Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2452/2019 ~ М-2672/2019 от 07.10.2019

№ 2а-2452/2019

70RS0001-01-2019-004202-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2019 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Мухиной Л.И.,

при секретаре Малковой О.В.,

помощник судьи Сурнина Е.Н.

с участием помощника прокурора г.Томска Гелбутовского А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному исковому заявлению Прокурора г.Томска действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации,

установил:

прокурор г.Томска обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области (далее – Управление Роскомнадзора по Томской области), в котором просит признать информацию, размещенную на интернет-сайтах: https://spravka-v-basseyn.com/; https://spravka-v-basseyn.ru/; https://vsespravkityt.com/; https://100doctor.ru/; https://vsespravki.msk.ru/; https://tut-spravki.ru/; https://medblanki.ru/; https://spravka-za-chas.info/; https://katalog-cpravok.com/; https://spravka-vip.ru; https://kupit-spravku-tut.net/; https://meddoc-help.ru/; https://medreferals.ru/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г.Томска проведена проверка, в ходе которой установлено, что на вышеуказанных сайтах размещена информация о возможности приобретения различных медицинских справок без прохождения обязательных медицинских осмотров у врачей, наличие в свободном доступе на указанных сайтах подобного рода предложений о получении за денежные средства медицинских справок нарушает права неопределенного круга лиц и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан в случае получения медицинских справок об установлении юридического факта отсутствия заболеваний лицами, не имеющими законного права по состоянию здоровья на получение таких справок. Какие-либо ограничения по доступу к указанному Интернет-ресурсу не установлены. Любой пользователь может свободно зайти на данные сайты с помощью персонального компьютера или любого иного устройства, посредством введения вышеуказанных URL-адресов соответствующих интернет-страниц, в адресную строку браузера может получить доступ к рассматриваемым Интернет-сайтам и его контенту. Таким образом, установлено, что обеспечивается открытый доступ к указанным Интернет-страницам, которые представляют собой информацию, содержащую сведения о введении в заблуждение неопределенного круга лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования различных медицинских справок без прохождения медицинского осмотра, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений, правонарушений и способствуют их совершению. Кроме того, данные сайты оказывают прямое негативное воздействие на нравственность граждан – пользователей сети «Интернет», нарушают конституционные права неопределенного круга лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией РФ. В целях ограничения доступа к информации на указанных страницах сайтов необходимо внести данные сайты в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайта в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». На момент проверки указатели таких сайтов в указанном реестре отсутствуют. С учетом частичного отказа от административного иска, окончательно просит суд признать информацию, размещенную на интернет-сайтах: https://tut-spravki.ru/; https://spravka-vip.ru; https://kupit-spravku-tut.net/; https://meddoc-help.ru/; информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Определением Кировского районного суда г.Томска от /________/ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Азизов В., Бутров А.А., Ермаков А.Л., Козлов Д.Е., Коломийцев Б.В.

Определением Кировского районного суда от /________/ принят отказ прокурора г.Томска от административного иска в части требований о признании информации, размещенной на сайтах https://spravka-v-basseyn.com/; https://spravka-v-bassein.ru/; https://vsespravkityt.com/; https://100doctor.ru/; https://vsespravki.msk.ru/; https://medblanki.ru/; https://spravka-za-chas.info/; https://katalog-cpravok.com/; https://medreferals.ru/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено

В судебном заседании помощник прокурора г.Томска Гелбутовский А.В. уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить. Пояснил, что на момент рассмотрения административного дела доступ к сайтам не ограничен.

Административный ответчик Управление Роскомнадзора по Томской области в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, согласно письменным пояснениям не возражал против удовлетворения административного иска.

Заинтересованные лица Азизов В., Бутров А.А., Ермаков А.Л., Козлов Д.Е., Коломийцев Б.В. надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах уважительности не явки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Определив на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ).

В силу статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ под информацией следует понимать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления: под информационно-телекоммуникационной сетью - технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под доступом к информации - возможность получения информации и ее использования; под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц: под оператором информационной системы - гражданина или юридическое лицо, осуществляющих деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

На основании статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст.324 Уголовного кодекса РФ), а также подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст.327 Уголовного кодекса РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями. Получение медицинских книжек, листков нетрудоспособности, медицинских справок, минуя установленный законом порядок, может свидетельствовать о злоупотреблении соответствующими должностными лицами своими должностными полномочиями (ст.285 Уголовного кодекса РФ) и (или) о получении взятки (ст.290 Уголовного кодекса РФ).

Указанные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 главы 30, 32 Уголовного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 11.32 Кодекса Российской Федерации oб административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленного порядка обязательного медицинского освидетельствования у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров.

Обязанность проведения медицинского осмотра и получение на основании него медицинской справки установленного образца предусмотрено статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Аналогичное требование закреплено и в Приказе Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».

Абзацем 15 статьи 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» установлено, что для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное в установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки противопоказаний; владению оружием и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.

Более того, согласно пункту 5 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.

Статьей 213 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций, детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в том числе по предупреждению коррупции, по ее выявлению и последующему устранению ее причин.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Таким образом, действующим законодательством также устанавливается необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений.

Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела, прокуратурой г.Томска проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ по факту размещения информации, распространение которой запрещено в Российской Федерации, на интернет – сайтах: https://tut-spravki.ru/; https://spravka-vip.ru; https://kupit-spravku-tut.net/; https://meddoc-help.ru/. В ходе проверки установлено, что на вышеуказанных сайтах размещена информация и графические материалы, содержащие сведения о возможности получения различных медицинских справок без прохождения медицинского осмотра.

Какие – либо ограничения по доступу к указанным интернет – ресурсам не установлены. Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела, актом проверки от /________/, /________/, фототаблицей, скриншотами с сайта.

Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу ч. 1, 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу части 3 статьи 15.5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228).

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско – правовой ответственности.

Согласно п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16.03.2009, указанная служба осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На момент проверки указанные интернет-ресурсы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесены. Согласно универсальному сервису проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет» Роскомнадзора (http://eais.rkn.gov.ru, http://blocklist.rkn.gov.ru) не введено.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

С административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор (ст. 265.1 КАС РФ).

Поскольку в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение доводы о том, что на указанных сайтах размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации, так как содержит сведения о возможности получения различных медицинских справок без прохождения медицинского осмотра,что противоречит законодательству РФ. При этом судом учитывается, что за совершение действий, размещенных на данных интернет-сайтах, предусмотрена уголовная и административная ответственность, а ее распространение нарушает права и законные интересы граждан, оказывают прямое негативное воздействие на нравственность граждан - пользователей сети «Интернет», чем нарушают конституционные права неопределенного круга лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, руководствуясь указанными нормами закона, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором г.Томска требований.

Учитывая, что вышеуказанные интернет-сайты не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», установить их владельцев не представляется возможным, в целях ограничения доступа к информации на страницах сайта URL – адресами: https://tut-spravki.ru/; https://spravka-vip.ru; https://kupit-spravku-tut.net/; https://meddoc-help.ru/ необходимо внести данные сайты в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора г.Томска действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на интернет-сайтах: https://tut-spravki.ru/; https://spravka-vip.ru; https://kupit-spravku-tut.net/; https://meddoc-help.ru/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Направить копию решения суда с отметкой о вступлении в законную силу в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (/________/) – оператору «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», для внесения сведений в Единый реестр.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.И. Мухина

2а-2452/2019 ~ М-2672/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Томска
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области
Другие
Козлов Дмитрий Евгеньевич
Бутров Александр Александрович
Коломийцев Борис Владимирович
Ермаков Александр Леонидович
Азизов Ваиз
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Мухина Л.И.
Дело на странице суда
kirovsky--tms.sudrf.ru
07.10.2019Регистрация административного искового заявления
08.10.2019Передача материалов судье
08.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
08.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2019Подготовка дела (собеседование)
24.10.2019Рассмотрение дела начато с начала
05.11.2019Подготовка дела (собеседование)
05.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2019Судебное заседание
21.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2021Дело оформлено
12.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее