№ 2-927/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 14 июля 2020 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ивановой С.А., при секретаре Петровой М.Е.,
с участием представителя истца Михайлова А.В.,
представителя ответчика Макеевой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орешкиной <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонному) о признании решения незаконным, обязании включить периоды в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и назначении страховой пенсии по старости,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с указанным иском, мотивируя заявленные требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, которой занималась более 25 лет (пп.19 п.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях»). Решением от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии отказано. Из стажа исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Объединении учреждений для детей-сирот, в связи с отсутствием учреждения в Списке. Считает указанное решение незаконным. В соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей на основании пп.19 п.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях» назначается льготная пенсия. Пунктом 1.8 Списка к числу учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, отнесены дошкольные образовательные учреждения - детские дома. В разделе «Наименование должностей» указана должность воспитателя.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Комитета образования <адрес> были закрыты школьный и дошкольный детский дом <адрес> и на их базе ДД.ММ.ГГГГ было открыто государственное Объединение учреждений для детей-сирот, которое явилось правопреемником школьного детского дома для детей-сирот <адрес>. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ отдела образования Администрации <адрес> и <адрес> было учреждено МОУ Объединение учреждений для детей-сирот, которое явилось правопреемником государственного Объединения учреждений для детей-сирот. В декабре 1999 года МОУ «Объединение учреждений для детей сирот» было переименовано в МОУ «Детский дом-школа» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которое явилось правопреемником МОУ «Объединение учреждений для детей сирот». ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Детский дом-школа» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» переименован в Государственное образовательное учреждение «Детский дом-школа».
В связи с переименованием учреждения место работы воспитателей, должностные обязанности, существенные условия труда, режим труда и отдыха остались неизменными. Осталась прежней и цель деятельности учреждения. Контингент детей также не изменялся. Поэтому работа воспитателя, которую она выполняла в «Объединении учреждений для детей сирот» в связи с переименованием работодателя не претерпевала каких-либо изменений. Обязанности воспитателя дошкольного, школьного отделения, специальной школы-интерната детского дома Объединения учреждений для детей сирот, как до его переименования, так и после были типовыми, заработная плата воспитателей обозначенных выше учреждений исчислялась на основании Приказа Минпроса ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №. В педагогический стаж для исчисления заработной платы воспитателей включалось время их работы во всех этих учреждениях. Воспитателям предоставлялся ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждении, предприятий и организаций». Пенсионное законодательство не ставит в зависимость право лица на получение трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной), от выполнения работодателем обязанностей по предоставлению в органы Пенсионного Фонда РФ полных и достоверных сведений о работнике и уплате соответствующих взносов. Работник не наделен правом контролировать выполнение работодателем таких предписаний закона. Сам по себе факт отсутствия данных персонифицированного учета, отсутствие сведений в пенсионном фонде не может служить основанием для лишения истца права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Кроме того, полагает, что спорный период возможно включить в педагогический стаж также на основании Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсии за выслугу лет, утвержденного Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, который включал в наименование учреждений детские дома всех типов и наименований, дома ребенка, семейные детские дома. Продолжительность засчитанного стажа 18 лет 03 месяца 13 дней, продолжительность исключённого периода 06 лет 04 месяца 13 дней. Необходимый стаж - 25 лет. Следовательно, право на досрочное пенсионное обеспечение у нее возникло ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, просит признать решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии УПФР в <адрес> (межрайонного) незаконным, обязать ответчика засчитать в педагогический стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Объединении учреждений для детей-сирот и назначить ей пенсионное обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя ФИО5
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании иск не признала и просила в его удовлетворении отказать, поддержав письменные возражения, согласно которым в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не включен период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в должности воспитателя в «Объединении учреждений для детей-сирот», так как наименование учреждения не соответствует тем, которые предусмотрены Списками. К спорному периоду могут быть применены Список №, Список № и Список №. Данными Списками не предусмотрено такое учреждение, как Объединение учреждений для детей сирот, соответственно, законных оснований для включения спорного периода в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не имеется. Нормативный правовой акт, устанавливающий тождественность между наименованием «Объединение учреждений для детей-сирот» и наименованием учреждения, поименованного Списками, отсутствует. Оснований включения спорного периода в льготный стаж истца не установлено. С заявлением о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, а также не ранее, чем за месяц до этой даты, ФИО3 в Управление не обращалась. Вопрос о назначении пенсии ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ Управлением не рассматривался, в назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ Управление ФИО3 не отказывало, права истца на назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ Управлением не нарушались, соответственно законных оснований для обращения в суд с исковым требованием об обязании Управления назначить ему пенсию с ДД.ММ.ГГГГ у истца не имеется. Считает решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении пенсии законным.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 30 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В силу пп. «м» п.1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона ФИО1 «О государственных пенсиях в ФИО1», утвержденный постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГСогласно п.3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте «м» пункта 1 настоящего постановления, применяются:
положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ;
постановление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Таким образом, Постановление Правительства РФ от РФ от ДД.ММ.ГГГГ № закрепило возможность применения Списков должностей и учреждений последовательно в определенные промежутки времени.
Из изложенного следует, что при оценке пенсионных прав за какой-либо конкретный период необходимо руководствоваться пенсионным законодательством либо ныне действующим, либо действовавшим во время выполнения работ.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», период работы, подлежащий, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде учреждения, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а так же направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Разделом 1 наименования должностей и п.1.3 раздела наименований учреждений Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотрены должности «воспитатель», «учитель», и такие образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как детский дом, детский дом-школа.
Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 463, также были предусмотрены детские дома всех типов и наименований, дома ребенка, семейные детские дома и должности воспитателя.
Из материалов дела следует, что решением от ДД.ММ.ГГГГ № УПФР в <адрес> (межрайонного) по результатам рассмотрения поступившего ДД.ММ.ГГГГ заявления ФИО3 ей отказано в назначении пенсии по старости по п.19 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. Из стажа исключен периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Объединении учреждений для детей-сирот, так как наименование учреждения не соответствует тем, которые предусмотрены Списками, в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ воспитателем, учителем в МОУ «Детский дом-школа» (с последующими переименованиями) Управлением включен в специальный стаж работы истца.
Согласно трудовой книжке истца ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 была принята на должность воспитателя во вспомогательное отделение Объединения учреждений для детей сирот, которое ДД.ММ.ГГГГ переименовано в МОУ «Детский дом школа». С ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность учителя-дефектолога.
Из представленной в материалы дела исторической справки следует, что ДД.ММ.ГГГГ школьный и дошкольный детские дома, школа-интернат для слабовидящих детей, Жадинская вспомогательная школа-интернат переименованы в Объединение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ДД.ММ.ГГГГ Объединение учреждений для детей сирот переименовано в Муниципальное образовательное «Объединение учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На основании распоряжения Администрации <адрес> и <адрес> №-рз от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № МОУ «Объединения учреждений для детей сирот» было переименовано в МОУ «Детский дом-школа для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которое является правопреемником «Объединения учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Детский дом-школа» переименовано в государственное образовательное учреждение «Детский дом-школа» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из приказа комитета образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ закрыт школьный и дошкольный детские дома, школа-интернат для слабовидящих детей, Жадинская вспомогательная школа-интернат; на базе закрытых интернатных учреждений с ДД.ММ.ГГГГ открыто объединение учреждения для детей-сирот; на заведующую отделом <адрес> и <адрес> Иванову JI.A. возложено обеспечение до ДД.ММ.ГГГГ передача основных фондов, оборудования, инвентаря и других материальных ценностей правопреемнику - Объединение учреждения для детей-сирот, перевод воспитанников закрываемых интернатных учреждений на соответствующие отделения Объединения учреждения для детей-сирот.
Как следует из устава Объединения учреждений для детей-сирот, утвержденного решением комитета образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Объединение учреждений для детей-сирот создано в форме государственного образовательного учреждения в результате реорганизации дошкольного детского дома, школьного детского дома, вспомогательной школы-интернат для слабовидящих детей и Жадинской вспомогательной школы -интернат и является их правопреемником; основной целью деятельности данного учреждения является обучение и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществление преемственности в воспитании детей-сирот дошкольного, школьного возрастов, детей с отклонениями и недостатками в умственном и физическом развитии, выявление, диагностика детей, закрепленных территорий для создания надлежащих условий их обучения и воспитания.
В Уставе МОУ «Детский дом-школа» отражено, что учреждение является правопреемником Объединения учреждений для детей-сирот.
Должностные обязанности воспитателя Объединения учреждений для детей-сирот соответствуют должностным обязанностям воспитателя, установленным Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования РФ» и идентичны должностным обязанностям воспитателя МОУ «Детский дом-школа».
Таким образом, совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует об исполнении ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обязанностей воспитателя в детском доме, в связи с чем он подлежит включению в её специальный стаж.
Согласно п.1 ст.22 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На момент вынесения решения УПФР в <адрес> (межрайонного) об отказе в назначении пенсионного обеспечения льготный стаж истицы был определён в 18 лет 03 месяца 13 дней.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела с учетом удовлетворения требований истца в части обязания пенсионного органа включить спорные периоды в специальный стаж отложенный срок назначения испрашиваемой страховой пенсии не наступил, требования о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворению не подлежат.
В связи с частичным удовлетворением исковых требований, суд полагает необходимым взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) в пользу ФИО3 расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО3 – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) включить ФИО3 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период работы в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Объединении учреждений для детей-сирот.
В удовлетворении требований в остальной части ФИО3 отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) в пользу ФИО3 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.А. Иванова