предметом заявленного иска не является, однако необходимо отметить, что обстоятельства, указанные в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка, а именно: отсутствие привязки к улично-дорожной сети – фактически были устранены в результате совместных действий истца и ответчика при утверждении схемы расположения земельного участка и постановке его на кадастровый учет в конкретных границах и с четко определенным местоположением. Также необходимо отметить, что иных оснований к отказу в предоставлении земельного участка, в том числе такого, как расположение участка на территории улично-дорожной сети (тротуаре), данное заключение не содержит.

Во-вторых, принятие решения о возможности предоставления земельного участка влечет четко определенные правовые последствия. Прежде всего, такое решение свидетельствует об отсутствии критериев, при наличии которых предоставление земельного участка невозможно, соответственно, решение об отказе в предоставлении земельного участка после решения о возможности его предоставления недопустимо. Ни требования действующего земельного законодательства (ст. 34 ЗК РФ), ни действующий Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, возможность принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка после принятия решения о возможности его предоставления не предусматривают. Решение о возможности предоставления земельного участка было принято ответчиком Дата и является основанием для принятия в последующем решения о предоставлении земельного участка при условии соблюдения заявителем всех прочих требований Порядка.

В-третьих, все требования Порядка, равно как и требования ответчика, изложенные в решении о возможности предоставления земельного участка от Дата года, стороной истца были исполнены. Истцом была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, при этом при подготовке данной схемы были учтены особенности улично-дорожной сети и скорректированы границы испрашиваемого земельного участка. Это, в частности, следует из пояснительной записки к схеме, согласно которой конфигурация и площадь земельного участка определены с учетом фактического землепользования, красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; при формировании схемы земельного участка было выявлено, что граница образуемого земельного участка частично не соответствует местоположению границ земельного участка, в отношении которого Дата принято положительное решение о возможности предоставления, т.к. по выполненной топографо-геодезической съемке видно, что заявленная граница земельного участка полностью попадает на тротуар; при определении границ земельного участка выявлено, что необходимость обеспечения доступом (проходом или проездом от земельных участков общего пользования) отсутствует, нарушение прав третьих лиц не выявлено. Данная схема согласована с департаментом градостроительства и архитектуры г. Перми и утверждена ответчиком.

В-четвертых, как следует из кадастрового паспорта, земельный участок входит в территориальную зону: «Центральные общественно-деловые и коммерческие зоны, зона обслуживания и деловой активности местного значения, Ц-2». Указанной зоне соответствует заявленная цель использования земельного участка, что свидетельствует о возможности предоставления этого земельного участка из земель, входящих в указанную территориальную зону Ц-2, тогда как доводы ответчика и третьего лица о расположении испрашиваемого земельного участка на территории улично-дорожной сети ничем не подтверждены. В частности, на представленном управлением внешнего благоустройства суду, а ранее ответчику по запросу последнего техническом паспорте комплексного благоустройства объекта дорожного хозяйства от Дата (л.д. 80-81) не отражены ни улично-дорожная сеть, ни испрашиваемый земельный участок. Обстоятельства, изложенные в письме ответчика от Дата (л.д. 79) носят предположительный характер. Иных доказательств расположения спорного участка на территории улично-дорожной сети суду не представлено.

В связи с этим следует сказать, что действия ответчика, выразившиеся в направлении запроса от Дата года, т.е. после проверки участка на соответствие установленным Порядком критериям и принятия решения о возможности предоставления земельного участка, ни на чем не основаны, возможность совершения таких действий ни земельным законодательством, ни установленным Порядком не предусмотрена. Данные действия ответчика противоречат принципам управления и распоряжения земельными участками, установленным п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, принципам справедливости, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.

Ответ управления внешнего благоустройства от Дата не является заключением по смыслу Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Более того, данный ответ, по существу, основан лишь на предположительных доводах самого ответчика, что прямо следует из письма департамента земельных отношений от Дата года. Следует отметить, что из письма ответчика от Дата не следует, что ответчик предоставил управлению внешнего благоустройства какие-либо документы в отношении (например, схему, при подготовке которой были скорректированы границы земельного участка, или кадастровый паспорт земельного участка), в связи с чем довод управления внешнего благоустройства о том, что участок располагается на территории улично-дорожной сети также представляется надуманным. Иного суду не доказано.

Решение ответчика от Дата о возможности предоставления земельного участка не отменено, является действующим и как таковое является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка. Доказательств обратного суду не представлено.

Ссылки ответчика в решении об отказе в предоставлении земельного участка на положения пунктов 2.31. и 4.1.12. Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми о законности данного решения не свидетельствуют, поскольку факт расположения испрашиваемого земельного участка на территории улично-дорожной сети не доказан.

При таких обстоятельствах, решение департамента земельных отношений от Дата следует признать незаконным, возложив на ответчика обязанность принять решение о предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка.

Что касается срока аренды земельного участка, то данный срок следует установить в соответствии с требованиями п. 1.11. Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Поскольку цель использования земельного участка предполагает размещение на нем временного объекта – пункта (киоска) по оказанию услуг страхования и связи – то данный земельный участок предоставляется на срок, указанный в заявлении, но не более чем на 4 года 11 месяцев. Таким образом, по смыслу действующего порядка, определение срока аренды в данном случае не зависит от усмотрения департамента, а обусловлен сроком, указанным в заявлении, который может быть ограничен лишь предельным сроком предоставления участка в аренду. Именно такой срок (4 года 11 месяцев) и указан истцом в заявлении о предоставлении земельного участка и заявлен в качестве требования по данному иску, в связи с чем данный срок аренды и должен быть определен. Оснований для установления аренды на срок 11 месяцев, как это следует из письма ответчика от Дата года, не имеется. Доказательств невозможности предоставить истцу земельный участок на срок, определяемый в соответствии с требованиями действующего Порядка, ответчиком суду не представлено.

Что касается требования о направлении договора аренды, то данное требование сводится к заключению договора аренды, который подлежит заключению в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка (пункт 2.12. Порядка). Указанное требование также подлежит удовлетворению, поскольку является правовым следствием принятия решения о предоставлении земельного участка, оснований к отказу которого не установлено. Доказательств обратного суду не представлено.

В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (пункт 1). В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (пункт 2).

Удовлетворяя исковые требования истца, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда в части принятия решения о предоставлении в аренду истцу испрашиваемого земельного участка продолжительностью 1 неделю с момента вступления решения суда в законную силу, данный срок является разумным и достаточным при условии отсутствия оснований к отказу в предоставлении земельного участка и наличия у ответчика всех необходимых документов для принятия такого решения, решение суда может быть исполнено только ответчиком. Срок для заключения договора аренды установлен Порядком предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, и составляет 1 неделю с момента принятия решения о предоставлении земельного участка. Дополнительной регламентации данного срока, при таких обстоятельствах, не требуется.

В силу п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Иных доказательств по существу заявленных требований сторонами суду не представлено.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Багаутдиновой Л.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента земельных отношений от Дата об отказе в предоставлении Багаутдиновой Л.В. земельного участка.

Обязать Департамент земельных отношений в течение недели с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в аренду Багаутдиновой Л.В. земельного участка по адресу: Адрес с кадастровым номером на срок 4 года 11 месяцев и заключить договор аренды данного земельного участка в недельный срок с момента принятия такого решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца.

Судья:                         М.В. Казаков

2-2206/2014 ~ М-1567/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Багаутдинова Лидия Васильевна
Ответчики
Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Другие
Управление внешнего благоустройства администрации г. Перми
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Казаков М.В.
Дело на странице суда
dzerjin--perm.sudrf.ru
15.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2014Передача материалов судье
16.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.06.2014Предварительное судебное заседание
10.07.2014Предварительное судебное заседание
10.07.2014Судебное заседание
11.07.2014Судебное заседание
16.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2014Дело оформлено
16.07.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее