Дело № 2-1428/2019
24RS0024-01-2019-001009-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,
при секретаре Иващенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Балоночкиной Н,Ю Муниципальному бюджетному учреждению «Многопрофильный молодежный центр» города Канска (МБУ «ММЦ» г. Канска) о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Балоночкина Н.Ю. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Многопрофильный молодежный центр» города Канска (МБУ «ММЦ» г. Канска) о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что она с 17.01.2008 г. по 31.08.2018 г. работала в МБУ «ММЦ» г. Канска в должности ночного сторожа, при этом, ответчиком с января по август 2018 г. нарушались ее трудовые права, поскольку заработная плата выплачивалась ей ниже минимального размера оплаты труда, с учетом соответствующих надбавок и доплат за климатические условия, в связи с чем, истец просит суд взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за указанный период в размере 43456,80 руб.
В судебном заседании Балоночкина Н.Ю. требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МБУ «ММЦ» г. Канска в суд не явился, будучи извещенным о времени и месте его проведения надлежащим образом, направив по запросу суда пакет документов в части отработанного истцом времени и начислений, с подтверждением наличия трудовых отношений между ними.
Представители третьих лиц Министерства образования Красноярского края, Министерство финансов Красноярского края, финансового управления администрации г. Канска в суд явились, возражений по иску не предоставили.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
С учетом изменений внесенных в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» на территории РФ установлен МРОТ с 1 января 2018 года 9489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 г. 11163 руб. в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489 руб. (с января по апрель 2018 года) с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 руб. с января по март 2018 года; 11163 руб. (с 1 мая 2018 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17860,80 руб. с мая по август 2018 г.
Как установлено в судебном заседании, Балоночкина Н.Ю. с 17.01.2008 г. по 31.08.2018 г. работала в МБУ «ММЦ» г. Канска в должности ночного сторожа.
Поскольку судом установлено, что работодателем МБУ «ММЦ» г. Канска заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы недоначисленной заработной платы подлежат взысканию в размере, полученном при расчете по указанному алгоритму:
Январь 2018 года
Отработано 192 часа при норме 136 часов
Праздничные 48 часов, ночные 128 часов
9489:136=69,77 среднечасовая
Праздничные оплачиваются в двойном размере
48х2х69,77=6697,92
Ночные, согласно расчетным листам, оплачиваются в размере 35%
69,77х35%х128=3125,70
Сверхурочные составляют 192-136 (норма)-48 (праздничные)=8 часов
Первые два часа оплачиваются в полуторном размере, последующие в двойном
69,77х1,5х2=209,31
69,77х2х6=837,24
(9489+6697,92+3125,70+209,31+837,24)х1,6=35574,67 (должно быть начислено)-11016 (фактически выплачено)=21558,67руб. (подлежит оплате)
Февраль 2018 года
Отработано 72 часа при норме 151 час
Праздничные 12 часов, ночные 48 часов
9489:151=62,84 среднечасовая
Праздничные
62,84х2х12=1508,16
Ночные
62,84х35%х48=1055,71
Обычные
72-12(праздничные)=60 часов
9489:151х60=3370,46
(1508,16+1055,71+3370,46)х1,6=9494,93 (должно быть начислено)-5252,66 (фактически выплачено)=4242,27 руб.(подлежит оплате)
Март 2018 года
Согласно табелю учета рабочего времени отработано 180 часов при норме 159 часов
Ночные 120 часов, праздничные 12 часов
9489:159=59,68 среднечасовая
Праздничные
59,68х2х12=2506,56
Сверхурочные
180-12 (праздничные)-159 (норма)=9 часов
59,68х1,5х2=179,04
59,68х2х7=835,52
(9489+1432,32+2506,56+179,04+835,52)х1,6=23107,,90 (должно быть начислено)-11016 (фактически выплачено)=12091,90 руб. (подлежит оплате)
Апрель 2018 года
Отработано 180 часов при норме 167 часов, ночные 120 часов (согласно табелю)
9489:167=56,82 среднечасовая
Ночные
56,82х35%х120=2386,44
Сверхурочные
180-167=13 часов
56,82х1,5х2=179,46
56,82х2х11=1250,04
(9489+2386,44+170,46+1250,04)х1,6=21273,50 (должно быть начислено)-11016 (фактически выплачено)= 10257,50 руб. (подлежит оплате)
Май 2018 года
Отработано 192 часа при норме 159 часов, ночные 128 часов
11163:159=70,21 среднечасовая
Ночные
70,21х35%х128=3145,41
Сверхурочные
192-159=33
70,21х1,5х2=210,63
70,21х2х31=4353,02
(11163+3145,41+210,63+4353,02)х1,6=30195 (должно быть начислено)-11163 (фактически выплачено)=19032,30 руб. (подлежит оплате)
Июнь 2018 года
Отработано 168 часов при норме 159 часов, ночные 112 часов
11163:159=7021, среднечасовая
Ночные
702,21х35%х112=2752,23
Сверхурочные
169-159=9 часов
70,21х1,5х2=210,63
70,21х2х7=982,94
(11163+2752,23+210,63+982,84)х1,6=24174,08 (должно быть начислено)-11163 (фактически выплачено)=13011,08 руб. (подлежит оплате)
Июль 2018 года
Отработано 72 часа при норме 176 часов, ночные 48 часов
11163:176=63,43 среднечасовая
Ночные
63,43х35%х48=1065,62
11163:176х72=4566,68
(4566,68+1065,62)х1,6=9011,68 (должно быть начислено)-4566,68 (фактически выплачено)= 4445,1 руб. (подлежит оплате)
Август 2018 года
Отработано 96 часов при норме 184 часа, ночные 64 часа
11163:184=60,67 среднечасовая
Ночные
60,67х35%х64=1359
11163:184х96=5824,17
(5824,17+1359)х1,6=11493,07 (должно быть выплачено)-5824,17 (фактически выплачено)=5668,9 руб. (подлежит оплате).
Таким образом, недоначисленная истцу заработная плата в период с января по август 2018 составит 90307,62 рублей.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению и с работодателя в лице МБУ «ММЦ» г. Канска в пользу Балоночкиной Н.Ю. подлежит взысканию задолженность по заработной плате за период с января по август 2018 года в размере 90307,62 руб.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика КГБУЗ «Канская межрайонная больница» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2909 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Балоночкиной НЮ к «Многопрофильный молодежный центр» города Канска (МБУ «ММЦ» г. Канска) о взыскании заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с «Многопрофильный молодежный центр» города Канска (МБУ «ММЦ» г. Канска) в пользу Балоночкиной НЮ задолженность по заработной плате за период с января по август 2018 года в размере 90307 рублей 62 копейки.
Взыскать с «Многопрофильный молодежный центр» города Канска (МБУ «ММЦ» г. Канска) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2909 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня оглашения.
Судья Ю.В. Глущенко
Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2019 года