№ 2а-2452/2019
70RS0001-01-2019-004202-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2019 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Мухиной Л.И.,
при секретаре Малковой О.В.,
помощник судьи Сурнина Е.Н.
с участием помощника прокурора г.Томска Гелбутовского А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному исковому заявлению Прокурора г.Томска действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор г.Томска обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области (далее – Управление Роскомнадзора по Томской области), в котором просит признать информацию, размещенную на интернет-сайтах: https://spravka-v-basseyn.com/; https://spravka-v-basseyn.ru/; https://vsespravkityt.com/; https://100doctor.ru/; https://vsespravki.msk.ru/; https://tut-spravki.ru/; https://medblanki.ru/; https://spravka-za-chas.info/; https://katalog-cpravok.com/; https://spravka-vip.ru; https://kupit-spravku-tut.net/; https://meddoc-help.ru/; https://medreferals.ru/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г.Томска проведена проверка, в ходе которой установлено, что на вышеуказанных сайтах размещена информация о возможности приобретения различных медицинских справок без прохождения обязательных медицинских осмотров у врачей, наличие в свободном доступе на указанных сайтах подобного рода предложений о получении за денежные средства медицинских справок нарушает права неопределенного круга лиц и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан в случае получения медицинских справок об установлении юридического факта отсутствия заболеваний лицами, не имеющими законного права по состоянию здоровья на получение таких справок. Какие-либо ограничения по доступу к указанному Интернет-ресурсу не установлены. Любой пользователь может свободно зайти на данные сайты с помощью персонального компьютера или любого иного устройства, посредством введения вышеуказанных URL-адресов соответствующих интернет-страниц, в адресную строку браузера может получить доступ к рассматриваемым Интернет-сайтам и его контенту. Таким образом, установлено, что обеспечивается открытый доступ к указанным Интернет-страницам, которые представляют собой информацию, содержащую сведения о введении в заблуждение неопределенного круга лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования различных медицинских справок без прохождения медицинского осмотра, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений, правонарушений и способствуют их совершению. Кроме того, данные сайты оказывают прямое негативное воздействие на нравственность граждан – пользователей сети «Интернет», нарушают конституционные права неопределенного круга лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией РФ. В целях ограничения доступа к информации на указанных страницах сайтов необходимо внести данные сайты в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайта в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». На момент проверки указатели таких сайтов в указанном реестре отсутствуют. С учетом частичного отказа от административного иска, окончательно просит суд признать информацию, размещенную на интернет-сайтах: https://tut-spravki.ru/; https://spravka-vip.ru; https://kupit-spravku-tut.net/; https://meddoc-help.ru/; информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Определением Кировского районного суда г.Томска от /________/ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Азизов В., Бутров А.А., Ермаков А.Л., Козлов Д.Е., Коломийцев Б.В.
Определением Кировского районного суда от /________/ принят отказ прокурора г.Томска от административного иска в части требований о признании информации, размещенной на сайтах https://spravka-v-basseyn.com/; https://spravka-v-bassein.ru/; https://vsespravkityt.com/; https://100doctor.ru/; https://vsespravki.msk.ru/; https://medblanki.ru/; https://spravka-za-chas.info/; https://katalog-cpravok.com/; https://medreferals.ru/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено
В судебном заседании помощник прокурора г.Томска Гелбутовский А.В. уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить. Пояснил, что на момент рассмотрения административного дела доступ к сайтам не ограничен.
Административный ответчик Управление Роскомнадзора по Томской области в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, согласно письменным пояснениям не возражал против удовлетворения административного иска.
Заинтересованные лица Азизов В., Бутров А.А., Ермаков А.Л., Козлов Д.Е., Коломийцев Б.В. надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах уважительности не явки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Определив на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
В силу статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ под информацией следует понимать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления: под информационно-телекоммуникационной сетью - технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под доступом к информации - возможность получения информации и ее использования; под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц: под оператором информационной системы - гражданина или юридическое лицо, осуществляющих деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
На основании статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст.324 Уголовного кодекса РФ), а также подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст.327 Уголовного кодекса РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями. Получение медицинских книжек, листков нетрудоспособности, медицинских справок, минуя установленный законом порядок, может свидетельствовать о злоупотреблении соответствующими должностными лицами своими должностными полномочиями (ст.285 Уголовного кодекса РФ) и (или) о получении взятки (ст.290 Уголовного кодекса РФ).
Указанные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 главы 30, 32 Уголовного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 11.32 Кодекса Российской Федерации oб административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленного порядка обязательного медицинского освидетельствования у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров.
Обязанность проведения медицинского осмотра и получение на основании него медицинской справки установленного образца предусмотрено статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Аналогичное требование закреплено и в Приказе Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».
Абзацем 15 статьи 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» установлено, что для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное в установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки противопоказаний; владению оружием и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.
Более того, согласно пункту 5 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.
Статьей 213 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций, детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в том числе по предупреждению коррупции, по ее выявлению и последующему устранению ее причин.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Таким образом, действующим законодательством также устанавливается необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений.
Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела, прокуратурой г.Томска проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ по факту размещения информации, распространение которой запрещено в Российской Федерации, на интернет – сайтах: https://tut-spravki.ru/; https://spravka-vip.ru; https://kupit-spravku-tut.net/; https://meddoc-help.ru/. В ходе проверки установлено, что на вышеуказанных сайтах размещена информация и графические материалы, содержащие сведения о возможности получения различных медицинских справок без прохождения медицинского осмотра.
Какие – либо ограничения по доступу к указанным интернет – ресурсам не установлены. Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела, актом проверки от /________/, /________/, фототаблицей, скриншотами с сайта.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ч. 1, 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу части 3 статьи 15.5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228).
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско – правовой ответственности.
Согласно п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16.03.2009, указанная служба осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На момент проверки указанные интернет-ресурсы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесены. Согласно универсальному сервису проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет» Роскомнадзора (http://eais.rkn.gov.ru, http://blocklist.rkn.gov.ru) не введено.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
С административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор (ст. 265.1 КАС РФ).
Поскольку в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение доводы о том, что на указанных сайтах размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации, так как содержит сведения о возможности получения различных медицинских справок без прохождения медицинского осмотра,что противоречит законодательству РФ. При этом судом учитывается, что за совершение действий, размещенных на данных интернет-сайтах, предусмотрена уголовная и административная ответственность, а ее распространение нарушает права и законные интересы граждан, оказывают прямое негативное воздействие на нравственность граждан - пользователей сети «Интернет», чем нарушают конституционные права неопределенного круга лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, руководствуясь указанными нормами закона, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором г.Томска требований.
Учитывая, что вышеуказанные интернет-сайты не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», установить их владельцев не представляется возможным, в целях ограничения доступа к информации на страницах сайта URL – адресами: https://tut-spravki.ru/; https://spravka-vip.ru; https://kupit-spravku-tut.net/; https://meddoc-help.ru/ необходимо внести данные сайты в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора г.Томска действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет-сайтах: https://tut-spravki.ru/; https://spravka-vip.ru; https://kupit-spravku-tut.net/; https://meddoc-help.ru/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Направить копию решения суда с отметкой о вступлении в законную силу в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (/________/) – оператору «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», для внесения сведений в Единый реестр.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.И. Мухина