Дело №5-2-2/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
р.п.Кадошкино, Республика Мордовия 12 мая 2020 года
Судья Инсарского районного суда Республики Мордовия Белоусов А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании, в помещении суда по адресу: Республика Мордовия, Кадошкинский район, р.п.Кадошкино, ул.Крупской, 9«б», дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Муниципального предприятия «Кадошкиноэлектротеплосеть», ИНН 1311088190, ОГРН 1031312001038, расположенного по адресу: Республика Мордовия, р.п.Кадошкино, ул.Октябрьская, д.1,
установил:
20 февраля 2020 года в ходе проведенной плановой выездной проверки отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Мордовия Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству было установлено, что с очистных сооружений Муниципального предприятия «Кадошкиноэлектротеплосеть» (далее по тексту - МП «Кадошкиноэлектротеплосеть»), расположенных в п.Кадошкино Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия (географические координаты: 540 24"26" с.ш., 42050"04" в.д.), осуществляется сброс сточных вод в водный объект – реку Сивинь с превышением предельно допустимых концентраций для рыбохозяйственных водоемов, установленных приказом Минсельхоза России №552 от 13 июня 2016 года. По результатам административного расследования 26 марта 2020 года установлено нарушение МП «Кадошкиноэлектротеплосеть» требований пункта 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации и составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
В судебное заседание законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте судебного разбирательства не явился, в письменном заявлении директор МП «Кадошкиноэлектротеплосеть» Кильдеев Р.Ш. просил рассмотреть административный материал в отсутствие их представителя, факт выявленных нарушений не отрицал, вину в совершении административного правонарушения признал полностью.
В судебное заседание старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Республики Мордовия Годяева О.Г., не явилась, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещалась заказным письмом с уведомлением по адресу места работы: Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Коммунистическая, д.50, однако, конверт был возвращен в адрес суда с отметкой почты «истек срок хранения».
Приказом ФГУП «Почта России» от 05 декабря 2014 года №423-п, утверждены Особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», в силу пунктов 3.4. и 3.6 которых при неявке адресатов за такими почтовыми отправлениями в течение 3 рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения. Неврученные адресатам заказные письма и бандероли разряда «Судебное» возвращаются по обратному адресу по истечении 7 дней со дня их поступления на объект почтовой связи.
Возвращение в суд не полученного заказного письма с отметкой «истек срока хранения» не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и расценивается судом в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением судебного документа.
Суд считает возможным рассмотреть административный материал в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Мордовия Годяевой О.Г.
Исследовав письменные материалы дела, оценив всю совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующим выводам.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность по статье 7.6 КоАП РФ предусмотрена за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственной собственности на водные объекты и установленный порядок пользования ими.
Объективная сторона административного правонарушения, заключается в самовольном занятии водного объекта или его части, либо использовании их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользовании с нарушением его условий.
Согласно пункту 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса (часть 1 статьи 9 Кодекса). Исходя из наименования и содержания этой главы, включающей в себя статьи 11 - 23, водные объекты, по общему правилу, предоставляются в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В соответствии со статьями 1, 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 39 этого же Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 этой статьи.
В силу статьи 12 Водного кодекса Российской Федерации по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
Согласно части 2 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Частью 6 статьи 23 Водного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В силу части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Из материалов дела следует, что проведенной на основании распоряжения заместителя руководителя Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Забурдаева А.М. №08 от 22 января 2020 года плановой выездной проверки в отношении юридического лица МП «Кадошкиноэлектротеплосеть» установлено, что МП «Кадошкиноэлектротеплосеть» использует водный объект – реку Сивинь с целью сброса сточных вод без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом.
Согласно акта проверки №002 от 02 марта 2020 года, составленного отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Мордовии Средневолжского ТУ рыболовства на момент проверки 20 февраля 2020 года установлено, что с очистных сооружений МП «Кадошкиноэлектротеплосеть», расположенных в п.Кадошкино Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия (географические координаты: 540 24"26" с.ш., 42050"04" в.д.), осуществляется сброс сточных вод в водный объект – реку Сивинь с превышением предельно допустимых концентраций для рыбохозяйственных водоемов, установленных приказом Минсельхоза России от 13.06.2016 г. №552.
На основании протокола лабораторных исследований №84/1 от 27 февраля 2020 года превышения выявлены по следующим концентрациям: железо общее ПДК – 0,1 мг/дм3, сброс – 0,98 мг/дм3, аммоний-ион ПДК – 0,5 мг/дм3, сброс – 1,85 мг/дм3, фосфат-ион ПДК – 0,2 мг/дм3, сброс – 2,80 мг/дм3, БПК5 ПДК – 2,1 мг/дм3, сброс 21,5 мг/дм3, нефтепродукты (сброс 0,105 мг/дм3, ПДК 0,05 мг/дм3).
26 марта 2020 года юридическому лицу МП «Кадошкиноэлектротеплосеть» выдано предписание об обеспечении получения (оформления) документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом (рекой Сивинь) или его частью в срок до 031 августа 2020 года.
Из письменных объяснений представителя МП «Кадошкиноэлектротеплосеть» Киржаева А.С. от 26 марта 2020 года по административному правонарушению следует, что в связи с тяжелым материальным положение решение будет получено в срок установленный предписанием.
По результатам проведенного административного расследования старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Мордовия Годяевой О.Г. в отношении МП «Кадошкиноэлектротеплосеть» 26 марта 2020 года составлен протокол об административном правонарушении №1001, предусмотренном статьей 7.6 КоАП РФ.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что сброс сточных вод в реку Сивинь с превышением предельно допустимых концентраций для рыбохозяйственных водоемов с очистных сооружений МП «Кадошкиноэлектротеплосеть», расположенных в п.Кадошкино Кадошкинского района Республики Мордовия, осуществляется без разрешительных документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом - решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Осуществление МП «Кадошкиноэлектротеплосеть» сброса загрязняющих веществ в водный объект в отсутствие вышеуказанной разрешительной документации ведет к бесконтрольному использованию водного объекта, опасности причинения вреда окружающей среде.
Из положений статьи 68 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 75 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается административная ответственность виновного лица.
Совершение МП «Кадошкиноэлектротеплосеть» вменяемого ему деяния подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом №84/1 исследования и измерений от 20 февраля 2020 года; актом проверки №002 от 02 марта 2020 года; предписанием об устранении экологического правонарушения от 26 марта 2020 года; письменными объяснениями представителя юридического лица от 26 марта 2020 года; протоколом №1001 об административном правонарушении от 26 марта 2020 года.
Достоверность и допустимость перечисленных доказательств, исследованных судом, сомнений не вызывает.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства, оценены судом в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд считает факт совершения МП «Кадошкиноэлектротеплосеть» вменяемого ему деяния доказанным и квалифицирует его действия по статье 7.6 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МП «Кадошкиноэлектротеплосеть» не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от него мер, направленных на недопущение совершения вмененного правонарушения.
При назначении административного наказания МП «Кадошкиноэлектротеплосеть» учитываются: характер и степень общественной опасности совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельств смягчающих административную ответственность МП «Кадошкиноэлектротеплосеть», суд учитывает признание вины и привлечение к административной ответственности впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность МП «Кадошкиноэлектротеплосеть», судом не установлено.
Оснований для применения в отношении МП «Кадошкиноэлектротеплосеть положений статьи 2.9 КоАП РФ в данном случае, с учетом конкретных обстоятельств дела, не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Исходя из характера, обстоятельств дела, имеющихся нарушений и наличия реальной возможности их устранения, суд считает необходимым назначить виновному юридическому лицу административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, но в пределах санкции, предусмотренной статьей 7.6 КоАП РФ, что позволит обеспечить достижение цели административного наказания.
Руководствуясь статьями 7.6, 23.1, 24.1, 26.1, 26.11, 29.9- 29.11, 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
постановил:
признать юридическое лицо - Муниципальное предприятие «Кадошкиноэлектротеплосеть» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: Управление Федерального Казначейства по Республике Мордовия (Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия), Банк получателя: Отделение НБ - Республика Мордовия г. Саранск, ИНН: 1326049148, КПП: 132601001, БИК: 048952001, расчетный счет №40101810022020017002, ИНН - 1326194787, назначение платежа - за нарушение водного законодательства, не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу либо со дня исчисления срока отсрочки или срока рассрочки, предоставленных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Копии постановления: направить МП «Кадошкиноэлектротпелосеть» и для сведения в отдел государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.
Судья А.А. Белоусов