Дело № 2-455/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«12» января 2015 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Воробьёва В.С.,
при секретаре Безруковой И.О.,
с участием представителя ответчика государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району Представитель1, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н. о взыскании с Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, взыскании судебных расходов,
установил:
Н. обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указал, что 23 января 2012 года Правительством Амурской области в рамках реализации подпрограммы «Развития ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» принято постановление № 20 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов». *** года истцом заключен кредитный договор *** с ОАО «***» на инвестирование и строительство объекта недвижимости. В соответствии с указанным постановлением Правительства Амурской области *** от *** года в декабре *** года он обратился в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от *** года № ***. *** года ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» принято решение *** о предоставлении компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору от *** года № ***. Согласно справке ГКУ Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району от *** года *** сумма задолженности по компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору перед истцом за период ноябрь *** года – декабрь *** года составляет *** *** копейки. На основании изложенного истец просит суд обязать государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от *** года *** в размере *** *** копейки; взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району денежную сумму, затраченную на уплату государственной пошлины, в размере ***.
В судебное заседание истец не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств не заявлял.
Представитель ответчика государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований, указала, что несвоевременная выплата компенсации связана с недостаточным финансированием подпрограммы. Объем бюджетного финансирования, выделенный на 2014 года, недостаточен для покрытия всех расходов по подпрограмме.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения представителя ответчика, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих лиц в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, *** года между ОАО «***» и Н. был заключен кредитный договор № ***, по условиям которого заемщику был предоставлен ипотечный кредит в размере *** для приобретения объекта недвижимости – квартиры, находящейся по адресу: *** на срок *** месяцев.
В декабре *** истец обратился в ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617).
Решением государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району от *** года *** расходы по кредитному договору, заключенному истцом, приняты к компенсации.
Согласно справке государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты по городу Благовещенску и Благовещенскому району от *** года № *** сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед истцом Н. за период с ноября *** года по декабрь *** года составляет *** *** копейки, в том числе:
- ноябрь *** года – *** *** копеек;
- декабрь *** года – *** *** копейки;
- январь *** года – *** *** копейка;
- февраль, март *** года – *** *** копейка
- апрель *** года – *** *** копейки;
- май *** года – *** *** копеек;
- июнь, июль *** года – *** *** копейки;
- август-декабрь *** года – *** *** копеек.
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 – 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617).
Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года № 519 постановление Правительства области от 23 ноября 2011 года № 617 утратило силу с 1 января 2014 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов.
В ходе судебного разбирательства установлено, не оспаривается участвующими в деле лицами и подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец Н. соответствует условиям действия государственной программы, введенной с 1 января 2014 года, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы».
Из материалов дела также следует, что в период с ноября *** года по декабрь *** года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не осуществлялась. При этом истец Н. в установленные законодательством сроки подтверждал свое намерение и право участвовать в подпрограмме, предоставляя необходимые документы (справки об отсутствии просроченной задолженности и пр.).
Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20 (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов
Согласно п. 1 указанного Положения, оно устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в областном государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов муниципальных образований области (далее - областные или муниципальные учреждения).
В силу п. 3 Положения, право на получение социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями на территории Амурской области, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении (далее - социальная выплата), имеют молодые семьи:
1) где один из супругов работает в областном или муниципальном учреждении (по основному месту работы) и имеет непрерывный стаж работы в данном учреждении не менее одного года;
2) проживающие на территории Амурской области;
3) заключившие с *** года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области на сумму не более ***, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта (далее - кредитный договор).
Согласно п.п. 5-8 Положения, размер социальной выплаты за месяц определяется в сумме фактически уплаченных молодой семьей процентов по кредитному договору за месяц.
Компенсации подлежат фактические расходы молодой семьи, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом или займом.
Молодая семья, претендующая на получение социальной выплаты, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по муниципальному району и городскому округу (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Реквизиты банковского счета для перечисления социальной выплаты указываются в заявлении.
К заявлению прилагаются:
1) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена молодой семьи (копии паспортов для полной семьи; копия паспорта и копия свидетельства о рождении ребенка для неполной семьи);
2) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
3) копия кредитного договора;
4) копия графика платежей (если он предусмотрен условиями кредитного договора);
5) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение или копия заключенного и зарегистрированного в соответствии с требованиями действующего законодательства договора участия в долевом строительстве жилья или копия сметы на строительство индивидуального жилого дома;
6) справка банка или иной кредитной организации, ипотечного агентства об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по уплате процентов и основного долга по кредитному договору за каждый месяц;
7) копии документов, подтверждающих факт уплаты процентов и основного долга за каждый месяц;
8) справка с основного последнего места работы о непрерывном стаже работы в областном или муниципальном учреждении по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению, выданная не ранее 30 дней до обращения с заявлением.
Вместе с заявлением молодой семьей по собственной инициативе могут быть представлены в ГКУ УСЗН следующие документы:
а) справка органа местного самоуправления по месту регистрации членов молодой семьи, подтверждающая, что члены молодой семьи не являлись получателями мер социальной поддержки, указанных в пункте 4 настоящего Положения, предоставляемых органом местного самоуправления;
б) справка от ГКУ УСЗН по месту жительства о представлении (непредставлении) компенсации (при наличии у членов молодой семьи одновременно регистрации по месту жительства и по месту пребывания).
Копии документов, не заверенные органом, выдавшим соответствующие документы, или нотариально, представляются с предъявлением оригинала для заверения специалистом ГКУ УСЗН.
(п. 6 в ред. постановления Правительства Амурской области от 22.10.2012 N 591)
ГКУ УСЗН в день обращения молодой семьи с заявлением осуществляет прием и регистрацию заявления и представляемых с ним документов в журнале учета документов по социальной выплате по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению, заверяет копии документов.
ГКУ УСЗН рассматривает заявление молодой семьи и принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты по форме согласно приложениям N 4, N 5 к настоящему Положению.
В случае если вместе с заявлением представлены все документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" пункта 6 настоящего Положения, решение, указанное в абзаце первом настоящего пункта, принимается в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления.
В случае если вместе с заявлением не представлены все документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" пункта 6 настоящего Положения, решение, указанное в абзаце первом настоящего пункта, принимается в течение 5 рабочих дней со дня поступления в ГКУ УСЗН документов, запрошенных в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.
Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты принимается при первом обращении молодой семьи, за исключением случаев, установленных пунктом 10 настоящего Положения, и регистрируется.
ГКУ УСЗН выдает (направляет) молодой семье копию решения о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
В соответствии с п. 12 Положения, расходы на предоставление социальной выплаты, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета получателей осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий финансовый год.
Суд полагает, что требование о возложении на управление (как уполномоченный орган) обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7; статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).
В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния.
Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.
Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный пост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.
Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 4 декабря 2003 года № 415-О и др.).
Применения данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким – либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.
Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.
Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).
При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.
Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.
Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.
Принимая во внимание приведенные принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истец Н. в установленном порядке приобрел статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохранял указанный статус весь спорный период и был вправе рассчитывать на получение социальной выплаты (что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось), суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права.
Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.
С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным суд считает необходимым возложить на государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району обязанность осуществить заявителю компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору *** от *** года за период с ноября *** года по декабрь *** года в сумме *** *** копейки.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере ***.
Указанная сумма подлежит взысканию с управления в пользу истца.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК Российской Федерации, суд,
решил:
Исковое заявление Н. удовлетворить.
Возложить на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району обязанность осуществить выплату Н. компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору *** от *** года за период с ноября *** года по декабрь *** года в сумме *** *** копейки.
Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району в пользу Н. расходы, понесенные на уплату государственной пошлины в размере ***.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий В.С. Воробьёва
Решение в окончательной форме принято *** года.