Дело №12-110/2016
Р Е Ш Е Н И Ег.Нарьян-Мар 28 марта 2016 года
Судья Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа Бородин А.С.,
с участием старшего прокурора отдела прокуратуры <адрес> ФИО5,
рассмотрев протест первого заместителя прокурора <адрес> ФИО2 на определение № от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка №<адрес> ФИО3,
у с т а н о в и л:
Определением №4-104/2016 от 18 февраля 2016 года мирового судьи судебного участка №2 Ненецкого автономного округа постановление первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа Кудрявца В.Н. о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 февраля 2016 года в отношении главного специалиста финансового отдела Администрации МО «Великовисочный сельсовет» Ненецкого автономного округа Бараковой Т.Ф., привлекаемой по ст.15.15.6 КоАП РФ с материалами дела возвращено прокурору Ненецкого автономного округа для устранения нарушений законодательства. Свое решение мировой судья мотивировал тем, что дело об административном правонарушении в отношении Бараковой Т.Ф. возбуждено не уполномоченным должностным лицом - прокурором, тогда как дела данной категории судьей рассматриваются лишь в случаях, когда они возбуждены инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.
Первый заместитель прокурора Ненецкого автономного округа Кудрявец Н.В. обратился в суд с протестом на данное определение, в котором указал, что обжалуемое определение мирового судьи подлежит отмене в связи с существенным нарушением процессуальных требований административного законодательства.
В протесте указывает, что в соответствии со ст.23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст15.1, 15.14 - 15.15.16 КоАП РФ в пределах своих бюджетных полномочий.
На основании ч.1 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в Ненецком автономном округе является Контрольно-ревизионное управление Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа, которое является органом внутреннего финансового контроля и в силу ст.269.2 Бюджетного кодекса РФ осуществляет контроль за исполнением окружного бюджета.
Таким образом, полномочие названного управления распространяется на правоотношения, возникающие в ходе исполнения участниками бюджетного процесса лишь окружного бюджета.
Согласно п.3 ч.5 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять инспектора Счетной палаты РФ, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации по делам об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст.15.14 - 15.15.16 КоАП РФ.
Контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации в регионе в силу ст.1 Закона Ненецкого автономного округа от 22 сентября 2011 года №58-оз «О Счетной палате Ненецкого автономного округа» является Счетная палата Ненецкого автономного округа, которая является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля.
Вместе с тем Счетная палата осуществляет внешний государственный финансовый контроль за исполнением окружного бюджета (п.3 ч.1 ст.3 Закона).
Частью 7 ст.28.3 КоАП РФ установлено, что должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении муниципального контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст.15.14 - 15.15.16 КоАП РФ.
Однако перечень должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении по ст.15.15.6 КоАП РФ, в Законе Ненецкого автономного округа от 29 июня 2002 года № 366-оз «Об административных правонарушениях» не утвержден, должностные лица органов местного самоуправления не наделены соответствующим полномочиями.
Таким образом, должностные лица органов финансово-бюджетного контроля, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях по ст.15.15.6 КоАП РФ в отношении должностных лиц органов местного самоуправления за несвоевременное предоставление бюджетной отчетности в финансовый орган муниципального образования, на территории округа в настоящее время отсутствуют (не определены законом).
Непринятие мер по привлечению виновных лиц к административной ответственности препятствуют достижению основной цели и принципа административного законодательства – неотвратимости установленной государством меры наказания за совершенный противоправный проступок и предупреждения совершения новых правонарушений.
Так же указывает на то, что в соответствии со ст.28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор ФИО5 доводы протеста поддержал полностью по тем же доводам и основаниям.
ФИО6 в судебное заседание не явилась в судебное заседание.
Изучив доводы протеста, материалы дела об административном правонарушении, заслушав мнение прокурора, прихожу к выводу о наличии оснований для удовлетворения протеста в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости, в том числе, выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом судье на основании п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Возвращая постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, мировой судья сослался на то, что дело об административном правонарушении в отношении Бараковой Т.Ф. по ст.15.15.6 КоАП РФ возбуждено не уполномоченным должностным лицом - прокурором, тогда как дела данной категории судьей рассматриваются лишь в случаях, когда возбуждены инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.
Вместе с тем из материалов дела следует, что органы финансово-бюджетного контроля Ненецкого автономного округа: Контрольно-ревизионное управление Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа и Счетная палата Ненецкого автономного округа не уполномочены на составление протоколов об административном правонарушении, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, в отношении должностных лиц органов местного самоуправления за несвоевременное предоставление бюджетной отчетности в финансовый орган муниципального образования.
Кроме того, перечень должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении по ст.15.15.6 КоАП РФ, в Законе Ненецкого автономного округа от 29 июня 2002 года №366-оз «Об административных правонарушениях» так же не определен, и должностные лица органов местного самоуправления не наделены соответствующим полномочиями.
В то же время, прокурор, в силу ст.28.4 КоАП РФ, вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд считает, что мировым судьей обжалуемое определение вынесено преждевременно и не соответствует требованиям закона, в связи с чем подлежит отмене с возвращением постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, 30.8 КоАП РФ
Р Е Ш И Л:
Определение мирового судьи №4-104/2016 судебного участка №2 Ненецкого автономного округа Шевела Т.Н. от 18 февраля 2016 года отменить, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 февраля 2016 года в отношении главного специалиста финансового отдела Администрации МО «Великовисочный сельсовет» НАО Бараковой Т.Ф. по ст.15.15.6 КоАП РФ с материалами дела возвратить на новое рассмотрение.
Судья подпись А.С.Бородин
Копия верна: Судья – А.С.Бородин