2-1202/10-2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2011 года. город Петрозаводск.
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Петракова М.Ю., при секретаре Селифановой Н.В., с участием представителя ответчика по доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокиной О.А. к Следственному управлению Республики Карелия Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации о взыскании денежной суммы и компенсации морального вреда,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что 12 марта 2010 года постановлением Лахденпохского суда в связи с возбуждением уголовного дела истица была отстранена от занимаемой должности - <данные изъяты>, назначено к выплате пособие в размере 5 МРОТ. До настоящего времени, несмотря на действующее постановление от 10.06.2010 года СОСУСК следователя ФИО2 об удовлетворении ходатайства о производстве выплат, постановлений Лахденпохского районного суда от 12.03.2010 года, 01.11.2010 года, от 21.12.2010 года, денежные средства не выплачиваются. Обязанность по выплате пособия возложена на СУСК при прокуратуре РФ по РК в лице финансового органа. Порядок и размер выплат в подобном случае отражен в Определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ № 84-009-11. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2009 год. Минимальный размер оплаты труда с 01 января 2009 года составляет 4330 руб., таким образом, выплате ежемесячно подлежит 21650 рублей сумма пособия плюс районный коэффициент для районов, приравненных к районам крайнего севера, который в Лахденпохском районе составляет 15%. Всего в месяц к выплате подлежит 24897 руб.50 копеек. С 12 марта 2010 года до 01 февраля 2011 года период невыплаты составил 10 месяцев 20 дней. За 20 дней марта 2010 года подлежит выплате 16062 руб. 90 коп., за 10 последующих месяцев до 01.02.2010 года подлежит выплате 248975 рублей. Итого выплате подлежит 265037 рублей. Кроме того, ст. 395 ГК РФ предусмотрено взыскание процентов в размере учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа. Поскольку, данная выплата является пособием, то выплачиваться оно должно ежемесячно, т.к. день выплаты не установлен, расчетным днем разумно полагать последний день месяца. Исходя из вышеизложенного, согласно приложенному расчету, взысканию подлежит 45032.91 рублей.
Истец просит взыскать с СУСК при прокуратуре РФ по РК невыплаченное пособие в связи с отстранением от должности в сумме 248975 руб. за период с 12.03.2010 года по 01.02.2011 года, проценты за незаконное пользование чужими денежными средствами в размере 45032 руб. 91 копейку, в возмещение причиненного морального вреда в размере 50000 руб.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. Ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствии. Каких-либо ходатайств и заявлений не представила.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО1 с иском не согласилась, представила возражения относительно существа исковых требований.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерство финансов Республики Карелия не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Выслушав представителя ответчика по доверенности, изучив материалы гражданского дела, материалы по жалобе Сорокиной О.А. на бездействие следователя Сортавальского межрайонного СО СУСК при Прокуратуре РФ по Республике Карелия, материалы по жалобе Сорокиной О.А. на постановление заместителя руководителя Сортавальского МСО СУСК при Прокуратуре РФ по Республике Карелия, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 12 марта 2010 года постановлением Лахденпохского суда в связи с возбуждением уголовного дела истица была отстранена от занимаемой должности - <данные изъяты>, назначено к выплате пособие в размере 5 МРОТ. В производстве Сортавальского межрайонного следственного отдела следственного управления находится уголовное дело №, по п."г" ч.4 ст. 290, ч.1 ст. 290, ст. 297 УК РФ в отношении истицы. В рамках расследования данного уголовного дела по ходатайству следователя 12.03.2010 г. постановлением Лахденпохского районного суда Республики Карелия Сорокина О.А. временно отстранена от должности начальника отдела земельных ресурсов и управления муниципальным имуществом Администрации Лахденпохского муниципального района с назначением ей ежемесячного государственного пособия в размере 5 минимальных размеров оплаты труда.. При этом в постановлении суда не дано разъяснений о субъекте, который должен производить выплату указанного государственного пособия, а также о порядке его исчисления. Заявление заместителя руководителя Сортавальского межрайонного (следственного отдела о даче разъяснений о порядке исполнения решения суда от 12.03.2010 Лахденпохский районный суд Республики Карелия 11.01.2011 оставил без удовлетворения. До настоящего времени, по постановлению от 10.06.2010 года СОСУСК следователя ФИО2 об удовлетворении ходатайства о производстве выплат, постановлениям Лахденпохского районного суда от 12.03.2010 года, 01.11.2010 года, от 21.12.2010 года, денежные средства истице не выплачиваются. Обязанность по выплате пособия возложена на СУСК при прокуратуре РФ по РК в лице финансового органа.
Согласно части 1 и п. 8 части 2 ст. 131 УПК РФ ежемесячное государственное пособие в размере 5 МРОТ выплачивается обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, установленном частью первой ст. 114 УПК РФ, является процессуальными издержками, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства. В соответствии с ч. 3 ст. 131 УПК РФ определено следующее: данное пособие выплачивается по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда, однако, сам порядок и механизм его выплаты не раскрывается.
Согласно ч 4 ст. 131 УПК РФ, порядок возмещения указанных процессуальных издержек устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.
Условия назначения государственного пособия при избрании меры принуждения к подозреваемому или обвиняемому при том, что лицо должно быть подозреваемым или обвиняемым и лицо должно обладать статусом должностного лица. Должностными лицами, которым положена выплата государственного пособия, признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Согласно доводам истца, изложенным в исковом заявлении минимальный размер оплаты труда с 01 января 2009 года составляет 4330 руб., выплате ежемесячно подлежит 21650 рублей сумма пособия и районный коэффициент для районов, приравненных к районам Крайнего Севера, который в Лахденпохском районе составляет 15%. Всего в месяц к выплате подлежит 24897 руб.50 копеек. С 12 марта 2010 года до 01 февраля 2011 года период невыплаты составил 10 месяцев 20 дней. За 20 дней марта 2010 года подлежит выплате 16062 руб. 90 коп., за 10 последующих месяцев до 01.02.2010 года подлежит выплате 248975 рублей. Итого по расчету истца выплате подлежит 265037 рублей. Кроме того, ст. 395 ГК РФ предусмотрено взыскание процентов в размере учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа. Поскольку, данная выплата является пособием, то выплачиваться оно должно ежемесячно, т.к. день выплаты не установлен, расчетным днем разумно полагать последний день месяца. Исходя из вышеизложенного, согласно приложенному расчету, истец считает, что взысканию подлежит 45032,91 рублей.
С представленным расчетом не согласен ответчик, представил свой расчет государственного пособия, подлежащему выплате истцу. Полагает, что Сорокиной О.А. неверно применен минимальный размер оплаты труда 4330 рублей, следовало исходить из размера в 100 рублей. Пунктом 4 ст. 131 УПК РФ предусмотрено, что порядок возмещения процессуальных издержек устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время данный порядок не разработан, в связи, с чем необходимо исходить из положений имеющихся нормативных правовых актов. Согласно позиции ответчика, у следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Карелия нет законных оснований производить Сорокиной О.А. выплату указанного государственного пособия в размере 5 МРОТ в связи с тем, что в действующем законодательстве не содержится положения, в соответствии с которым на него данная обязанность была бы возложена. Согласно ст. 4 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 01 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. По мнению представителя ответчика Уголовно-процессуальный Кодекс РФ четко определяет, что выплаты обвиняемым, временно отстраненным от должности, являются именно пособиями. Исходя из этого, ответчиком сделан вывод о том, что выплата пособий в размере 5 минимальных размеров оплаты труда должна производиться исходя из базовой суммы, равной 100 рублям (то есть 500 рублей ежемесячно).
Согласно Письму Федеральной Таможенной службы от 11.10.2010 г. «О размере пособия при временно отстранении от должности по решению суда» даны следующие разъяснения. Согласно ч. 6 ст. 114 и п. 8 ч. 2 с. 131 УПК РФ временно отстраненному от должности подозреваемому или обвиняемому по решению суда выплачивается ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда, установленный ст. 1, применяется исключительно для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.
Исходя из содержания ст. 4 и 5 ФЗ базовая сумма 100 рублей применяется при исчислении размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также налогов, сборов, штрафов и иных платежей, в то время как ежемесячное государственное пособие, выплачиваемое временно отстраненному от должности подозреваемому или обвиняемому по решению суда, к таковым выплатам и платежам не относится. С учетом того, что ежемесячное государственное пособие призвано компенсировать потери в денежном содержании соответствующих должностных лиц, расчет ежемесячного государственного пособия следует производить исходя из установленного минимального размера оплаты труда, применяемого для регулирования оплаты труда, который с 1 января 2009 года составляет 4330 рублей в месяц.
Таким образом, довод представителя ответчика о том, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. "О минимальном размере оплаты труда" при выплате ежемесячного государственного пособия временно отстраненному от должности подозреваемому или обвиняемому суд должен исходить из базовой суммы, равной 100 рублям не основан на нормах действующего законодательства, не вытекает из содержания данной нормы, согласно которой базовая сумма в 100 рублей применяется при исчислении налогов, сборов, штрафов, иных платежей, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам.
Довод представителя ответчика о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность и не содержится положения, в соответствии с которым на ответчика обязанность по выплате пособия была бы возложена. Данное обстоятельство по словам ответчика обусловливает отсутствие какого-либо целевого финансирования для производства указанных выплат, а их производство за счет других статей бюджета невозможно, поскольку это противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Обеспечение деятельности Следственного комитета, включая материально-техническое, финансовое обеспечение, создание необходимой инфраструктуры, материальное и социальное обеспечение лиц, проходящих федеральную государственную службу в Следственном комитете, является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно Письму от 15.05.2009 г. Министерства финансов Российской Федерации, выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, установленном ч. 1 ст. 114 УПК РФ, является процессуальными издержками, которые возмещаются за счет федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства. П. 4 ст. 131 УПК РФ предусмотрено, что порядок возмещения процессуальных издержек устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пособие выплачивается обвиняемому либо за счет федерального бюджета, либо средств участников уголовного судопроизводства. В случае выплаты Пособия за счет федерального бюджета, по мнению Минфина России, возможно предусмотреть, что в случае, если работодателем является федеральное бюджетное учреждение и выплата Пособия должна быть осуществлена за счет федерального бюджета, то оплата расходов по выплате Пособия может осуществляться в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных указанному федеральному бюджетному учреждению на выплату заработной платы сотрудникам бюджетного учреждения.
В части указания в исполнительных документах в качестве должников по выплате Пособия органов Федерального казначейства Министерство Финансов РФ сообщило, что в соответствии с положениями бюджетного законодательства Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом согласно положениям гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 242.3, 242.4, 242.5) исполнительные документы (исполнительный лист, судебный приказ), предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений - должников, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю бюджетных средств лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Выплата пособия, признанного процессуальными издержками, возмещается за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного процесса, в связи с чем, выплата государственного пособия должна быть произведена Министерством финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Карелия за счет средств казны Российской Федерации.
Данное положение закреплено и в ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой "исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию.
Если при подготовке или рассмотрении дела судья придет к выводу, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, он с соблюдением правил ст. 41 ГПК РФ по ходатайству ответчика может произвести замену ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия истца. Истцом ходатайство не заявлено, в судебное заседание истец не явился, таким образом, дело рассматривается по заявленным требованиям.
С учетом всех обстоятельств, принимая во внимание доводы сторон, исходя из принципов разумности и справедливости, руководствуясь требованиями закона, суд считает, иск к ответчику удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Сорокиной О.А. к Следственному управлению Республики Карелия Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации о взыскании денежной суммы и компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти дней через Петрозаводский городской суд.
Судья М.Ю. Петраков.
Мотивированное решение в соответствии со ст.199 ГПК РФ составлено ДД.ММ.ГГГГ.