Решение по делу № 2-210/2013 ~ М-209/2013 от 05.06.2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июля 2013 года п. Копьево

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Гладких Р.А.,

с участием заместителя прокурора Орджоникидзевского района Тарасенко Е.А.,

при секретаре судебного заседания Соликовой А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия, обратившегося в суд в интересах Ваганова Н.В., Каражакова В.Н., Калашникова В.М., к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Музей Орджоникидзевского района» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, выплатить недополученные денежные средства и установить заработную плату не ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда без включения районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах Ваганова Н.В., Каражакова В.Н., Калашникова В.М. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Музей Орджоникидзевского района» (далее по тексту – МБУК «Музей Орджоникидзевского района») и просил обязать ответчика произвести перерасчет недополученной указанным работникам заработной платы за период с января 2013 года по апрель 2013 года, выплатить Ваганову Н.В., Каражакову В.Н., Калашникову В.М. недополученные денежные средства, а также обязать ответчика установить и выплачивать Ваганову Н.В. и Каражакову В.Н. с 01 апреля 2013 года заработную плату не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда без включения районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия.

Определением суда от 07 июня 2013 года и 28 июня 2013 года гражданские дела по искам прокурора были соединены в одно производство.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что Ваганов Н.В., Каражаков В.Н., Каоашников В.М. работают в МБУК «Музей Орджоникидзевского района» и получают заработную плату, которая включает в себя должностной оклад, стимулирующие выплаты, а также районный коэффициент и надбавку за стаж работы в Республике Хакасия. При этом заработная плата работников без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия была ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда.

В судебном заседании заместитель прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия Тарасенко Е.А. заявленные прокурором исковые требования поддержала и просила обязать ответчика произвести перерасчет начисленной Ваганову Н.В., Каражакову В.Н., Калашникову В.М. заработной платы, выплатить недополученные денежные средства, а также обязать ответчика установить и выплачивать указанным работникам заработную плату не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда без включения районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия.

Истцы Ваганов Н.В., Каражаков В.Н., Каоашников В.М. в зал судебного заседания не явились, однако о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие.

Представитель ответчика – директор МБУК «Музей Орджоникидзевского района» А.Л. в зал судебного заседания не явилась, однако просила о рассмотрении гражданского дела в её отсутствие. Против удовлетворения требований истцов не возражала.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав объяснение заместителя прокурора, исследовав приобщенные к делу документы, суд приходит к следующему выводу.

Как было установлено в судебном заседании и сторонами не оспаривалось, Ваганов Н.В., Каражаков В.Н., Каоашников В.М. на основании трудовых договоров работают в МБУК «Музей Орджоникидзевского района».

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации регламентировано, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

В силу статьи 148 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, регламентированы положениями главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок именно к заработной плате.

Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации установлен порядок установления размеров районных коэффициентов к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, приведенными нормами федерального законодательства закреплено гарантированное государством предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что обусловлено совокупностью природно-климатических, географических, социально-экономических и медико-биологических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека.

Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Поскольку в Республике Хакасия начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, следовательно, в силу приведенной выше правовой нормы, государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях», распространяются и на работников организаций, расположенных на территории Республики Хакасия.

    Таким образом, доводы представителя ответчика относительно того, что правила, предусмотренные главой 50 Трудового кодекса российской Федерации, не распространяются на работников организаций, расположенных на территории Республики Хакасия, суд считает несостоятельными.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.1992 № 933 «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакасия» на территории Республики Хакасия установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3, за исключением предприятий, организаций и учреждений, где районный коэффициент установлен в больших размерах.

Согласно Разъяснению Минтруда Российской Федерации от 11.09.1995 № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 11.09.1995 № 49, на территории Республики Хакасия, относящейся к южным районам Восточной Сибири, применяется 30-процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири.

    В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 232-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2013 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 5205 рублей в месяц.

Как следует из материалов дела, заработная плата Ваганова Н.В. без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия составляла: за январь 2013 года – <данные изъяты> руб., за февраль 2013 года – <данные изъяты> руб., за март 2013 года – <данные изъяты> руб.

Из приобщенных к делу документов видно, что заработная плата Каражакова В.Н. без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия составляла: за февраль 2013 года – <данные изъяты> руб., за март 2013 года – <данные изъяты> руб.

Согласно расчетным листкам, заработная плата Калашникова В.М. без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия составляла: за март 2013 года – <данные изъяты> руб., за апрель 2013 года – <данные изъяты> руб.

Таким образом, без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия заработная плата Ваганова Н.В., за январь 2013 года, февраль 2013 года и март 2013 года, Каражакова В.Н. за февраль 2013 года, март 2013 года, Калашникова В.М. за март 2013 года и апрель 2013 года была ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда.

Поскольку, как указывалось выше, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, следовательно, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Суд также считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности установить и выплачивать Ваганову Н.В. и Каражакову В.Н., с 01 апреля 2013 года при выполнении нормы рабочего времени заработную плату не ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда с последующим начислением на заработную плату районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия.

Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истцы были освобождены, взыскивается с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить.

    Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музей Орджоникидзевского района» произвести перерасчет заработной платы Ваганова Н.В. за январь 2013 года, за февраль 2013 года и март 2013 года, размер которой при выполнении нормы рабочего времени должен быть не менее установленного законодательством минимального размера оплаты труда с последующим начислением на заработную плату районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия, и выплатить недополученные денежные средства.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музей Орджоникидзевского района» установить и выплачивать Ваганову Н.В. с 01 апреля 2013 года при выполнении нормы рабочего времени заработную плату не ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда с последующим начислением на заработную плату районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музей Орджоникидзевского района» произвести перерасчет заработной платы Каражакова В.Н. за февраль 2013 года и март 2013 года, размер которой при выполнении нормы рабочего времени должен быть не менее установленного законодательством минимального размера оплаты труда с последующим начислением на заработную плату районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия, и выплатить недополученные денежные средства.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музей Орджоникидзевского района» установить и выплачивать Каражакову В.Н. с 01 апреля 2013 года при выполнении нормы рабочего времени заработную плату не ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда с последующим начислением на заработную плату районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музей Орджоникидзевского района» произвести перерасчет заработной платы Калашникова В.М. за март 2013 года и апрель 2013 года, размер которой при выполнении нормы рабочего времени должен быть не менее установленного законодательством минимального размера оплаты труда с последующим начислением на заработную плату районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия, и выплатить недополученные денежные средства.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения культуры «Музей Орджоникидзевского района» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 (шестисот) рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия.

    Решение в окончательной форме вынесено 10 июля 2013 года.

Председательствующий Гладких Р.А.

2-210/2013 ~ М-209/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ваганов Николай Владимирович
Ответчики
МБУК " Музей Орджоникидзевского района"
Суд
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия
Судья
Гладких Роман Александрович
Дело на сайте суда
ordzhonikidzevsky--hak.sudrf.ru
05.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2013Передача материалов судье
07.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2013Судебное заседание
10.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2013Дело оформлено
15.08.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее