Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1979/2018 ~ М-2031/2018 от 03.12.2018

Дело № 2 – 1979/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 декабря 2018 г. г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Сиваевой О.А.,

при секретаре судебного заседания Ярыгиной Т.В.,

с участием представителя истца Кудрика А.И., представителя третьего лица Поповой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Амурской области к Нифталиевой Таране Мирза Кызы об изъятии земельного участка для государственных нужд, выплате возмещения, прекращении права собственности и признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Правительство Амурской области обратилось в Свободненский городской суд с иском к Нифталиевой Таране Мирза Кызы об изъятии земельного участка для государственных нужд, выплате возмещения, прекращении права собственности и признании права собственности.

В иске в обоснование заявленных требований представитель истца Кудрик А.И. указал, что Распоряжением Правительства Амурской области от 14.12.2017 №159-р «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Амурской области» на основании ходатайства ООО «Газпром переработка Благовещенск» в целях строительства «Амурский газоперерабатывающий завод» инициирована процедура изъятия земельных участков для государственных нужд Амурской области, в том числе, части земельного участка с кадастровым номером -- принадлежащего на праве собственности Нифталиевой Таране Мирза Кызы.

Путем раздела указанного земельного участка был образован земельный участок, относящийся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером -- площадью 2 124 кв.м., расположенный по адресу: --, принадлежащий ответчику на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости -- сделана запись регистрации --.

Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством РФ.

Статьей 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, но и по ходатайству организаций, перечисленных в п.1 ст. 56.4 ЗК РФ.

В части изымаемого земельного участка в полном объеме соблюден порядок изъятия, установленный законодательством РФ.

С учетом произведенных действий была выполнена оценка земельного участка, определен размер возмещения за изымаемый земельный участок - 26 401 (двадцать шесть тысяч четыреста один) рубль, подготовлено Соглашение об изъятии земельного участка --, которое было направлено ответчику и получено им --.

По состоянию на дату подачи иска ответчик не представил подписанный экземпляр Соглашения, а также не предоставил возражения относительно условий Соглашения.

В силу ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение, принудительное изъятие земельного участка осуществляется по решению суда. В таком случае сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка, определяются судом.

Согласно п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечение 90 дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии Земельного участка.

Просит суд:

- изъять для государственных нужд Амурской области земельный участок с кадастровым номером --, площадью 2 124 кв.м., расположенный по адресу: --;

- прекратить право собственности Нифталиевой Тарана Мирза Кызы на земельный участок с кадастровым номером -- площадью 2 124 кв.м., расположенный по адресу: --;

- признать право собственности за ООО «Газпром переработка Благовещенск» на земельный участок с кадастровым номером --, площадью 2 124 кв.м., расположенный по адресу: --, с выплатой ООО «Газпром переработка Благовещенск» в пользу Нифталиевой Тарана Мирза Кызы возмещения, связанного с изъятием земельного участка, в размере 26 401 (двадцать шесть тысяч четыреста один) рубль.

В судебном заседании представитель истца Кудрик А.И. на требованиях настаивал по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить, полагая возможным возложить на ООО «Газпром переработка Благовещенск» выплату ответчику денежных средств в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Ответчик Нифталиева Тарана Мирза Кызы надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем направления судебного извещения на электронный адрес, указанный ответчиком, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала об отложении дела. Вместе с тем, доказательств уважительности причин неявки суду не представила. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, признав причину неявки ответчика в судебное заседание неуважительной, суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, на стороне истца – ООО «Газпром переработка Благовещенск» Попова К.В. заявленные требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить, полагая, что со стороны ответчика усматривается злоупотребление правом, т.к. до настоящего времени, имея на руках соглашение об изъятии земельного участка, ответчик как не подписала его, так и не представила каких-либо возражений. Выплату ответчику денежных средств считала возможным в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, на стороне истца – Министерства имущественных отношений Амурской области Воронов В.Г. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства, настаивая на позиции, изложенной в представленном суду отзыве, согласно которому министерство считает заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Так, во исполнение пункта 1 статьи 56.7 ЗК РФ и пункта 3 распоряжения Правительства области от 14.1.2.2017 №159-р общество с ограниченной ответственностью «Газпром переработка Благовещенск», как организация, подавшая ходатайство об изъятии земельных участков: выступило заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории, в результате которых из земельного участка с кадастровым номером -- образован и поставлен на кадастровый учет подлежащий изъятию земельный участок с кадастровым номером -- площадью 2 124 кв.м.; выступило заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и размера убытков, причиняемых таким изъятием. В результате проведения оценки изымаемого земельного участка и размера убытков, причиняемого таким изъятием, возмещение было определено в размере 26 401 рубль.

После подписания министерством, обществом соглашения об изъятии земельного участка, оно в соответствии с пунктом 6 статьи 56.10 ЗК РФ -- было получено ответчиком. Во исполнение пункта 4 статьи 56.10 ЗК РФ к соглашению были приложены выписка из ЕГРН в отношении земельного участка, подлежащего изъятию в соответствии с соглашением об изъятии и отчет об оценке рыночной стоимости изымаемого земельного участка.

Пунктом 9 статьи 56.10 ЗК РФ предусмотрена обязанность правообладателя изымаемой недвижимости в случае неподписания соглашения направить лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.

В нарушение данного пункта ответчиком до настоящего времени вышеуказанные действия не совершены. В связи с чем, руководствуясь пунктом 10 статьи 56.10 ЗК РФ, Правительство области вынуждено в настоящее время обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка.

Бездействие ответчика по несовершению предусмотренных пунктом 9 статьи 56.10 ЗК РФ действий, министерство расценивает как его недобросовестное поведение, и просит суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – администрации Свободненского района Амурской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, своей позиции по иску не выразил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу ч.1 ст.68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В ходе рассмотрения настоящего дела суд распределял между сторонами бремя доказывания и в настоящем судебном заседании рассматривает дело по имеющимся в нем доказательствам и заявленным истцом требованиям.

Частью 3 статьи 35 Конституции РФ предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ст. 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (п.1).

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок (пп. 1 п. 2).

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (п. 3).

Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (п. 5).

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (п. 6).

Согласно ст. 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (п. 1).

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством (п. 2).

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения (п. 4).

В силу ст. 282 Гражданского кодекса РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п. 1).

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии (п.2).

Согласно пункту 2 статьи 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов регионального значения) при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения регионального значения.

В соответствии с Законом Амурской области от 13.11.2013 № 277-ОЗ «Об утверждении программы социально-экономического развития Амурской области» предусмотрено строительство объектов газоснабжения и газификации регионального значения, в том числе газопроводов и Амурского газоперерабатывающего завода.

В соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 15.07.2015 N 332 "Об утверждении Программы повышения мобильности трудовых ресурсов Амурской области на 2015 - 2020 годы" ОАО "Газпром" для выделения из газа ценных компонентов (в частности, гелия и этана) одновременно с магистральным газопроводом начаты активные подготовительные работы по строительству Амурского газоперерабатывающего завода (далее - Амурский ГПЗ) в Свободненском районе.

Заказчиком по строительству Амурского ГПЗ определено ООО "Газпром переработка Благовещенск".

Площадка под строительство выбрана с учетом транспортной логистики (близость --, федеральной автомобильной дороги "Амур", железной дороги Транссибирская магистраль) и близости крупного населенного пункта (г. Свободный).

Постановлением Правительства Амурской области от -- N 985 утверждена схема территориального планирования Амурской области, в том числе для строительства «Амурского газоперерабатывающего завода» на территории муниципального образования Свободненский район Амурской области.

Распоряжением Правительства области от -- ---р (с изменениями от -- ---р) утверждена основная часть проекта планировки и межевания территории объекта «Амурский газоперерабатывающий завод».

Таким образом, в целях удовлетворения публичных нужд и строительства указанного объекта на территории Амурской области возникли исключительные обстоятельства, указывающие на необходимость в изъятии для государственных нужд Амурской области спорного земельного участка у ответчика.

Главой VII.1. Земельного кодекса РФ определен порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Указанными нормами закреплены права и обязанности лиц как изымающих земельные участки так лиц, в том числе собственников земельных участков подлежащих изъятию.

Согласно пункту 2 статьи 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.

В соответствии п. 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); утвержденными проектами планировки территории.

Пунктом 7 указанной статьи предусмотрено, что если строительство, реконструкцию объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых для государственных или муниципальных нужд изымаются земельные участки, предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств организаций, указанных в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса, изъятие таких земельных участков осуществляется по ходатайству указанных организаций.

В силу ст. 56.6. Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (п. 1).

Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие (п. 2).

Пункт 10 указанной статьи предусматривает, что в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:

1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;

3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;

4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав;

5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.

Статья 56.10. Земельного кодекса РФ предусматривает порядок заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, в том числе указанной нормой урегулированы обязанности органов государственной власти, организации, подавшей ходатайство об изъятии, а также правообладателя изымаемого земельного участка.

В соответствии с п. 9, п. 10 ст. 56.10. Земельного кодекса РФ правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.

В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

В соответствии со ст. 4 Закона Амурской области от -- ---ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области» Правительство области в соответствии с федеральным и областным законодательством принимает решения об изъятии земельных участков для государственных нужд области, в том числе для размещения объектов областного значения.

-- между Правительством Амурской области и ООО «Газпром переработка Благовещенск» подписано соглашение о сотрудничестве, статьей 5 которого предусмотрено право общества на подачу ходатайств об изъятии земельных участков для государственных нужд в целях строительства Амурского газоперерабатывающего завода на территории Амурской области.

В соответствии с Распоряжением Правительства Амурской области ---р от -- на основании ходатайства ООО «Газпром переработка Благовещенск» принято решение об изъятии для государственных нужд Амурской области земельных участков, в том числе, земельного участка -- ориентировочной площадью 2 124 кв.м., подлежащий образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером -- площадью 25000 кв. м., относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: --.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от -- собственником земельного участка с кадастровым номером -- площадью 25000 кв.м. с -- является Нифталиева Тарана Мирза Кызы.

Во исполнение указанного Распоряжения Правительства Амурской области ---р обеспечено размещение решения об изъятии на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общедоступных местах Желтояровского сельсовета Свободненского района Амурской области (на информационном стенде).

Кроме этого, в рамках исполнения указанного Распоряжения в установленном порядке его копия -- была направлена ответчику, ООО «Газпром переработка Благовещенск», в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области.

Во исполнение пункта 1 статьи 56.7 ЗК РФ и пункта 3 распоряжения Правительства области от 14.-- ---р общество с ограниченной ответственностью «Газпром переработка Благовещенск», как организация, подавшая ходатайство об изъятии земельных участков выступило: заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории, в результате которых из земельного участка с кадастровым номером -- образован и поставлен на кадастровый учет подлежащий изъятию земельный участок с кадастровым номером -- площадью 2 124 кв.м.; заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и размера убытков, причиняемых таким изъятием.

В результате проведения оценки изымаемого земельного участка и размера убытков, причиняемого таким изъятием, возмещение было определено в размере 26 401 рубль.

-- Министерством имущественных отношений Амурской области и ООО «Газпром переработка Благовещенск» составлено соглашение -- об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства» с кадастровым номером -- площадью 2 124 кв.м., относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: --, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером -- принадлежащего собственнику Нифталиевой Таране Мирза Кызы. В указанном соглашении установлен размер возмещения за изымаемый земельный участок, который составляет 26 401 руб.

-- данное соглашение, Выписка из Единого государственного реестра недвижимости на соответствующий образованный земельный участок, оригинал отчета об оценке АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», а также копии Распоряжения Правительства Амурской области от -- ---р, Распоряжения правительства амурской области от -- ---р направлены ответчику и получены ею --, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением.

Таким образом, суд считает, что порядок изъятия спорного земельного участка для государственных нужд, предусмотренный Главой VII.1. Земельного кодекса РФ, соблюден.

Как следует из объяснений лиц, участвующих в деле, подписанное соглашение либо возражения относительно условий, содержащихся в соглашении об изъятии, в адрес Правительства Амурской области, ООО «Газпром переработка Благовещенск» от ответчика не поступали. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Поскольку соблюден порядок изъятия земельного участка, сведений о том что решение об изъятии отменено либо признано незаконным материалы дела не содержат, суд считает требования истца об изъятии земельного участка с кадастровым номером -- площадью 2 124 кв.м. подлежащими удовлетворению.

Рассматривая требования о возложении обязанности на ООО «Газпром переработка Благовещенск» выплатить ответчику возмещение в связи с изъятием земельных участков, а также требования о прекращении права собственности у ответчика и признания права собственности за ООО «Газпром переработка Благовещенск», суд приходит к следующим выводам.

Статьей 281 ГК РФ и статьей 56.8. ЗК РФ определены особенности определения возмещения при изъятии земельного участка. В частности указанными нормами определено, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности, на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (п. 1, п.2 ст. 56.8 ЗК РФ).

Согласно п. 13 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 настоящего Кодекса, за счет средств указанной организации.

В силу ст. 56.11. Земельного кодекса РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для:

1) перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности;

5) возникновения прав в соответствии с настоящим Кодексом на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков или перераспределения земель и земельных участков;

6) государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества (п.1).

В случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.

Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств (п. 2 ст. 56.11 ЗК РФ).

С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности: организации, которая подала ходатайство об изъятии, на основании которого принято решение об изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, и которая предоставила за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в полном объеме возмещение, предусмотренное соглашением об изъятии недвижимости или вступившим в законную силу решением суда, либо предоставила другое недвижимое имущество взамен изымаемого недвижимого имущества, за исключением случаев, если приобретение такого земельного участка в частную собственность не допускается на основании федерального закона (п. 4).

Так согласно отчету АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № -- от -- об определении рыночной стоимости земельного участка общей площадью 2 124 кв.м., с кадастровым номером -- и размера убытков, в том числе упущенной выгоды, причиняемого собственнику земельного участка, в связи с изъятием для государственных нужд Амурской области, рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 26 401 рубль, упущенная выгода составляет 0 рублей, поскольку на данном земельном участке с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», сельскохозяйственная деятельность не ведется, участок не вспахан, не используется.

Возражений о не согласии с сумой, указанной в оценке, а также доказательств в обоснование таковых ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.

Вместе с тем, суд считает, что указанный отчет соответствует требованиям, установленным Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», мотивирован, обоснован, основан на общепризнанных методиках оценки, дан специалистом, имеющими право такой оценки, содержит полную характеристику изымаемого объекта, необходимую информацию и мотивацию расчетов.

Также подтверждается материалами дела, объяснениями лиц участвующих в деле, и не опровергнут ответчиком тот факт, что с момента получения отчета об оценке рыночной стоимости и убытков (--) в адрес Правительства, Минимущества и ООО «Газпром переработка Благовещенск» возражений относительно размера убытков, причиненных изъятием земельных участков, и доказательств иного размера убытков от Нифталиевой Т.М. не поступало.

В связи с чем, приходит к выводу, что размер возмещения в связи с изъятием земельного участка составляет 26 401 руб.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером -- площадью 25000 кв.м., расположенный по адресу: --, Нифталиева Тарана Мирза Кызы, зарегистрированная по месту жительства с 1999 года в --, приобрела в собственность -- на основании договора дарения от прежнего собственника У., зарегистрировавшего своё право --, то есть после утверждения схемы территориального планирования Амурской области, в том числе, для строительства «Амурского газоперерабатывающего завода» на территории муниципального образования Свободненский район» и принятия Закона Амурской области от -- ---ОЗ «Об утверждении программы социально-экономического развития Амурской области», которым предусмотрены мероприятия по реализации инвестиционного проекта « строительство газоперерабатывающего и газохимического комплекса в Амурской области».

При этом из представленного отчета АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» -- от -- об определении рыночной стоимости земельного участка и приложенных к нему фотографий следует, что сельскохозяйственная деятельность на земельном участке не ведется, участок не вспахан, не используется.

Доказательств обратного ответчиком не представлено и материалы дела не содержат.

Принимая во внимание изложенное, а также то, что ответчик проигнорировала предоставленную действующим законодательством возможность представить свои предложения об изменении условий вышеуказанного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения, суд считает возможным согласиться с позицией представителей третьих лиц, расценивая поведение ответчика как недобросовестное, поскольку в данном случае нарушаются публичные интересы.

С учетом вышеприведенного правового обоснования суд считает необходимым удовлетворить требования истца, возложив на ООО «Газпром переработка Благовещенск» обязанность по выплате возмещения ответчику, прекратить право собственности на спорный земельный участок у ответчика и признать право собственности на него за ООО «Газпром переработка Благовещенск».

При этом, принимая во внимание мнения лиц, участвующих в деле, суд считает, что обязанность по выплате возмещения ответчику должна быть возложена на ООО «Газпром переработка Благовещенск» в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу путем внесении денежных средств на расчетный счет ответчика или в депозит нотариуса.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Правительства Амурской области к Нифталиевой Таране Мирза Кызы об изъятии земельного участка для государственных нужд, выплате возмещения, прекращении права собственности и признании права собственности удовлетворить.

Изъять для государственных нужд Амурской области земельный участок с кадастровым номером --, площадью 2 124 кв.м., расположенный по адресу: --.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Газпром переработка Благовещенск» обязанность выплатить Нифталиевой Таране Мирза Кызы в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу возмещение, связанное с изъятием земельного участка с кадастровым номером -- площадью 2 124 кв.м., категория земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: --, в размере 26 401(двадцать шесть тысяч четыреста один) руб. путем внесения денежных средств на расчетный счет Нифталиевой Тараны Мирза Кызы или в депозит нотариуса.

Прекратить право собственности Нифталиевой Тараны Мирза Кызы на земельный участок с кадастровым номером -- площадью 2 124 кв.м., категория земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: --, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером --

Признать право собственности за ООО «Газпром переработка Благовещенск» на земельный участок с кадастровым номером --, площадью 2 124 кв.м., категория земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: --.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий подпись О.А. Сиваева

В окончательной форме решение принято 1 января 2019 года.

Копия верна

Судья Свободненского

городского суда Амурской области О.А. Сиваева

2-1979/2018 ~ М-2031/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Правительство Амурской области
Ответчики
Нифталиева Тарана Мирза Кызы
Другие
Администрация Свободненского района
Министерство имущественных отношений Амурской области
Кудрик Александр Игоревич
ООО "Газпром переработка Благовещенск"
Суд
Свободненский городской суд Амурской области
Судья
Сиваева О.А.
Дело на странице суда
svobodnenskgs--amr.sudrf.ru
03.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.12.2018Передача материалов судье
06.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2018Подготовка дела (собеседование)
17.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2018Судебное заседание
27.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее