Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-19085/2014 от 25.08.2014

Судья – Медоева Е.Н. Дело № 33-<...>/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«26» августа 2014 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе

председательствующего Агибаловой В.О.

судей Диянова С.П. и Диденко И.А.

при секретаре Фоменко А.А.

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Сидоренко Т.В. и Брюханова Е.А. об оспаривании решения городской Думы Краснодара

по апелляционной жалобе Сидоренко Т.В. и Брюханова Е.А., поданной представителем Аванесовой И.А., на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 июня 2014 г.

Заслушав доклад судьи Краснодарского краевого суда Диянова С.П., пояснения представителя Сидоренко Т.В. и Брюханова Е.А. – Аванесовой И.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представителя Городской Думы Краснодара – Наконечного Г.А., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда

установила:

Сидоренко Т.В. и Брюханов Е.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Городской Думы Краснодара.

В обоснование заявленных требований указали, что они являются совладельцами жилого дома и земельного участка (категория земель – земли населенных пунктов, предназначенные для индивидуального жилищного строительства), расположенных по адресу: <...>.

В 2013 г. гражданином Мартынович И.В. были приобретены земельные участки № 37, № 39, № 41а, расположенные по <...> и объединены в один земельный участок с изменением вида разрешенного использования – для многоэтажных жилых домов.

На указанном земельном участке Мартынович И.В. начал строительство 12-и этажного, односекционного 68-и квартирного жилого дома с подвалом и встроенными помещениями общественного назначения.

Сидоренко Т.В. и Брюханова Е.А. обращались в суд с иском о признании строительства указанного выше многоквартирного жилого дома незаконным, на что решением Прикубанского районного суда г. Краснодара отказано в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 марта 2014 г. указанное выше решение суда оставлено без изменения и вступило в законную силу.

Основанием для отказа Сидоренко Т.В. и Брюханова Е.А. в удовлетворении требований о признании незаконным строительства указанного выше многоквартирного жилого дома послужило решение Городской Думы Краснодара от 30 января 2007 г. № <...> (в редакции от 19 июля 2012 г. № <...>), которым внесены изменения в карту градостроительного зонирования территории муниципального образования город Краснодар, согласно которых квартал по <...> из зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) переведен в общественно-деловую зону (ОД.1).

Сидоренко Т.В. и Брюханова Е.А. полагают, что указанным решением Городской Думы Краснодара нарушены их жилищные права и законные интересы. В связи с этим просят признать незаконным решение Городской Думы Краснодара от 30 января 2007 г. № <...> (в редакции решения Городской Думы Краснодара от 19 июля 2012 г. № <...>) в части внесения изменений в карту градостроительного зонирования территории муниципального образования город < Ф.И.О. >2 касательно территории, включающей земельный участок, расположенный по адресу: г. <...>, участки № 31, № 33, № 35, № 37, № 41 по ул. <...> и участки № 2, № 4, № 6, № 8 по <...>, образующие квартал № <...>.

Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 июня 2014 г. отказано в удовлетворении заявленных требований.

В представленных письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Городской Думы Краснодара – Наконечный Г.А. просит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 июня 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Сидоренко Т.В. и Брюханова Е.А. – Аванесова И.А. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме. Считает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 июня 2014 г. незаконным и необоснованным. Просит апелляционную жалобу удовлетворить, обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель Городской Думы Краснодара – Наконечный Г.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал относительно доводов апелляционной жалобы. Считает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 июня 2014 г. законным и обоснованным. Просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещались надлежащим образом, о причинах не сообщили и об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда находит апелляционную жалобу не подлежащую удовлетворению, а состоявшееся по делу судебное постановление – отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п. п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такого характера нарушения или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права судом первой инстанции допущены не были.

Так, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, прежде всего, исходил из того, что решением Городской Думы Краснодара Городской Думы Краснодара от 30 января 2007 г. № <...> не нарушены права и законные интересы заявителей, поскольку оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и в пределах полномочий органа.

С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства и соответствуют материалам данного дела.

Как установлено и следует из материалов дела, решением городской Думы Краснодара от 30 января 2007 г. № <...> «Об утверждении Правил землепользования, и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар.

Решением городской Думы Краснодара от 19 июля 2012 г. № <...> внесены изменения в Правила землепользования и застройки, по мнению заявителей, процедура принятия решения Городской Думы Краснодара не соответствует действующему законодательству, в связи с чем они обратились в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ.

Порядок подготовки и принятия Правил землепользования и застройки муниципальных образований регулируется главой 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться, на отдельных картах (ч. 4 и 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.

После чего, глава местной администрации не позднее, чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов. В сообщении указываются: состав и порядок деятельности комиссии; последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа); порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки; порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки; иные вопросы организации работ.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, в комиссию на доработку.

Глава муниципального образования, при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки, принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого Проекта.

В соответствии со ст. 28 Градостроительного кодекса российской Федерации публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия, с учетом результатов таких публичных слушаний, обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки, с приложением протоколов публичных слушаний и заключений о результатах публичных слушаний, должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Согласно ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального, района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории.

Из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что сначала в средствах массовой информации публикуется проект правил землепользования и застройки, после чего проводятся публичные слушания. По правилам ч. 6 ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа Исходя из общих принципов градостроительного законодательства Российской Федерации, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения свои предложения и замечания, касающиеся проекта.

Указанные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующие проведение публичных слушаний, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения и сами по себе не могут рассматриваться как ограничивающие какие-либо конституционные права и свободы граждан.

Таким образом, основным требованием градостроительного законодательства при принятии и утверждении правил землепользования и застройки является проведение публичных слушаний по такому проекту, обсуждение представленных предложений и замечаний физических и юридических лиц по документации.

Согласно ч. 12 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

Частью 1 ст. 24 главы 5 Правил землепользования и застройки установлено, что публичные слушания по вопросам внесения изменений в Правила землепользования и застройки проводятся в порядке, установленном решением городской Думы Краснодара о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании город Краснодар и настоящими Правилами.

Так, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для рассмотрения вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа, возникшее в результате внесения в такой генеральный план изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Вместе с тем, постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 20 июня 2006 г. № 431 «О проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» на рассмотрение Городской Думы Краснодара в муниципальном образовании город Краснодар назначены публичные слушания по проекту постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 20 июня 2006 г. № 431, что действующему градостроительному законодательству Российской Федерации не противоречит.

Решение городской Думы Краснодара «О внесении изменений в решение Городской Думы Краснодара о 30 января 2007 г. № <...> «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» официально опубликовано в газете «Краснодарские известия» от 15 февраля 2007 г. № <...>.

Судом дана надлежащая правовая оценка доводам заявителей о том, что они не были надлежащим образом уведомлены о возможности изменения территориальных зон, поскольку судом правильно установлено, что данная норма не возлагает обязанность на Комиссию по персональному уведомлению правообладателей смежно расположенных земельных участков в случае изменения территориальных зон, а указанная обязанность в соответствии с ч. 14 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 19 главы 4 Правил землепользования и застройки возникает у Комиссии лишь в случае, если внесение изменений в Правила землепользования и застройки связано с размещением или реконструкцией отдельного объекта капитального строительства.

В соответствии с требованиями ч. 8 ст. 24 главы 5 Правил землепользования и застройки орган администрации муниципального образования город Краснодар, уполномоченный в области градостроительной деятельности, в течение 15 дней со дня представления Комиссией проекта изменений, осуществляет проверку проекта изменений на соответствие проекта изменений требованиям технических регламентов, генеральному плану муниципального образования город Краснодар, настоящим Правилам и готовит заключение по представленному проекту изменений. Указанная процедура выполнена в соответствии с требованиями Правил землепользования и застройки.

Суд первой инстанции правильно признал необоснованными доводы заявителей о нарушении процедуры принятия решения Городской Думы Краснодара от 30 января 2007т. № 19 п.6 (в редакции решения Городской Думы Краснодара от 19 июля 2012 г. № <...>), поскольку порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки установлен ч. 1 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой внесение изменений в Правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 указанного Кодекса, как следует из материалов дела зона ОД1 (ул. <...>) установлена 30 января 2007 г.

В соответствии с ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных - участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Согласно абз. 2 п. 2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования". Эта норма направлена на реализацию принципа земельного законодательства, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Реализация права самостоятельного, без дополнительных разрешений и процедур согласования выбора любого вида разрешенного использования возможна исключительно при наличии утвержденных правил землепользования и застройки, содержащих градостроительные регламенты, содержащие в себе виды разрешенного использования, и карту градостроительного зонирования с описанием границ территориальных зон.

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Таким образом, указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования и соответствующим целевым назначением.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением гражданина Мартынович И.В. (собственника спорного земельного участка) от 23 мая 2013 г., объедения земельные участки, в результате объединения образовался целый участок, находящийся по адресу: <...> (л.д.12).

На основании указанного выше решения получено свидетельство о государственной регистрации права от 05 мая 2013 г. (л.д. 13).

Кроме того, судом дана надлежащая оценка доводам заявителей о внесении оспариваемым решением Городской Думы Краснодара внесены изменения в карту градостроительного зонирования территории муниципального образования г. Краснодар, которым квартал № <...> переведен из зоны Ж-1 в зону ОД.1, поскольку согласно карты градостроительного зонирования территории муниципального образования г. Краснодар (в редакции решения городской Думы Краснодара от 30 января 2007 г. № <...>) квартал № <...> уже находился в зоне ОД.1.(л.д. 38)

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

Таким образом, исходя из вышеприведенных положений закона в системном их толковании, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.

Выводы суда – мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене его решения.

Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, учитывая, что существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 июня 2014 г. следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда

определила:

решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 июня 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сидоренко Т.В. и Брюханова Е.А. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий

Судьи

33-19085/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Брюханов Е.А.
Сидоренко Т.В.
Другие
Городская Дума Краснодара
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Диянов Сергей Павлович_0
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
26.08.2014Судебное заседание
03.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2014Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее