Дело № 12-1/2020
11RS0009-01-2019-001229-73
Решение
Судья Княжпогостского районного суда Республики Коми Степанов И.А.,
при секретаре судебного заседания Новиковой Е.М.,
с участием защитников ГБУЗ Республики Коми «Княжпогостская ЦРБ» Кангарс С.У. и Кормилицыной Г.М., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 января 2020 года в г. Емве жалобу ГБУЗ Республики Коми «Княжпогостская ЦРБ» на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) от 19 ноября 2019 года,
установил:
Постановлением государственного инспектора труда от 19.11.2019 11/6-5778-19-ПВ/12-9948-И/2019-8 ГБУЗ Республики Коми «Княжпогостская ЦРБ» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужили следующие обстоятельства:
- учреждение не отстранило от работы (допустил к работе) водителей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО10, не прошедших в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование;
- учреждение допустило к работе ФИО11, ФИО12 и ФИО13, не прошедших вводный инструктаж по охране труда.
Не согласившись с постановлением должностного лица, ГБУЗ Республики Коми «Княжпогостская ЦРБ» обратилось в суд с жалобой, в которой указало, что условия труда водителей автомобилей скорой помощи относятся ко второму классу и не являются вредными и опасными, в связи чем психиатрическое освидетельствование не требуется, а обязательное психиатрическое освидетельствование проводится добровольно. ГБУЗ Республики Коми «Княжпогостская ЦРБ» в жалобе также указало, что вводный инструктаж со всеми работниками проведен, однако запись в соответствующем журнале могла быть не сделана. ГБУЗ Республики Коми «Княжпогостская ЦРБ» считало отсутствующим в его действиях состав правонарушения, поскольку устранило нарушения до срока указанного в предписании должностного лица и составления протокола об административном правонарушении. Кроме того, ГБУЗ Республики Коми «Княжпогостская ЦРБ» ссылалось на то, что копия акта проверки, предписания и уведомление о составлении проверки вручены представителю ГБУЗ Республики Коми «Княжпогостская ЦРБ» 01.11.2019, а не в день их составления.
Должностное лицо, вынесшее постановление, в судебное заседание не явилось, просило рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения защитников, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Согласно частям седьмой и восьмой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные настоящей статьей психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее – Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками).
Данными Правилами определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования названной категорией работников, в том числе работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Перечень).
Этим Перечнем установлены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, приведенных в таблице. В их числе указаны водители автомобилей, полная масса которых не превышает, а число сидячих мест, помимо сиденья водителя, 8 (категория В), с правом работы по найму.
В силу части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований работников; обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения от 10.10.2019 № 11/6-5778-19-ПВ/12-8755-И/2019-8 государственным инспектором труда 30.10.2019 проведена внеплановая выездная проверка ГБУЗ Республики Коми «Княжпогостская ЦРБ», в рамках которой установлены нарушения требований статей 76, и 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Так, учреждение, являясь работодателем, не исполнило обязанность по недопущению к работе водителей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО10, не прошедших в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование.
Кроме того, в ходе проверки к работе допущены ФИО11, ФИО12 и ФИО13, не прошедшие вводный инструктаж по охране труда, тогда как в силу положений статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 30.10.2019 № 11/6-5778-19-ПВ/12-9371-И/2019-8.
30.10.2019 должностное лицо предписало устранить эти нарушения до 29.11.2019.
Нарушения, описанные в предписании, устранены ГБУЗ Республики Коми «Княжпогостская ЦРБ», что подтверждается подписями в журнале регистрации вводного инструктажа по технике безопасности ФИО11, ФИО12 и ФИО13 от 31.10.2019 и решениями врачебной комиссии для проведения обязательного психиатрического освидетельствования от 18.11.2019.
По факту нарушений, указанных в акте проверки от 30.10.2019 должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Коми в отношении ГБУЗ Республики Коми «Княжпогостская ЦРБ» в присутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения учреждения постановлением государственного инспектора труда в Республике Коми от 19.11.2019 № 11/6-5778-19-ПВ/12-9948-И/2019-8 к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Выводы должностного лица о наличии в действиях ГБУЗ Республики Коми «Княжпогостская ЦРБ» состава административного правонарушения основаны на установленных по делу обстоятельствах и приведенных в постановлении нормах трудового законодательства и являются верными.
Позиция ГБУЗ Республики Коми «Княжпогостская ЦРБ» относительно отсутствия требования к прохождению обязательного психиатрического освидетельствования работниками с условиями труда второго класса противоречит нормам Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками и Перечня, изложенным выше. В данном случае обязанность психиатрического освидетельствования возникает в связи с управлением транспортным средством, а не в связи с условиями труда.
Сведения об инструктаже по охране труда ФИО11, ФИО12 и ФИО13 на момент проверки в соответствующем журнале отсутствовали, поэтому ссылки на фактически проведенный инструктаж этих лиц отклоняются как необоснованные.
Вопреки позиции ГБУЗ Республики Коми «Княжпогостская ЦРБ» устранение нарушений и выполнение предписания до вынесения обжалуемого постановления не освобождает от ответственности за совершение выявленного административного правонарушения. Это обстоятельство подлежало признанию смягчающим ответственность обстоятельством на основании пункта 7 части 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкция части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность для юридических лиц от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, его последствия, финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, являющегося государственным учреждением здравоохранения, неучтенное должностным лицом смягчающее ответственность обстоятельство – добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения – прихожу к выводу о снижении назначенного должностным лицом штрафа до 55 000 рублей.
Иных оснований для изменения либо отмены постановления не установлено.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление государственного инспектора труда от 19.11.2019 № 11/6-5778-19-ПВ/12-9948-И/2019-8 изменить, снизить назначенное наказание до 55 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья И.А. Степанов