Дело № 2-107/2015 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2015года п.Экимчан
Селемджинский районный суд Амурской области в составе председательствующего по делу судьи Иванкиной А.Г., с участием помощника прокурора Селемджинского района Морозеевой А.А., с участием истицы ФИО3, при секретаре Прокопенко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Муниципальному казенному Учреждению «Централизованная бухгалтерия» о признании увольнения по ч.1 п.2 ст.81 ТК РФ незаконным, восстановлении на работе в Муниципальном казенном учреждении «Централизованной бухгалтерии» в должности ведущего специалиста, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, и взыскании компенсации морального вреда в сумме 50 000руб.
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО3 обратилась в суд с иском к Муниципальному казенному Учреждению «Централизованная бухгалтерия» о признании увольнения по ч.1 п.2 ст.81 ТК РФ незаконным, восстановлении на работе в Муниципальном казенном учреждении «Централизованной бухгалтерии» в должности ведущего специалиста, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, и взыскании компенсации морального вреда в сумме 50 000руб., указывая, что она работала в должности ведущего специалиста Муниципального казенного Учреждения «Централизованной бухгалтерии».
23 декабря 2014года ей было вручено «Уведомление о переводе», в котором ей предлагался перевод с должности ведущего специалиста на должность экономиста второй категории и было указано, что в случае отказа от перевода на данную должность, она будет уволена по ст.81 п.2 ТК РФ по сокращению численности или штата работников.
С данным переводом она не согласна, в связи с тем, что при расчете размера предлагаемой ей заработной платы оказалось, что она идет на уменьшение, как ежемесячная, так и среднегодовая.
Также, с введением нового положения об оплате труда у нее понизилась доплата за выслугу лет с 15 до 10%.
Согласно вышеуказанного уведомления, при ее отказе о переводе на предлагаемую ей должность, ей обязаны были предложить под роспись все имеющиеся у Работодателя вакансии, чего не было сделано со стороны Работодателя, ни в устном, ни в письменном виде.
Штатное расписание, действующее на момент вручения уведомления, утверждено в количестве 25-ти штатных единиц. Штатное расписание на момент увольнения утверждено в количестве 26-ти штатных единиц.
По истечении двух месяцев, то есть с 25 февраля 2015года ее уволили по ст.81 п.2 ТК РФ по сокращению численности или штата работников.
Находит данное увольнение незаконным ввиду того, что сокращения численности или штата работников не производилось. Более того, штатная численность работников была увеличена на одну штатную единицу.
Полагает, что в результате незаконных действий Работодателя ей причинен моральный вред, который она оценивает в размере 50 000руб., поэтому просит суд признать увольнение незаконным, восстановить ее на работе в МКУ «Централизованной бухгалтерии» в должности ведущего специалиста, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула и моральный вред.
В судебном заседании истица ФИО3 заявленные исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить, а также пояснила, что была уволена незаконно. Также пояснила, что ей при увольнении 25 февраля 2015года было выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также в марте месяце 2015года, в апреле месяце 2015года и в мае месяце 2015года ей был выплачен средний месячный заработок.
После ее увольнения ответчик Муниципальное казенное Учреждение «Централизованная бухгалтерия» ее не приглашал и не предлагал ей иные вакантные должности.
23 декабря 2014года при вручении ей уведомления о переводе, ей был предложен перевод на должность экономиста второй категории, а при увольнении 25 февраля 2015года ей была предложена должность бухгалтера второй категории.
В результате незаконных действий Работодателя ей причинен моральный вред, который выразился в том, что она оставшись без работы перенесла стресс, ввиду того, что является единственным кормильцем в семье, так как ее муж в настоящее
время нигде не работает, а на иждивении двое несовершеннолетних детей.
С приказом об увольнении была ознакомлена 25 февраля 2015года, трудовую книжку получила 25 февраля 2015года, расчет при увольнении получила 26 февраля 2015года.
В настоящее время она обучается в Финансовом Экономическом колледже г.Благовещенска на финансовом факультете по специальности финансист на пятом курсе и в 2015году она заканчивает обучение в Финансовом экономическом колледже г.Благовещенска.
Представленный суду расчет от 06 июля 2015года о средней заработной плате и оплаты подлежащей взысканию за время вынужденного прогула со стороны ответчика Муниципального казенного Учреждения «Централизованной бухгалтерии» ею не оспаривается.
Согласно поступивших в письменном виде возражений, ответчик Муниципальное казенное Учреждение «Централизованная бухгалтерия» не согласна с заявленными исковыми требованиями истицы ФИО3 по следующим основаниям.
Истица ФИО3 была принята на работу в МКУ «Централизованная бухгалтерия» 19 июня 2012года согласно Приказа Учреждения.
На основании приказа МКУ «Централизованная бухгалтерия» (далее Учреждение) от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с распоряжением администрации Селемджинского района от 22.12.2014 № 456 «О проведении организационно-штатных " мероприятий МКУ «Централизованная бухгалтерия», Решением Селемджинского районного Совета народных депутатов от 02.07.2014 № 22- р, Решением Селемджинского районного Совета народных депутатов от 24.11.2014, постановлением Селемджинского районного Совета народных депутатов от 02.07.2014 № 16/54, в целях приведения в соответствие структуры МКУ «Централизованной бухгалтерии», должностных обязанностей (инструкций) работников Учреждения, изменений определенных сторонами условий трудовых договоров по причинам, связанным с изменением системы оплаты труда, Учреждение провело соответствующие организационно-штатные мероприятия, в том числе с утверждением новой структуры учреждения (измененной штатной численности и штатного расписания Учреждения № 9, утвержденное приказом от 23.12.2014 № 54).
Штатное расписание Учреждения № 8 содержало 25 штатных единиц с ежемесячным фондом оплаты труда 894 282, 22 рубля, утратило силу 25.02.2015, с сокращением всех должностей, а именно: Управление (руководитель - 1, заместитель руководителя - 1 и главный бухгалтер-О; Сектор по экономике и планированию (главный специалист - 4, ведущий специалист - 1); Сектор по оплате труда и начислениям во внебюджетные фонды (главный специалист - 2, ведущий специалист - 3); Сектор материального учета (ведущий специалист - 5); Сектор по работе с поставщиками и подотчетными лицами (ведущий специалист - 3, ведущий специалист (кассир) - 1, ведущий специалист (по кадрам и делопроизводству) - 1); Сектор по ведению бухгалтерского учета в поселениях (главный специалист - 2), в том числе. была сокращена должность ведущего специалиста (ведущий специалист сектора по экономике и планированию), в которой с 01.04.2014 работала ФИО3 Штатное расписание Учреждения № 9 содержит 26 штатных единиц с ежемесячным фондом оплаты труда 905 745, 83 рубля, введено 25.02.2015. Штатное расписание Учреждения № 9 включает в себя следующие должности:
Директор - 1; Заместитель руководителя - 1; Главный бухгалтер - 1; Секретарь руководителя - 1; Начальник планово-экономического отдела - 1; Начальник отдела организации и оплаты труда - 1; Экономист 1 категории - 2; Экономист 2 категории - 2; Бухгалтер 1 категории - 6; Бухгалтер 2 категории - 10.
В соответствии с вышеуказанными мероприятиями в том числе произошло не только изменение системы оплаты труда и переименование должностей, но и изменение прав и обязанностей по ним с изменением трудовых (должностных) функций работников. Уведомлением о переводе от 23.12.2014 ФИО3 была предупреждена о сокращении 24.02.2015 занимаемой ей должности «ведущий специалист », упразднении штатного расписания Учреждения № 8, введением в тот же день нового штатного расписания № 9, а также зафиксировано предложение перевода на должность «Экономист 2 категории». С данным уведомлением истец ознакомлен 23.12.2014, что подтверждается её подписью с датировкой ознакомления и отсутствием согласия данного предложения перевода («Не согласна, 23.12.2014, роспись, ФИО3.»).
Приложениями к регламентируемому уведомлению являлись решение Селемджинского районного Совета народных депутатов от 02.07.2014 № 22-р, решение Селемджинского районного Совета народных депутатов от 24.11.2014, постановление Селемджинского районного Совета народных депутатов от 02.07.2014 № 16/54, распоряжение администрации Селемджинского района от 22.12.2014 № 456 и приказ МКУ от 23.12.2014 № 54, с которыми истец был также ознакомлен 23.12.2014 под роспись. Ни один из вышеперечисленных документов истец не оспаривал.
Уведомление также содержит возможный механизм взаимоотношений сторон в случае отказа от предложенной вакансии, а именно: «При отсутствии указанной работы или Вашем отказе от предложенной работы по истечении двух месяцев со дня вручения настоящего Уведомления заключенный с Вами трудовой договор прекращается в соответствии с п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ по сокращению численности или штата работнико».
На протяжении периода с момента вручений уведомлений по 25.02.2015 (т.е. более двух месяцев) истцу периодически предлагались имеющиеся у Работодателя должности, соответствующие образованию и квалификации работника.
Согласно разъяснению, данному в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в соответствии с частью 3 статьи 81 Кодекса увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья, что ответчик и сделал.
Уведомлением от 24.02.2015года истице ФИО3 вновь были предложены вакансии «Бухгалтера второй категории», от которых истица вновь отказалась, поставив в соответствующей графе «не согласна».
На момент 25.02.2015года (первый день вступившего в силу нового штатного расписания МКУ «Централизованной бухгалтерии» № 9) учреждение имело следующие вакантные должности: Секретарь руководителя - 1; Бухгалтер 2 категории - 2; Экономист 1 категории - 1; Экономист 2 категории - 1.
В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям, образованию и навыкам.
Должностные инструкции работников Учреждения утверждены приказом Муниципального казенного Учреждения «Централизованной бухгалтерии» № 25. Все 26 должностных инструкций были разработаны и утверждены (изменены и дополнены) с учетом анализа всех видов работ (обязанностей, функций, задач) по конкретным должностям. При разработке данных должностных инструкций руководствовались нормами и требованиями постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. № 58/3-102 "Об утверждении Квалификационного справочника профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады" (с изменениями в редакции постановлений Минтруда Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 37, от 22 февраля 1999 г. N 3 и от 21 января 2000 года N 6, и др. документов.
Истец имеет образование 9 классов общеобразовательной школы ( копия аттестата прилагается), то есть не имеет соответствующего регламентированным должностям образования. В противоречие установленных должностными инструкциями требованиями ( к квалификации и образованию) истцу даже предлагались должности «бухгалтер 2-ой категории» и «экономист 2-ой категории», в которых должность «Экономиста 2-ой категории» имеет соответствующие квалификационные требования, а именно: высшее финансово- экономическое образование, либо среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности не менее трех лет.
Также должность «Бухгалтера 2-ой категории» имеет соответствующие квалификационные требования, а именно: высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет, от которых истица ФИО3 лично отказалась.
Кроме того, иные вакантные должности по состоянию на 25.02.2015года содержат также определенные квалификационные требования.
Так например должность «Экономиста 1 категории», содержит следующие квалификационные требования - высшее профессиональное (экономическое ) образование и стаж работы в должности экономиста 2-ой категории не менее 3 лет; должность «Секретаря руководителя (специалист по кадрам - делопроизводитель)» содержит следующие квалификационные требования: образование - высшее, неполное высшее или среднее специальное, стаж аналогичной работы от полугода, знание офисной техники ( факс, сканер, принтер) программ Microsoft Office ( Word, Excel).
В соответствии с Приказом МКУ «Централизованной бухгалтерии» от ДД.ММ.ГГГГ № 16-к ФИО3 была уволена по ст.81 ч.1 п.2 ТК РФ. Истица ФИО3 была уволена в связи с болезнью, поэтому просят суд в удовлетворении заявленных исковых требований истицы ФИО3 отказать.
Согласно поступивших в письменном виде дополнений, ответчик Муниципальное казенное Учреждение «Централизованная бухгалтерия» не согласна с заявленными исковыми требованиями истицы ФИО3 и просит суд отказать истице ФИО3 в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 Трудового Кодекса РФ, увольнение работника производится в случае отказа работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора. Данная процедура определена статьей 74 Трудового Кодекса РФ, однако согласно части первой ст.74 ТК РФ, по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда ( изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), допускается изменение определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. Изменение должности работника, которое было произведено, подразумевает изменение трудовой функции. Следовательно, увольнение работника по п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ являлось бы неправомерным, поэтому была произведена процедура сокращения численности или штата работников по ст.81 ч.1 п.2 ТК РФ..
Со стороны ответчика МКУ «Централизованной бухгалтерии» были произведены неоднократные попытки обсуждения и заключения мирового соглашения с истицей ФИО3, но истица ФИО3 не проявила заинтересованности.
Истица ФИО3 не соответствует критериям (квалификационным требованиям) имевшихся у Работодателя вакантных должностей «Секретаря руководителя», «Экономиста первой категории» и не могла претендовать на них, как не могла претендовать и на иные должности, которые были ей предложены.
Ответчик также не согласен с заявленными исковыми требованиями истицы ФИО3 о взыскании морального вреда, по следующим основаниям.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна) или нарушающими его личные неимущественные права
( право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Истица ФИО3 не представила ни одного доказательства причинения ей физических и нравственных страданий в результате действий ответчика, а требует лишь возмещения необоснованной суммы морального вреда.
Ответчик полагает, что истица ФИО3 не имеет желания работать в МКУ «Централизованной бухгалтерии» и не пытается обсудить с ответчиком ни одного варианта ее трудоустройства. Ответчик всячески пытался уговорить истицу ФИО3 приступить к работе в МКУ «Централизованной бухгалтерии» предлагая ей должности, перевод, но истица ФИО3 сознательно отказалась от всего предложенного ей.
Суд, изучив материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих по делу, мнение прокурора, полагавшего подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования истца, приходит к следующему.
В соответствии со ст.391 ТК РФ непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлению работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора.
В соответствии со ст. 394ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
В соответствии со ст.81 ч.1; п.2, ч.3 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации,
Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
В соответствии со ст.180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии со ст.179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
В соответствии с действующим законодательством преимущественным правом на оставлении на работе при ликвидации, сокращении численности или штата пользуются и иные категории граждан.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
В соответствии со ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.
С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.
Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.
Из исследованного в ходе судебного разбирательства дела п.1.3; п.1.4; п.2.1; п.2.2; п.2.5; п.2.6; п.2.9 ; п.7.1; п.7.8; Устава, Муниципальное казенное Учреждение «Централизованная бухгалтерия» является юридическим лицом; Учреждение является муниципальным Учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов муниципальной власти, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств районного бюджета на основании бюджетной сметы; Учреждение находится в ведомственном подчинении администрации Селемджинского района, который осуществляет функции и полномочия его Учредителя; Собственником имущества является муниципальное образование Селемджинского района, от имени которого соответствующие полномочия осуществляет Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Селемджинского района; Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде; Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; Учреждение создано без ограничения срока деятельности;
Учреждение возглавляет Руководитель назначаемый на должность и освобождаемый от должности Учредителем; Руководитель по согласованию с Учредителем утверждает структуру и штаты Учреждения, устанавливает размеры должностных окладов, надбавок, доплат и других выплат компенсационного и стимулирующего характера в пределах средств, выделенных на эти цели по бюджетной смете и с учетом ограничений, установленных Федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Селемджинского района и настоящим Уставом, осуществляет прием на работу работников Учреждения, заключает, изменяет и прекращает с ними трудовые договоры.
Из исследованного в ходе судебного разбирательства Устава, администрация Селемджинского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Селемджинского района, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.
Районный Совет является выборным органом местного самоуправления, состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на 5 лет. К вопросам исключительного ведения районного Совета относятся принятие Устава и внесение в него изменений и дополнений, утверждение районного бюджета и отчета о его исполнении, определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления района.
К иным полномочиям районного Совета относится: утверждение по предложению главы района структуры районной администрации и положений об органах администрации района, наделяемых правами юридического лица; определение в соответствии и на основании Закона Амурской области определяющего системы оплаты труда в органах местного самоуправления Амурской области размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления района, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и иных должностных лиц местного самоуправления.
При этом судом не может быть принято во внимание представленное суду со стороны ответчика Определение Селемджинского районного суда от 11 ноября 2014года, согласно которого было прекращено производство по гражданскому делу по иску ФИО3 и других к Селемджинскому районному Совету народных депутатов о признании нормативного правового акта -Решения Селемджинского районного Совета народных депутатов № 16/54 от 02 июля 2014года « О Положении «Об оплате труда технических категорий работников и специалистов муниципальных учреждений, должности которых не являются должностями муниципальной службы» незаконным, в связи с отказом от заявленных исковых требований, ввиду того, что данное Определение суда не имеет значения при рассмотрении данного гражданского дела.
Судом также не могут быть приняты во внимание представленные суду со стороны ответчика МКУ «Централизованной бухгалтерии» письмо МКУ «Централизованной бухгалтерии» от 15 мая 2014года адресованное в адрес истицы ФИО3, в котором истице ФИО3 предложено в удобное для нее время подойти в МКУ «Централизованную бухгалтерию» для дополнительного обсуждения вопроса по поводу ее дальнейшей работы в МКУ «Централизованной бухгалтерии», а также справка Отделения почтовой связи ФГУП «Почта России» ввиду того, что письмо ответчика МКУ «Централизованной бухгалтерии» датировано 15- м мая 2014года, что не имеет значения при рассмотрении данного гражданского дела.
Судом также не может быть принят во внимание, представленный суду со стороны ответчика акт от 24 мая 2013года о проведенной проверки начальником Отдела финансового контроля в МКУ «Централизованной бухгалтерии» правильности расходования средств местного бюджета на оплату труда, своевременности расчетов по оплате труда, по следующим основаниям.
Из исследованного в судебном заседании акта от 24 мая 2013года установлено, что на момент проверки по состоянию на май месяц 2013года истица
ФИО3 и ФИО7 занимающие должность специалистов 1-ой категории (бухгалтера 1-ой категории) не имеют соответствующего образования.
В силу ст.196 ч.3 ГПК РФ суд вправе принять решение только в пределах заявленных истцом требований.
При этом в данном судебном заседании не рассматривается вопрос о несоответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации.
Кроме того, право принятия на работу работника без соответствующего образования принадлежит работодателю.
Судом также не могут быть приняты во внимание доводы ответчика МКУ «Централизованной бухгалтерии» о том, что истица ФИО3 была уволена в связи с болезнью, ввиду того, что со стороны ответчика каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что истица ФИО3 была уволена в связи с болезнью, суду не представлено.
В ходе судебного разбирательства дела было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным казенным Учреждением «Централизованная бухгалтерия» и истцом ФИО3 был заключен трудовой договор, согласно условий которого истец ФИО3 была принята на работу в Муниципальное казенное Учреждение «Централизованную бухгалтерию» на должность экономиста первой категории, что подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательства дела трудовым договором, Приказом МКУ «Централизованная бухгалтерия» № 13-к от ДД.ММ.ГГГГ о приеме истицы ФИО3 на работу в МКУ «Централизованная бухгалтерия» с ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из трудовой книжки истицы ФИО3
Из исследованной в ходе судебного разбирательства дела должностной инструкции ведущего специалиста сектора экономики планирования и анализа Муниципального казенного Учреждения «Централизованной бухгалтерии», утвержденной руководителем Учреждения ДД.ММ.ГГГГ, ведущий специалист подчиняется непосредственно руководителю, заместителю руководителя и главному бухгалтеру учреждения, ведущий специалист назначается и освобождается от должности руководителем в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, квалификационные требования: высшее финансово-экономическое образование, либо среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности не менее 1года. На ведущего специалиста возлагаются функции:
- по осуществлению бухгалтерского учета, анализа и контроля за составлением и результатом хозяйственной деятельности обслуживаемых учреждений;
- по составлению бухгалтерской, финансовой отчетности;
- по участию в подготовке рабочего плана счетов и форм первичных документов; В должностные обязанности ведущего специалиста входит:
- выполнение работы по осуществлению экономической деятельности, направленной на повышение эффективности экономической деятельности, достижения высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- осуществление функций МКУ «Централизованная бухгалтерия», возложенные согласно Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- размещение планов закупок, планов графиков на сайте МКУ «Централизованная бухгалтерия» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- осуществление подготовки извещений об осуществлении закупок, документации о закупках, проектов контрактов, изменений в извещения об осуществлении закупок, в документацию о закупках, приглашение для принятия участия в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами, осуществление подготовки протоколов заседаний комиссий по осуществлению закупок на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок, организация подготовки описания объекта закупки в документации о закупке и другое.
Ведущий специалист несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него настоящей инструкцией обязанностей.
Из исследованного в ходе судебного разбирательства дела штатного расписания № 08, утвержденного Приказом Муниципального казенного Учреждения «Централизованной бухгалтерии» от 04 декабря 2014года, установлено, что утверждено штатное расписание МКУ «Централизованной Бухгалтерии» в количестве 25 штатных единиц.
Также в ходе судебного разбирательства дела было установлено, что 02 июля 2014года Селемджинским районным Советом народных депутатов было принято Решение «О Положении об оплате труда технических категорий работников и специалистов муниципальных учреждений, должности которых не являются должностями муниципальной службы», согласно которого были предусмотрены размеры и условия оплаты труда технических категорий работников и специалистов муниципальных учреждений, должности которых не являются должностями муниципальной службы муниципального образования Селемджинского района, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных средств районного бюджета, средств областного бюджета по передаваемым полномочиям и средств от приносящей доход деятельности с у четом дополнительных выплат, установленных Федеральными и областными законами и иными нормативными правовыми актами района.
Было рекомендовано:
- администрации Селемджинского района разработать и утвердить Порядок ежемесячных и дополнительных выплат работникам технических категорий и специалистов муниципальных учреждений, должности которых не являются должностями муниципальной службы;
- администрации Селемджинского района привести структуру администрации района в соответствие с настоящим Решением. Руководителям ее структурных подразделений, руководителям автономных, бюджетных и казенных Учреждений наименования должностей работников, не являющихся муниципальными служащими, привести в соответствие с настоящим Решением.
Также согласно Решения Селемджинского районного Совета народных депутатов № 18/96 от 24 ноября 2014года в Решение Селемджинского районного Совета народных депутатов от 02 июля 2014года были внесены изменения, где в Приложении № 1 к Положению в категории «Должности специалистов»:
а) цифры «5 700» обозначающие размер должностного оклада бухгалтера и экономиста 1 категории были заменены на цифры « 6300»;
б) цифры «6 300» обозначающие размер должностного оклада бухгалтера и экономиста 2 категории были заменены на цифры « 5 700».
Также в ходе судебного разбирательства дела было установлено, что 22 декабря 2014года администрацией Селемджинского района было вынесено Распоряжение № 456, согласно которого во исполнение Решения Селемджинкого районного Совета народных депутатов от 02 июля 2014года, была утверждена новая структура Муниципального казенного Учреждения « Централизованной бухгалтерии» с численностью Учреждения в количестве 26 штатных единиц;
Было постановлено исключить 24 февраля 2015года из штатного расписания
№ 8 от 04.12.2014года МКУ «Централизованной бухгалтерии» следующие должности « Управление»:
- должность «Руководителя» - 1 шт. ед.;
- должность «Заместителя руководителя» - 1шт.ед.;
- должность «Главного бухгалтера» -1 шт.ед.;
«Сектор по экономике и планированию» :
- Должность «Главного специалиста» - 4 шт.ед.;
- должность «Ведущего специалиста» - 1 шт.ед.;
« Сектор по оплате труда и начислениям во внебюджетные фонды»:
- должность «главного специалиста» - 2 шт.ед.;
- должность»Ведущего специалиста» -3 шт.ед.;
«Сектор материального учета»
- должность «Ведущего специалиста» -5 шт.ед.;
« Сектор по работе с поставщиками и подотчетными лицами»
- должность «Ведущего специалиста» - 3 шт.ед.;
- должность «Ведущего специалиста» (кассир) – 1шт.ед.;
- должность «Ведущего специалиста по кадрам и делопроизводству» - 1 шт.ед.
«Сектор по ведению бухгалтерского учета в поселениях»
- должность «Главного специалиста» - 2шт.ед.;
ИТОГО: 25 штатных единиц.
Было постановлено считать утратившим силу с 25.02.2015года штатное расписание Учреждения № 8 от 04.12.2014г7ода, утвержденного Приказом МКУ «Централизованной бухгалтерии» № 50 от 04 декабря 2014года.
Было утверждено новое штатное расписание МКУ «Централизованной бухгалтерии» № 9 которое было введено в действие с 25.02.2015года и включило в себя следующие штатные единицы:
- должность «Директора» -1 шт.ед.;
- должность «Заместителя директора» - 1 шт.ед.;
- должность «Главного бухгалтера» - 1 шт.ед.;
- должность «Секретаря руководителя» - 1 шт.ед.;
- должность «Начальника планово-экономического отдела» - 1шт.ед.;
- должность «Начальника отдела организации и оплаты труда» -1шт.ед.;
- должность «Экономиста 1 категории» - 2 шт.ед.;
- должность «Экономиста 2 категории» -2 шт.ед.;
- должность «Бухгалтера 1 категории» - 6 шт.ед.;
- должность «Бухгалтера 2 категории» -10 шт.ед.
ИТОГО: 26 штатных единиц.
Также в ходе судебного разбирательства дела было установлено, что Муниципальным Казенным Учреждением «Централизованной бухгалтерией» 23 декабря 2014года был издан Приказ № 54, согласно которого во исполнение Распоряжения главы Селемджинского района от 22.12.2014года № 456 « О проведении организационно-штатных мероприятий в МКУ «Централизованной бухгалтерии», а также во исполнение Решения Селемджинского районного Совета народных депутатов от 02 июля 2014года и от 24 ноября 2014года была утверждена новая структура МКУ «Централизованной бухгалтерии» с численностью Учреждения в количестве 26 штатных единиц;
Было Приказано исключить 24 февраля 2015года из штатного расписания Учреждения следующие должности: « Управление»:
- должность «Руководителя» - 1 шт. ед.;
- должность «Заместителя руководителя» - 1шт.ед.;
- должность «Главного бухгалтера» -1 шт.ед.;
«Сектор по экономике и планированию» :
- Должность «Главного специалиста» - 4 шт.ед.;
- должность «Ведущего специалиста» - 1 шт.ед.;
« Сектор по оплате труда и начислениям во внебюджетные фонды»:
- должность «главного специалиста» - 2 шт.ед.;
- должность»Ведущего специалиста» -3 шт.ед.;
«Сектор материального учета»
- должность «Ведущего специалиста» -5 шт.ед.;
« Сектор по работе с поставщиками и подотчетными лицами»
- должность «Ведущего специалиста» - 3 шт.ед.;
- должность «Ведущего специалиста» (кассир) – 1шт.ед.;
- должность «Ведущего специалиста по кадрам и делопроизводству» - 1 шт.ед.
«Сектор по ведению бухгалтерского учета в поселениях»
- должность «Главного специалиста» - 2шт.ед.;
ИТОГО: 25 штатных единиц.
Было утверждено новое штатное расписание МКУ «Централизованной бухгалтерии» в количестве 26 штатных единиц:
- должность «Директора» -1 шт.ед.;
- должность «Заместителя директора» - 1 шт.ед.;
- должность «Главного бухгалтера» - 1 шт.ед.;
- должность «Секретаря руководителя» - 1 шт.ед.;
- должность «Начальника планово-экономического отдела» - 1шт.ед.;
- должность «Начальника отдела организации и оплаты труда» -1шт.ед.;
- должность «Экономиста 1 категории» - 2 шт.ед.;
- должность «Экономиста 2 категории» -2 шт.ед.;
- должность «Бухгалтера 1 категории» - 6 шт.ед.;
- должность «Бухгалтера 2 категории» -10 шт.ед.
ИТОГО: 26 штатных единиц.
Также в ходе судебного разбирательства дела было установлено, что истица ФИО3 ознакомилась с вышеуказанным Приказом МКУ «Централизованной бухгалтерии» ДД.ММ.ГГГГ.
Из исследованного в ходе судебного разбирательства дела штатного расписания № 09, утвержденного Приказом Муниципального казенного Учреждения «Централизованной бухгалтерии» от ДД.ММ.ГГГГ № 54, установлено, что утверждено штатное расписание МКУ «Централизованной бухгалтерии» в количестве 26 штатных единиц.
Также в ходе судебного разбирательства дела было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ со стороны ответчика истцу ФИО3 было вручено Уведомление о переводе, согласно которого она была уведомлена о том, что должность «Ведущего специалиста» ДД.ММ.ГГГГ будет исключена из штатного расписания МКУ «Централизованной бухгалтерии» и что с ДД.ММ.ГГГГ в действие вступит новое штатное расписание МКУ «Централизованной бухгалтерии» и что ей предлагается перевод на должность экономиста второй категории планово - экономического отдела с должностным окладом в размере 5 700руб., с ежемесячной надбавкой за сложность, напряженность и высокие достижения в труде в размере 80%, с ежемесячной премией в размере – 25%; с ежемесячным районным коэффициентом в размере -50%; с ежемесячной надбавкой за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере-70% и что в случае несогласия продолжать работу в новых условиях ей будет предложена другая имеющаяся у Работодателя работа, при отсутствии указанной работы или ее отказе от предложенной работы по истечении двух месяцев со дня вручения настоящего уведомления заключенный с ней трудовой договор будет прекращен в соответствии с п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ (по сокращению численности или штата работников организации) и что в случае отказа от перевода она может воспользоваться гарантиями.
Также было установлено, что истица ФИО3 по истечении двух месяцев со дня получения уведомления об увольнении ДД.ММ.ГГГГ была уволена по истечении двух месяцев согласно Приказа № 16-к от ДД.ММ.ГГГГ, изданного ответчиком Муниципальным казенным Учреждением «Централизованной бухгалтерией», согласно которого трудовой договор с истицей ФИО3 был прекращен и истица ФИО3 была уволена ДД.ММ.ГГГГ по ст.81 ч.1 п.2 ТК РФ по сокращению численности или штата работников организации.
С данным приказом истица ФИО3 была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается исследованным в ходе судебного разбирательства дела Приказом.
Из исследованной в ходе судебного разбирательства дела должностной инструкции Экономиста второй категории, которая была предложена истице ФИО3 при ее увольнении, установлено, что в должностные обязанности экономиста второй категории входит: осуществление работы по экономическому планированию и анализу финансово-хозяйственной деятельности в бюджетных учреждениях, направленную на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование финансовых резервов с целью достижения наибольшей результативности деятельности учреждений; осуществление контроля за штатными расписаниями, тарификационными списками обслуживаемых учреждений; осуществление контроля за табельным учетом рабочего времени в соответствии со штатными расписаниями, тарификациями; формирование фонда оплаты труда и контроль за его правильным использованием; участие в формировании бюджета на следующий финансовый год с предоставлением всей необходимой документации; осуществление контроля за правильным составлением и использованием планов финансово –хозяйственной деятельности по статьям и кодам экономической классификации; Уточнение бюджетных плановых показателей в течение текущего финансового года по ходатайствам обслуживаемых учреждений; ведение учета изменений по статьям бюджетной классификации и своевременное уточнение планов финансово-хозяйственной деятельности и др.
Исследованные в ходе судебного разбирательства дела должностная инструкция ведущего специалиста сектора экономики планирования и анализа МКУ «Централизованной бухгалтерии», которую истица ФИО3 занимала до ее увольнения и должностная инструкция экономиста второй категории планово-экономического отдела МКУ «Централизованной бухгалтерии», которая была предложена истице ФИО3 при ее увольнении, свидетельствуют о том, что произошло изменение трудовых функций истицы ФИО3
В силу изложенного суд приходит к выводу о том, что основанием к увольнению истицы ФИО3 послужило исключение из штатного расписания Муниципального казенного Учреждения «Централизованной бухгалтерии» ранее занимаемой истицей должности «Ведущего специалиста», в результате проведенных организационно-штатных мероприятий в Муниципальном казенном Учреждении «Централизованной бухгалтерии» на основании Решения Селемджинского районного Совета народных депутатов « О Положении об оплате труда технических категорий работников и специалистов муниципальных учреждений, должности которых не являются должностями муниципальной службы» от 02 июля 2014года, Распоряжения администрации Селемджинского района,№ 456 от 22 декабря 2014года, Приказа Муниципального Казенного Учреждения «Централизованной бухгалтерии» от 23 декабря 2014года № 54., согласно которых в Муниципальном казенном Учреждении «Централизованной бухгалтерии» произошло изменение системы оплаты труда, переименование занимаемых ими должностей, а также изменение трудовых функций работников.
При этом исследованные в ходе судебного разбирательства дела
Распоряжение администрации Селемджинского района,№ 456 от 22 декабря 2014года, Приказ Муниципального Казенного Учреждения «Централизованной бухгалтерии» от 23 декабря 2014года № 54, новое штатное расписание согласно которых в результате проведенных организационно-штатных мероприятий в Муниципальном казенном Учреждении «Централизованной бухгалтерии» численность штата работников увеличилась на 1 штатную единицу свидетельствуют о том, что истица ФИО3 была уволена с сохранением количества штатных единиц, что свидетельствует о том, что ДД.ММ.ГГГГ, когда истица ФИО3 была уведомлена о предстоящем увольнении реального сокращения численности или штата работников МКУ «Централизованной бухгалтерии» не было, что противоречит нормам ст.81 ч.1 п.2 ТК РФ, согласно которой увольнение по данному основанию, возможно только в случае сокращения численности или штата работников организации.
Также согласно разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ « О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» прекращение трудового договора на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ признается правомерным при условии, что сокращение численности или штата работников в действительности имело место. Обязанность доказать данное обстоятельство возлагается на ответчика.
Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации права, Работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст.37 Конституции РФ закрепленные Трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
В соответствии со ст.180 ТК РФ предусмотрены гарантии и компенсации работникам при сокращении численности или штата работников организации, согласно которых при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В ходе судебного разбирательства дела было установлено и подтверждается поступившим в письменном виде сообщением из МКУ «Централизованной бухгалтерии от ДД.ММ.ГГГГ № 223, что на момент увольнения истицы ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ в Учреждении помимо должности экономиста второй категории имелись следующие вакантные должности:
- Секретарь руководителя - 1 шт.ед;
- Бухгалтер 2 категории - 2 шт.ед.;
- Экономист 1 категории - 1 шт.ед.
Из исследованного в ходе судебного разбирательства дела личной карточки истица ФИО3 не имеет соответствующего образования.
При этом судом не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о том, что истица ФИО3 не могла претендовать на должности экономиста второй категории и бухгалтера второй категории ввиду несоответствия квалификационным требованиям, по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства дела было установлено, что истица
ФИО3 в настоящее время обучается на 5 курсе по специальности финансист Благовещенского финансово-экономического колледжа Федерального Государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации», что подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательства дела дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Федеральным Государственным образовательным бюджетным учреждением высшего профессионального образования «Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации» и истицей ФИО3 на оказание образовательных услуг и справкой вызовом, выданным Благовещенским финансово-экономическом колледжем от ДД.ММ.ГГГГ № на имя истицы ФИО3
Также из исследованной в ходе судебного разбирательства дела выписки из трудовой книжки, истица ФИО3 более двух лет работала в должности ведущего специалиста сектора экономики планирования и анализа Муниципального казенного Учреждения «Централизованной бухгалтерии», в должностные обязанности которой входило:
- выполнение работы по осуществлению экономической деятельности, направленной на повышение эффективности экономической деятельности, достижения высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- осуществление функций МКУ «Централизованная бухгалтерия», возложенные согласно Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- размещение планов закупок, планов графиков на сайте МКУ «Централизованная бухгалтерия» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- осуществление подготовки извещений об осуществлении закупок, документации о закупках, проектов контрактов, изменений в извещения об осуществлении закупок, в документацию о закупках, приглашение для принятия участия в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами, осуществление подготовки протоколов заседаний комиссий по осуществлению закупок на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок;
Также на нее были возложены функции:
- по осуществлению бухгалтерского учета, анализа и контроля за составлением и результатом хозяйственной деятельности обслуживаемых учреждений;
- по составлению бухгалтерской, финансовой отчетности;
- по участию в подготовке рабочего плана счетов и форм первичных документов, что свидетельствует о том, что истица ФИО3 не имея высшего экономического образования, в силу своих профессиональных навыков исправно исполняла должностные обязанности ведущего специалиста МКУ «Централизованной бухгалтерии» к должности которой допускаются лица с высшим финансово-экономическим образованием.
Также в ходе судебного разбирательства дела было установлено и не оспаривается стороной ответчика, что при увольнении истицы ФИО3, несмотря на отсутствие у нее высшего экономического образования, со стороны Работодателя ей были предложены две вакантные должности экономиста второй категории и бухгалтера второй категории, должности которых вправе занимать лица, имеющие высшее экономическое образование и от которых истица ФИО3 отказалась, что свидетельствует о том, что ответчик МКУ «Централизованная бухгалтерия» выразил свое согласие на перевод истицы ФИО3 на должность экономиста второй категории и бухгалтера второй категории, что опровергает доводы ответчика о том, что истица ФИО3 не могла претендовать на должности экономиста второй категории и бухгалтера второй категории из-за несоответствия квалификационным требованиям.
Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что до увольнения истицы ФИО3 ответчик был согласен с тем, что истица ФИО3 занимает должность без соответствующего профессионального образования и не оспаривал ее несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации.
Иные вакантные должности секретаря руководителя и экономиста первой категории которые имелись у Работодателя истице ФИО3 предложены не были, ввиду того, что истица ФИО3 не отвечала требованиям, предъявляемым к кандидатам на вышеуказанные должности.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При этом в ходе судебного разбирательства дела ответчик МКУ «Централизованная бухгалтерия» не смог опровергнуть доводы истицы
ФИО3 о том, что реального сокращения численности или штата работников МКУ «Централизованной бухгалтерии» не было.
Кроме того, в соответствии со ст.179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
В соответствии с действующим законодательством преимущественным правом на оставлении на работе при сокращении численности или штата пользуются и иные категории граждан.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
В ходе судебного разбирательства дела было установлено, что истица ФИО3 имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей: дочь ФИО1 ДД.ММ.ГГГГгода рождения и дочь ФИО2 ДД.ММ.ГГГГгода рождения, что подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательства дела свидетельствами о рождении несовершеннолетних детей.
Также было установлено, что муж истицы ФИО3 –ФИО8 в настоящее время не работает, на учете в Центре занятости населения по Селемджинскому району не состоит и не занимается предпринимательской деятельностью, что подтверждается исследованным в ходе судебного разбирательства дела свидетельством о заключении брака, выпиской из трудовой книжки ФИО8, справкой, представленной из Государственного Казенного Учреждения Амурской области Центра занятости населения Селемджинского района и справкой, представленной из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Амурской области об отсутствии сведений в отношении ФИО8 в Едином Государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
В силу изложенного, исследованные в ходе судебного разбирательства дела свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, а также документы, подтверждающие отсутствие в семье истицы ФИО3 других работников с самостоятельным заработком, свидетельствуют о том, что истица ФИО3 на момент ее увольнения ДД.ММ.ГГГГ имела преимущественное право на оставление на работе, ввиду того, что имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей и что в ее семье нет других работников с самостоятельным заработком, что не было учтено Работодателем при ее увольнении, принимая во внимание то обстоятельство, что со стороны ответчика МКУ «Централизованной бухгалтерии» не представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что при увольнении работников МКУ «Централизованная бухгалтерия» предпочтение в оставлении на работе было отдано со стороны ответчика истице ФИО3, что также противоречит нормам ст. 179 ТК РФ, согласно которой при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев, а также лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком.
В силу изложенного, принимая во внимание, что реального сокращения численности или штата работников Муниципального казенного Учреждения «Централизованной бухгалтерии» не было, а также то, что Работодателем при увольнении истицы ФИО3 не было отдано предпочтение ее кандидатуре на оставление ее на работе, ввиду того, что истица ФИО3 имела преимущественное право на оставление на работе, суд находит увольнение ответчиком Муниципальным казенным Учреждением «Централизованной бухгалтерией» истицы ФИО3 по ст.81 ч.1 п.2 ТК РФ по сокращению численности или штата работников организации, незаконным, ввиду того, что работодателем при увольнении истицы ФИО3 была нарушена процедура ее увольнения, предусмотренная ст.81 ч.1 п.2 ч.3 ТК РФ, ст.179 ТК РФ, поэтому находит заявленные исковые требования истицы ФИО3 к Муниципальному казенному Учреждению «Централизованная бухгалтерия» о признании увольнения по ч.1 п.2 ст.81 ТК РФ незаконным, восстановлении на работе в Муниципальном казенном учреждении «Централизованной бухгалтерии» в должности ведущего специалиста - подлежащим удовлетворению.
Что касается заявленных исковых требований истицы ФИО3 к Муниципальному казенному Учреждению «Централизованной бухгалтерии» о взыскании с ответчика среднего заработка за время вынужденного прогула, то суд также находит их подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
В соответствии со ст.139 ТК РФ при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
В судебном заседании истица ФИО3 пояснила суду, что она не оспаривает представленный суду 06.07.2015г. расчет по средней заработной плате за время вынужденного прогула представленный суду со стороны ответчика МКУ «Централизованной бухгалтерии»
При этом суд принимает во внимание расчет средней заработной платы, подлежащий взысканию за время вынужденного прогула, представленный со стороны ответчика Муниципального казенного Учреждения «Централизованной бухгалтерии» ДД.ММ.ГГГГ ввиду того, что он не оспаривается стороной истца и произведен в соответствии с нормами ст.139 ТК РФ.
Согласно представленного суду расчета, среднедневной заработок истицы ФИО3 составил 1 725руб.72коп. сумма подлежащая взысканию за время вынужденного прогула истицы ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за 92 дня составила 158 766руб.24коп.
Согласно ст.178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
При этом в ходе судебного разбирательства дела было установлено и не оспаривается стороной истца, что истице ФИО3 при увольнении в феврале месяце 2015года было выплачено выходное пособие в сумме 31 522руб.51коп., что подтверждается исследованной в ходе судебного разбирательства дела выпиской из лицевого счета истицы ФИО3 за 2015год.
Также установлено и не оспаривается стороной истца, что истице ФИО3 был выплачен средний заработок на период трудоустройства за март месяц 2015года в сумме 31 522руб.51коп., за апрель месяц 2015года в сумме 6 315руб.09коп., за май месяц 2015года в сумме 29 863руб.43коп., что подтверждается исследованной в ходе судебного разбирательства дела отчетом по банковской карте истицы ФИО3
Итого истице ФИО3 в соответствии со ст.178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации было выплачено выходное пособие, а в последующем средний месячный заработок на период трудоустройства в общей сумме 99 223руб.54коп., что подлежит исключению из суммы начисленного среднего заработка за время вынужденного прогула (158 766руб.24коп. – 99 223руб.54коп.) = 59 542руб.70коп., что и подлежит взысканию с ответчика в пользу истицы ФИО3 за время вынужденного прогула.
Что касается заявленных исковых требований истицы ФИО3 о взыскании компенсации морального вреда, то судом не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о том, что со стороны истицы ФИО3 суду не представлено доказательств причинения ей физических и нравственных страданий в результате действий ответчика, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
В силу изложенного, вынесение решения судом о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, возможно по требованию работника в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, поэтому не представление со стороны истицы доказательств о причинении ей физических и нравственных страданий, не может служить основанием об отказе в удовлетворении заявленных требованиях истицы ФИО3 о взыскании морального вреда.
Заявленные исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, истица ФИО3 обосновывает тем, что она оставшись без работы перенесла стресс, ввиду того, что является единственным кормильцем в семье, так как ее муж в настоящее время нигде не работает, поэтому семья не имеет иных источников дохода, а на иждивении двое несовершеннолетних детей.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает принцип разумности, а также степень вины ответчика и степень нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание то обстоятельство, что увольнение истицы ФИО3 было произведено без законных оснований и с нарушением процедуры увольнения и что истица ФИО3 в связи с потерей работы испытывала нравственные страдания которые выразились в ее переживаниях связанных с отсутствием постоянного заработка и средств на содержание двоих несовершеннолетних детей, принимая во внимание то обстоятельство, что истица ФИО3 является единственным кормильцем в семье, ввиду того, что ее муж ФИО8 в настоящее время нигде не работает.
При таких обстоятельствах дела, суд находит заявленные исковые требования истицы ФИО3 к Муниципальному казенному учреждению «Централизованной бухгалтерии » о взыскании морального вреда в сумме 50 000руб., исходя из принципа разумности и справедливости удовлетворить частично и взыскать с ответчика в пользу истицы компенсацию морального вреда в сумме 10 000руб., в остальной части заявленных исковых требований отказать.
Как видно из материалов данного гражданского дела, истица ФИО3. при подаче искового заявления в порядке ст. 333.36 ч.1 п.1 НК РФ была освобождена от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии со ст.333.20 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
- при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
В силу изложенного, с учетом взысканной судом суммы среднего заработка за время вынужденного прогула, а также частичного удовлетворения неимущественных требований истицы о признании незаконным увольнение истицы ФИО3 по ч.1 п.2 ст.81 ТК РФ, восстановлении истицы
ФИО3 на работе в Муниципальном казенном Учреждении «Централизованная бухгалтерия» в должности ведущего специалиста с ДД.ММ.ГГГГ и взыскании морального вреда размер государственной пошлины составит
2 286руб.28коп., что и подлежит взысканию с ответчика Муниципального казенного Учреждения «Централизованной бухгалтерии» в бюджет муниципального образования «Селемджинский район»
В силу изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования истицы ФИО3 к Муниципальному казенному Учреждению «Централизованная бухгалтерия» о признании увольнения по ч.1 п.2 ст.81 ТК РФ незаконным, восстановлении на работе в Муниципальном казенном учреждении «Централизованной бухгалтерии» в должности ведущего специалиста, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, и взыскании компенсации морального вреда в сумме 50 000руб. - удовлетворить частично.
Признать незаконным увольнение истицы ФИО3 по ч.1 п.2 ст.81 ТК РФ
Восстановить ФИО3 на работе в Муниципальном казенном Учреждении «Централизованная бухгалтерия» в должности ведущего специалиста с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Муниципального Казенного учреждения «Централизованной бухгалтерии» в пользу истицы ФИО3 средний заработок за время вынужденного прогула в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 59 542руб.70коп.(пятьдесят девять тысяч пятьсот сорок два)руб.70коп.
Взыскать с Муниципального Казенного учреждения «Централизованной бухгалтерии» в пользу истицы ФИО3 компенсацию морального вреда в сумме 10 000руб. (десять тысяч)руб. - в остальной части заявленных исковых требований - отказать.
Взыскать с Муниципального казенного Учреждения «Централизованная бухгалтерия» в бюджет муниципального образования «Селемджинский район» судебные расходы в сумме 2 286руб.28коп. (две тысячи двести восемьдесят шесть ) руб. 28коп.
Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Селемджинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.Г.Иванкина
Мотивированное решение
изготовлено 14 июля 2015года
Председательствующий А.Г.Иванкина