Дело № 2-702/2016 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2016 года г. Кириллов
Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующий судья Веденина Е.В.,
при секретаре Малышевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дубининой Н.Н. к Костюриной Т.Л. о признании межевого плана согласованным и установлении границы земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Дубинина Н.Н.обратилась в суд с иском, в котором просила признать согласованным проект межевого плана, подготовленный кадастровым инженером Б. с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, и установить границы земельного участка с кадастровым номером № согласно проекту межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ г.
Впоследствии уточнила заявленные требования, просила признать возражения Костюриной Т.Л. к акту согласования границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г. необоснованными, смежные граница между земельными участками с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> и с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес> согласованной по характерным точкам <данные изъяты> в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером Б.
В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес>.. При межевании земельного участка на стадии согласования границ, кадастровому инженеру Б. поступили письменные возражения от собственника смежного земельного участка с кадастровым номером № Костюриной Т.Л. Истица считает поступившие возражения необоснованными, поскольку установление общей границы смежных участков в соответствии с межевым планом, выполненным кадастровым инженером Б. не нарушает прав ответчицы.
Ответчик Костюрина Т.Л. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель Костюриной Т.Л. по доверенности Назаров С.А. в судебном заседании пояснил, что не возражает против удовлетворения уточнённых исковых требований. Разногласия с истицей имеются по участку земель общего пользования, так называемого «заулка», который был присоединён к участку Дубининой его прежним собственником и огорожен забором. По общей границе участков, то есть по точкам с № до №, согласно межевому плану, спора нет.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Рассмотрение дела оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что исковые требования в первоначально заявленном виде не подлежат удовлетворению. В судебном порядке может быть разрешен вопрос о признании поступивших возражений необоснованными и смежных границ между земельными участками согласованными.
Представитель третьих лиц администрации Кирилловского муниципального района и администрации сельского поселения Ферапонтовское Кузнецова И.В. против удовлетворения уточнённых исковых требований не возражала.
Суд, заслушав стороны, третьих лиц, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как установлено судом, в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН) содержатся сведения о зарегистрированном в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) праве собственности Дубининой Н.Н. на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м,, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном по адресу: <адрес>. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Участок является «ранее учтенным» объектом недвижимости. Сведения внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ г. на основании перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала №, утвержденного в установленном порядке.
В соответствии с Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 29.07.2002 №П/301 «О внесении изменений и дополнений в порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района» Раздел «Земельные участки», зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 19.08.2002 №3706, сведения по ранее учтенным земельным участкам вносятся в ГКН на основании перечня. В перечень ранее учтенных земельных участков включаются сведения, подлежащие внесению в ГКН. При составлении перечня используются сведения о ранее учтенных земельных участках, содержащиеся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных отделах управления Роснедвижимости.
Кроме того, в ГКН содержатся сведения о зарегистрированном в ЕГРП праве собственности Костюриной Т.Л. на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м,, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном по адресу: <адрес> Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Участок является «ранее учтенным» объектом недвижимости. Сведения внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ г. на основании перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала №, утвержденного в установленном порядке.
В результате кадастровых работ, проведенных кадастровым инженером Б. по заказу Дубининой Н.Н., уточнено местоположение границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> подготовлен межевой план. При согласовании местоположения границ и площади участка, собственником смежного земельного участка Костюриной Т.Л. кадастровому инженеру были направлены возражения. Данный факт послужил препятствием для окончания процедуры межевания и внесению сведений об участке в ГКН.
Согласно п.2 ч.1 ст.22 Закона о кадастре одним из документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением описания местоположения границ и площади земельного участка является межевой план.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевой план оформляется в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. №412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (далее – Требования).
Согласно ч.9 ст.38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п.21 Требований при необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Согласно п.22 Требований в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в том числе, документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, а также иные предусмотренные законодательством документы.
Кадастровые работы, в результате проведения которых оформляется межевой план, выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона о кадастре договора подряда на выполнение кадастровых работ. Кадастровый инженер несет ответственность за результат выполненной им работы и заверяет подготовленный им межевой план своей подписью и печатью. Орган кадастрового учета проверяет межевой план на соответствие требованиям действующего законодательства.
Согласно п.2 ч.5 ст.27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если при уточнении местоположения указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, или случая признания местоположения указанных границ уточненным в порядке разрешения земельного спора о местоположении границ земельного участка.
В соответствии со ст.39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В соответствии с ч.7 и ч.8 ст. 39 Закона о кадастре согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.
Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.2 – 4 ст.40 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением случая, когда надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
В соответствии с ч.5 ст. 40 Закона о кадастре споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ решаются в установленном Земельным кодеком Российской Федерации порядке.
Земельным кодексом РФ определено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке (п. 1 ст. 64).
Исходя из анализа приведенных выше положений этого Федерального закона, исковые требования об установлении местоположения границ, смежной границы между земельными участками, когда собственник смежного земельного участка (ответчик) отказался согласовать данную границу в соответствии с результатами межевания земельного участка истца, подлежат удовлетворению, если предложенный вариант установления границы соответствует общеправовому принципу справедливости, обеспечивает баланс прав и законных интересов каждой из сторон.
Пункт 4.4. Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08 апреля 1996 года, предусматривает установление фактических границ, совпадающих с линейными сооружениями (заборами, фасадами зданий, элементами дорожной сети и т.д.).
Согласно пояснениям сторон, подтверждённым показаниям свидетеля О. и ситуационным планом, фактическая общая граница смежных земельных участков с кадастровыми номерами № и № представляет собой ограждение в виде забора на всем протяжении (от точки № до точки № согласно данным межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером Б..). Возражения Костюриной Т.Л. заявлены по границе участка от точки № до точки №, которая граничит с землями, находящимися в государственной собственности. Представитель ответчика по доверенности Назаров С.А. пояснил суду, что спора по общей границе с истицей нет. Возражения были представлены по части границы с точки № до точки №, так как бывший собственник участка с кадастровыми номерами №, огородил часть земель общего пользования.
Учитывая, что в соответствии со ст.39 Закона о кадастре граница участка с кадастровыми номерами № от точки № до точки №, по местоположению которой ответчиком заявлены возражения, граничит с землями, находящимися в государственной собственности и не подлежит согласованию, суд считает возражения Костюриной Т.Л. необоснованными.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что общая граница между земельными участками Дубининой Н.Н. и Костюриной Т.Л. должна проходить по фактическому землепользованию сторон, по межевому плану, выполненному кадастровым инженером Б. поскольку данный вариант установления границы соответствует общеправовому принципу справедливости, обеспечивает баланс прав и законных интересов каждой из сторон, учитывает линейные сооружения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные Дубининой Н.Н. требования удовлетворить.
Признать возражения Костюриной Т.Л. к акту согласования границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ необоснованными.
Признать общую границу между смежными земельными участками с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> и с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес> согласованной по характерным точкам <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Веденина Е.В.
Мотивированное решение составлено 26 декабря 2016 года.
Судья Веденина Е.В.
Копия верна:
Судья Веденина Е.В.