Дело 32-463\2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Мельник Л.А.
при секретаре стахиеве С.А.
с участием прокурора Кокаревой О.Е.
истца Ливсон А.А.
представителей ответчиков Неронова А.А., Горьковой Р.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Корткерос 24 декабря 2012 г. дело по заявлению прокурора Корткеросского района Республики Коми в интересах Ливсон А.А. к ОАО «Коми тепловая компания» и администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» о проведении ремонта системы горячего водоснабжения
установил:
Прокурор Корткеросского района РК обратился в суд с заявлением в интересах Ливсон А.А., в котором просил обязать Корткеросский филиал ОАО «Коми тепловая компания» ( Корткеросский филиал ОАО «КТК») произвести ремонт труб горячего водоснабжения, проходящих от Дома ветеранов <адрес>.
В последующем прокурор неоднократно уточнял требование и в судебном заседании 24 декабря 2012 г. просил обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (АМОМР «Корткеросский») произвести замену сетей горячего водоснабжения, проходящих от Дома ветеранов <адрес> до <адрес> ул. <адрес>, а также обязать ОАО «КТК» обеспечить бесперебойную подачу горячего водоснабжения в <адрес>. В обоснование заявления прокурор указал, что в 1992 г. заказчиком сети горячего водоснабжения выступила администрация Корткеросского района, в дальнейшем построенную сеть в установленном порядке на баланс не поставила и не передала для обслуживания иной организации. В настоящее время сети пришли в негодность, оттуда проступает горячая вода, что создает опасность для жизни и здоровья граждан близ стоящих домов, обслуживанием сети никто не занимается. ОАО «КТК» отказывается доставлять горячую воду к дому Ливсон А.А. из-за ветхости сети горячего водоснабжения.
Привлеченная судом в качестве соистца Ливсон А.А. поддержала заявленные прокурором требования. Пояснила, что от теплоузла от Дома ветеранов <адрес> построены ветка теплоснабжения и ветка горячего водоснабжения. Примерно 50 метров между двумя теплоузлами сеть горячего водоснабжения находится в неисправном состоянии, оттуда вытекает горячая вода. Ранее горячей водой пользовались жители индивидуальных домов по ул. <адрес>. В какой-то период времени система была заморожена и все жители домов, кроме нее, отказались от ее использования. К ее дому сеть горячего водоснабжения не была заморожена, вода поступала. В настоящее время сеть находится в неудовлетворительном состоянии, никем не обслуживается. Оттуда вытекает горячая вода. На ее неоднократные заявления о ремонте сети Корткеросский филиал отвечает, что сети не находятся на балансе предприятия. Она исправно оплачивает счета за пользование горячей водой, поступающие из Корткеросского филиала ОАО «КТК», поэтому считает. что данное предприятие обязано привести сети в надлежащее состояние.
По заявлению прокурора соответчиком по делу привлечена администрция МО МР «Корткеросский».
Представитель АМОМР «Корткеросский» по доверенности Неронов А.А. с иском не согласился. Пояснил, что сети горячего водоснабжения не состоят на балансе администрации и, поскольку Корткеросский филиал использует сети для доставки горячей воды к дому Ливсон А.А., значит, данное предприятие обязано их обслуживать в полном объеме и производить их ремонт.
Представитель ОАО «КТК» Горькова Р.Н. согласилась с уточненным требованием прокурора и пояснила следующее.
Заказчиком постройки сети горячего водоснабжения к жилым домам по ул. <адрес> являлась АМОМР «Корткеросский». Сети в тепловую компанию не переданы. На их балансе не состоят. Действительно, они подают горячую воду к дому Ливсон, однако, в связи с неисправностью сетей могут отказать в предоставлении услуги. Поскольку данные сети им не переданы, они не взяты в расчет по установке тарифов.
Заслушав сторон, рассмотрев представленные документы, прихожу к следующему.
Установлено, что за Домом ветеранов <адрес> расположен теплоузел, от которого параллельно друг другу проходит теплотрасса и труба горячего водоснабжения. До следующего теплоузла расстояние около 50 метров. Далее труба горячего водоснабжения подключена к дому <адрес>, принадлежащего Ливсон А.А. В ходе обследования установлено, что сеть горячего водоснабжения, проходящего к дому ХХХ, находится в ветхом состоянии, не позволяющем надлежащее ее использование. При этом, следует произвести замену сетей в виду ветхости, а не ремонта.
Из объяснений сторон и свидетелей следует, что участок сети горячего водоснабжения был построен в 1992 г.
Так, свидетели ФИО6, ФИО7, пояснили, что проживают на ул. <адрес>, там находиться еще несколько индивидуальных жилых домов. В начале 1990 годах к домам была подведена горячая вода. Как им известно, строительство велось через Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики Коми, так как там в основном проживали работники сельского хозяйства. После завершения строительных работ жилые дома подключили к этой сети. В 1999 г. произошла авария на сети, система замерзла. Аварийный участок не ремонтировали и жильцы по <адрес> отказались от горячей воды. Жилой дом у Ливсон был ближе всех к теплоузлу и сеть горячего водоснабжения к дому Ливсон сохранилась. Свидетели не могли пояснить, кому принадлежал спорный участок сети горячего водоснабжения.
Свидетель ФИО8 пояснила, что в 2006 г. Муниципальное предприятие «Райжилкомхоз» передавало имущество во вновь созданное предприятие «Теплосервис» ( в последующем присоединено к ООО «КТК»), однако никакой технической документации на данный водопровод не было, в технический паспорт по горячему водоснабжению данный участок, что идет к дому Ливсон, не входит.
Свидетель ФИО9( директор СПК «Корткерос») пояснил, что на ул. <адрес> проживало много работников сельского хозяйства, поэтому администрация района как-то договорилась и оплата строительства сетей водоснабжения шла через Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Но заказчиком сетей была администрация района. Сметы финансирования не было, деньги шли на счет администрации через СПК «Корткеросский». Никакие документы по данной сети не сохранились. Каждый собственник жилого дома подключался сам к сети горячего водоснабжения на свои средства.
Из письма Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми от 22 ноября 2012 г. следует, что документы по строительству сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения за истечением сроков хранения не сохранились. На их балансе данный объект не числится.
Из представленных суду документов следует, что участок сети горячего водоснабжения от теплоузла Дома ветеранов <адрес> на балансе нигде не состоит и никому не передавался. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Из Технического паспорта на горячее водоснабжение и приложенного к нему ситуационного плана по с. Корткерос, землеустроительного дела на проведение межевания земельного участка МУП «Коммунальщик» для обслуживания сети горячего водосенабжения в с. Корткерос от 09 июня 2004 г. не следует, что спорный участок сети горячего водоснабжения, проведенного к дому Ливсон, отражен в указанных документах.
Однако, суд не считает бесхозяйным данный участок сети горячего водоснабжения, поскольку из представленных суду документов следует. что заказчиком строительства данной сети выступила администрация Корткеросского района.
Так, 30 июля 1992 г. администрация Корткеросского района обратилась в ТПО «Жилкомхоз» и Корткеросское ПО «Райжилкомхоз» с заявкой о выдаче технических условий на подключение 8 одноквартирных домов в с. Корткерос к сетям села: канализация, водоснабжение, теплоснабжение, включая горячее водоснабжение. Технические условия №1027 были выданы 18 августа 1992 г. потребителю администрации Корткеросского района с точкой присоединения запроектированной тепловой камеры возле строящегося Дома ветеранов.
Из постановления Правительства российской федерации №167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации следует, технические условия на присоединение к системам водоснабжения и канализации, выдаются организацией водопроводно-канализационного хозяйства абоненту- заказчику, который разрабатывает проектную документацию.. Идущего от Дома ветеранов к 8 жилым одноквартирным домам, в том числе к дому Ливсон А.А. Поскольку иных документов о собственнике спорной сети горячего водоснабжения нет, то исходя из имеющихся следует, что именно администрация Корткеросского района как заказчик сети горячего водоснабжения являлась ее собственником. В последующем администрация Корткеросского района не приняла мер к постановке сети на баланс, не обслуживала ее и не передала на баланс обслуживающей организации совместно с сетями горячего водоснабжения по с. Корткерос в 2004 г.
Как следует из объяснений свидетелей сеть никем не обслуживалась и после того, как в 1999 г. часть система была заморожена, она функционировала только в отрезке, проходящему к дому Ливсон.
Оплата за услуги горячего водоснабжения производилась Ливсон в пользу Корткеросского филиала ОАО «КТК». Получение оплаты за услугу подачи горячей воды не является основанием считать, что ОАО «КТК» является собственником сети, поскольку в данном случае сеть используется ими для подачи воды потребителю.
В соответствии с частью 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу части 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Частями 1 и 2 статьи 543 ГК РФ установлено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии, иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Приведенные нормы гражданского законодательства возлагают на энергоснабжающую организацию обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния энергетических сетей, если нет иного установленного порядка.
Согласно пункту 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 при отсутствии у собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной и горячей воды, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной и горячей воды на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. Согласно указанной норме для ресурсоснабжающей организации установлена ответственность лишь за режим и качество подачи воды на границе сети. При этом ресурсоснабжающая организация не вправе в одностороннем порядке отказываться от исполнения договора.
При установленных судом обстоятельствах следует удовлетворить требования прокурора в части АМОМР «Корткеросский» об обязании произвести замену сети горячего водоснабжения как собственника сети, а ресурсоснабжающую организацию- ОАО «КТК» обеспечить бесперебойную подачу горячего водоснабжения к дому Ливсон.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора удовлетворить
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» произвести замену ветхих сетей горячего водоснабжения, проходящих от Дома ветеранов <адрес> до <адрес>.
Обязать ОАО «Коми тепловая компания» обеспечить бесперебойную подачу горячего водоснабжения в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде через Корткеросский районный суд.
Судья Мельник Л.А.
Решение изготовлено в окончательном виде 28 декабря 2012 г.